Овинник :: Общие сведения

Nov 06, 2020 19:48



мировоззрениерелигиозноеязычествоперсонажидухи ⟩ овинник


Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, овинный дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - домашний дух, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот. Олицетворение овинного огня и овина в целом.

Согласно народным поверьям, овинник обычно имеет вид сердитого, угрюмого и молчаливого старика; человекоподобного существа, с ног до головы облепленного мякиной и паутиной; похожего на кота или на медведя лохматого тёмного (чёрного) существа с горящими разноцветными глазами, измазанного сажей, и т.п. Кроме того, он может принимать облик громадного (размером с дворовую собаку) чёрного кота с горящими глазами, а также медведя, барана или собаки. Иногда считалось, что овинник может показаться покойником. По некоторым поверьям, овинник нередко принимает и человеческий облик (чаще всего - облик кого-либо из домочадцев, членов семьи); в этом случае он иногда бывает очень высокого или, наоборот, очень низкого для человека роста и имеет всклокоченные, «дымные» волосы и зычный, «толстый» голос. Кроме того, по народному убеждению, «овинник умеет лаять по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего».

Живёт овинник, по народному убеждению, в овинной сушилке, где разводят теплины, в самом дальнем углу подлаза, «в нижней части строений, где разводят теплины и днём пекут деревенские ребята картошку». Во многих местах верили, что овинник, подобно другим домашним духам, живёт не один, а вместе со своей супругой или подругой - овинницей; обращаясь к ним, их обычно уважительно величали «подовинникбатюшка и подовинница-матушка».

Согласно народным поверьям, овинник - полновластный хозяин овина - всегда «следит за работой» и нередко сам трудится в овине, обычно при этом принимая облик крестьянина (например, хозяина дома). Считалось, что он оберегает овин и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти; часто даёт хороший примолот; подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно; обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п.

Однако, по мнению крестьян, если овинник бывает сердит на хозяев, то всячески вредит им. Так, по поверью, овинник может сжечь овин, закинув между колосниками уголь, если рассердится на хозяев за то, что они сушили снопы во время сильных ветров. Может он сжечь овин и в том случае, если хозяева мешали ему или не выказывали должного уважения, нарушали особые запреты, связанные с овином, или даже пытались выжить его, овинника, с его любимого места у огня. Считалось также, что овинник очень не любит, когда его стараются увидеть или упоминают попусту: в этом случае он может раскидать все снопы, грабли, молотила по всему овину и вообще устроить страшный беспорядок.

Иногда овинник может стараться навредить и непосредственно хозяевам, особенно если те сильно ему чем-то не угодили. Рассказывали, например, что овинник, рассердившись, «поперхнёт у костра в бок так, что едва не соберешь дыхание»; он может даже убить хозяина, чем-то досадившего ему: может «запихать в печь», сжечь вместе с овином и т.д. Так, в одной из быличек овинник, которого хозяин овина прогнал с его любимого места у огня, не только сжёг овин, но и наслал на мужика тяжелую болезнь, от которой тот вскоре и умер.

О злых проказах овинника в самых разных местах ходили разные рассказы. Так, в Брянских лесах (в Орловской губернии) рассказывали такой случай с бабой, в Чистый понедельник зашедшей в овин трепать лён для пряжи: только она успела войти, как кто-то «затопал, что лошадь, и захохотал так, что волосы на голове встали дыбом»; однако смелая баба осталась и продолжала трепать лён столь долго, что родные хватились её и стали искать, однако не нашли. Как настала пора мять пеньку, вся семья пошла в овин и увидела на гребне висящую кожу той бабы, и при этом вся кожа была цела, «и можно было различить на ней и лицо, и волосы, и следы пальцев на руках и ногах». На Смоленщине рассказывали про мужика, который вздумал сушить овин на Михайлов день: овинник, рассердившись на него за это, вынес его из подлаза и на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнём, при этом столь застращав виновного, что он за один год поседел, как лунь.

Согласно народным поверьям, овинник ревностно следит за тем, чтобы овин не топили в неустановленные, праздничные дни, и особенно в те дни, когда овин именовался «именинником». Такими праздниками считались в народе дни Фёклы Заревницы (7.Х), Воздвиженья (27.IX) и Покрова (14.Х); нередко к ним причислялся и день Кузьмы и Демьяна (14.XI). В эти дни овин «отдыхал», а молотильщиков, «овинного хозяина» и даже сам овин угощали, чаще всего кашей и пирогами; при этом пироги и кашу для овинника оставляли в подлазе. В дар овиннику приносили и петуха, которому отрубали голову у входа в овин и кровью его кропили по всем углам. Тех же, кто в эти праздники нарушает запрет на работу и топит овин, овинник, по народному убеждению, жестоко накажет: спалит овин и погубит находящихся в нем людей, «согнёт в дугу» работающего в овине хозяина и т.д.

«Овинным праздником» считались и дни начала и окончания работ в овине. Так, например, при первом просушивании овина хозяева обращались к овиннику с просьбой охранять овин от напастей; при этом первый привезённый с поля сноп бросали в огонь как дар «хозяину» овина. Начиная топить овин, во многих местах прежде просили у «хозяина» позволения. В день окончания работ в овине овиннику приносили угощения; в некоторых местах при этом низко кланялись и говорили: «Спасибо, батюшко-овинник, послужил ты нынче верой и правдой!» или «Спасибо, хозяинушко батюшко, что подсобил обмолотиться!» В Сибири после завершения работ в овине оставляли не только гостинцы, но и необмолоченный сноп в дар «суседку-овинному ».

Все эти подарки овиннику приносили с целью умилостивить его, задобрить, отвести от себя его гнев. Хотя овинник и считался домашним духом, предком и покровителем семьи, во многих поверьях он, в отличие от домового, - довольно злокозненное, недоброе существо, способное за небольшую провинность не только сжечь овин, но и убить хозяев. Согласно многим поверьям, самым зловредным и опасным из домашних духов является банник, а сразу за ним следует овинник: «его трудно ублажить-усмирить, если он рассердится и залютует... Тогда на овин рукой махни: ни кресты по всем углам, ни молитвы с обносом иконы Богоматери Неопалимой Купины не помогут, и хоть шубу выворачивай мехом наружу и стереги гума с кочергой в руках на Агафона-гуменника (22-го августа)».

В некоторых местах люди, опасаясь овинника, старались не топить овин поодиночке; ночевать же в овине часто опасались даже хозяева. Чужие же люди и вовсе не должны были заходить в овин ночью и тем более ночевать в нём. Согласно поверьям, овинник вообще очень не любит, когда в овин приходят посторонние, и пугает их: лает по-собачьи, хлопает в ладоши, хохочет и т.д. может уморить угаром. Но ещё больше он не любит ночлежников, особенно тех, кто у него «не попросился», и может даже задавить человека, если тот один ночует в овине.

Однако в некоторых местах верили, что если попроситься у овинника, то в овине можно ночевать совершенно свободно: овинник не тронет и даже защитит человека от нечистой силы. Так, про овинника говорили, что «он, батюшка, чужому не выдаст, только помолиться ему: "Овинный батюшко, побереги, постереги от всякого зла, от всякого супостата раба Божия"»; иногда считали, что он «такой же, как домовой». Известно несколько быличек, в которых овинник спасает хозяина от преследующего его покойника-еретика: он прячет попросившего его о помощи хозяина и до утра дерется с покойником, не подпуская его к человеку. Вообще овинника, по народному убеждению, «часто бороться охотка берёт». Так, считалось, что он очень не любит банника и часто дерётся с ним; нередко дерётся с враждебной человеку нечистой силой (например, с упырем), не впуская её в овин. В некоторых местах рассказывали, как овинник, желая побороться, «из пазухи овина покойником кажется» и зовёт: «Давай и обратаемся!»

Согласно народным поверьям, овинник «ведает будущее» и может предсказывать девушкам судьбу, если они ночью в какой-нибудь праздник (обычно на святки, чаще же всего - на Васильев вечер) гадают в овине или у овина. Одно из таких гаданий совершалось следующим образом: девушка (обычно ночью, в полночь, между вторыми и третьими петухами) подходила к овину, задирала юбку, становилась задом к окну, в которое делалась насадка хлеба, и говорила: «Овинник-родимчик, суждено ли мне в нынешнем году замуж идти?»; считалось, что если овинник прикоснется к обнажённому девичьему заду мохнатой рукой, девушка в этот же год выйдет замуж за богатого, если голой рукой - выйдет за бедного, а если нс прикоснется вовсе - останется «в девках». При гадании иногда также клали руку в окно овина или заходили в овин, задавая тот же вопрос и ожидая прикосновения овинника.

Деревенские овины - это строения, сгорающие едва ли не каждую осень, так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы горят легко; но при этом овинников, которых хозяева овина нередко винили в пожаре, огонь, по народному убеждению, не трогает. Так, повсеместно считалось, что обычного пожара овинник не боится: он поселяется на печь или на обгорелое бревно и ждёт, когда хозяева построят новый овин, в который он может вселиться. Однако при этом считалось, что овинник может погибнуть в огне, если овин загорелся от молнии, и другой овинник на таком месте уже никогда не поселится.

Излюбленным временем у овинников считалась полночь, время между вторыми и третьими петухами; в это время, по поверьям, его можно увидеть ненароком или даже специально. Вообще считалось, что увидеть овинника (как и домового, и вообще нечистую силу) можно на Пасху, обычно через хомут, хомут и борону, три бороны и т.д. Однако одним из самых надёжных способов увидеть овинника, как и другого домашнего духа, считался такой: спустившись на третью ступень внутренней лестницы, ведущей в хлев, нагнуться и посмотреть промеж ног. При этом, однако, видеть его считали нежелательным, полагая, что овинник может рассердиться на подглядывающих за ним хозяев и сжечь овин или по-другому навредить домочадцам.

[] Овинник в славянской и русской мифологии

Кто такой овинник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото овинника.

Чего бояться, если увидишь овинника? Как наказывает живущий в овине дух овинник?

Как вызвать и задобрить овинника? Как с ним общаться?

Как рисовать карандашом овинника (пошагово)?


Читайте также:
    - другие персонажи русского язычества

овинник

Previous post Next post
Up