Бортничество, или бортевое пчеловодство - исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев (в отличие от содержания пчёл в колодах или ульях). Термин «бортничество» происходит от слова борть, означающего «дупло в дереве, жилище пчелиной семьи». На Руси бортничество являлось наиболее важной отраслью хозяйства как минимум с XIII века. В самых различных письменных источниках встречаются термины, связанные с этим промыслом: «борть», «земля бортная», «бортные ухожаи», «леса бортные», «пни дубовые бортные», «борти дубовые», «бортища», вотчина «бортная», «стан бортной», деревня и сёла «бортные», - «бортники», «старосты бортные», глагол «бортничать»; упоминаются мёд, пчёлы, «медовары». Все эти и другие подобные свидетельства существования бортничества указывают на большую распространённость этого промысла во второй половине XIII-XV в. на Руси (включая Новгородскую и Псковскую земли). Разумеется, речь идёт о тех районах, где природные условия позволяли заниматься бортничеством. Например, пока не обнаружено никаких известий о занятиях бортничеством в Белозёрском и Вологодском уездах. Правда, в Белозёрской таможенной грамоте мёд упомянут, но лишь в числе товаров, которые «купит», а не «привезёт» на торг, «белозерець городской человек».
Бортничество давало мёд, который заменял в те времена сахар. В «Троицком обиходнике» мёд упоминается в качестве сладкой приправы к блинам и каше. Впрочем, в то время сахар был уже известен на Руси. Из мёда приготовляли напитки. Источники упоминают «мёд» различных видов: «белый», «обарный», «пресный», «сыченый», а также «сыту».
Другой продукт бортничества - воск употребляли главным образом для изготовления свечей, которые неоднократно упоминаются в источниках. Древнерусская толстая и длинная свеча с витым узором впервые найдена при раскопках в Новгороде. Воск, по-видимому, так же, как и в более позднее время, использовали для вощения ниток, приготовления пластырей и мазей; воск со смолой служил в качестве замазки для посуды и лодок и т.д. Воск в виде жёлтых кругов изображён на миниатюрах, «круги воску» упоминаются в письменных источниках. «Катание» свечей из воска изображено на одной из миниатюр «жития» Сергия Радонежского, иллюстрирующей текст о том, что Сергий кутью «варяше и свечи скаше». Об обработке воска на, Руси того времени в источниках мало данных.
О значительном месте бортничества в хозяйстве Руси свидетельствует развитая терминология, связанная с этим промыслом. Кроме названных терминов, в источниках встречаются: пчелиная «матка» («яко пчелы к матце»), «рой» («аки рою пчелину», «рои с медом»), «вощина» - восковая ячейка в улье («пчелы... сот сплетая», «обидоша мя, яко пчелы сот»). Известен был и термин «трутень» («троут»). В одном памятнике XIV века говорится: «... яко же троут троуд бъчелин яст». Термин «трутень» употреблялся и в более ранние времена. В одном акте конца XV века встречено прозвище «Трутень». Время сбора мёда обозначалось словом «медолаз». Трудолюбивая пчела издавна была одним из любимых и традиционных художественных образов древнерусских книжников.
Общеизвестно то большое значение, которое имели мёд и особенно воск в торговле Руси с Западом, главным образом через Новгород и Псков. Есть сведения о торговле мёдом и на внутреннем рынке.
Объектом эксплуатации при бортном промысле были бортные деревья: дуб, сосна, липа. Обычно в источниках упоминаются дубовые борти, но в одном акте (около 1503-1504 гг.) говорится о бортных соснах. Бортные сосны упоминаются и в более поздних источниках. Для устройства искусственных бортей могли также употребляться вязы, тополи, ветлы.
Бортничество XIII-XV вв. (а, возможно и более раннего времени) неправильно представлять как простое собирательство мёда, без каких-либо особых орудий и приспособлений. Как показывают этнографические материалы конца XIX века, относящиеся к территории нынешней Белоруссии, например, для того, чтобы добраться до борти, находящейся высоко на толстом и гладком дереве, требовалось применять специальное устройство в виде «люльки», подвешенной с помощью длинной верёвки к дереву. Сам процесс извлечения мёда был достаточно сложным: для его выемки необходимо сделать отверстие при помощи бурава, тонкой пилы и долота. Поскольку готовые дупла редко удобны для пчёл, издавна, как полагает А. Сержпутовский, делали искусственные борти и в виде искусственных дупел на стоящих деревьях, и в виде колод, которые поднимались на деревья специальными воротами и лебёдками. Колоды-борти поднимали высоко на дерево, потому что пчёлы не любят жить низко, а также чтобы уберечь мёд от медведей. Поднятые на дерево борти устанавливали на сучьях или на специальных полатях, покрывали берестой и лубом от дождя и снега. Для защиты от медведей привешивали на верёвках чурбаны с острыми сучьями, а внизу у дерева набивали колья. В ствол дерева вбивали острые ножи, полати усаживали длинными гвоздями. Для отпугивания медведей, а также птиц применяли пугала, трещётки, колокольчики и т.д.
В источниках очень мало сведений, чтобы с достаточной полнотой осветить уровень и технику бортного промысла на Руси во второй половине XIII-XV в. Но кое-какие данные всё же есть. В древнерусской «Повести» о введении в Муроме христианства упоминаются «ременная плетения древолазная», применявшиеся, очевидно, при бортном промысле. О том, что борти могли находиться высоко и за мёдом приходилось «лести на древо в высоту», говорится в «Повести о Петре и Февронии». «Аще ли кто урвется, сеи живота гонзнет», - подчёркивает эта повесть опасность бортного промысла. Случаи, когда кто-нибудь «з древа убьется» предусматриваются в ряде документов того времени. По-видимому, в них речь идёт также и о падении с бортного дерева.
Основным орудием бортного промысла были, очевидно, топор, специальный нож для вырезывания мёда («медорезка»), древолазные шипы. И медорезки и древолазные шипы известны по археологическим находкам. В конце XIX века в западных землях, кроме того, применяли бурав, долото, скобель, молоток (типа киянки), пешню и т.д. В двух псковских актах (первой половины XIV и XV в.) встречается слово «пешня». Поскольку в обоих текстах «пешня» упомянута вместе с «бортью», возможно предположить, что речь идет об орудии бортного промысла.
В XIV-XV вв. производилась и какая-то особая обработка естественных бортей и даже изготовлялись искусственные борти. Так, в одной псковской купчей грамоте первой половины XIV века упоминается «борть стародетъ и новодетъ» («борть детая значит дерево выдолбленное; борть недетая - дерево, к которому прикреплен улей»). Жалованная грамота звенигородского князя Юрия Дмитриевича, выданная им в 1404 г. Савво-Сторожевскому монастырю, сообщает о бортнике А. Телицыне, который «борти манастырскии делаеть». О какой-то обработке деревьев в Суздальском уезде говорится и в правой грамоте 1453-1462 гг.: «... бортники старые боръти ходят, а новые боръти делают». О том же сказано в записи 1462-1505 гг. относительно бортного леса Троице-Сергиева монастыря: «... а дерев выделано бортей и старых и новых полторы тысячи». В писцовой книге Шелонской пятины говорится также: «39 бортей со пчелами, а дели 351 древо». Может быть, и здесь речь идёт о деревьях, приготовляемых под бортный промысел.
В духовной грамоте 1392-1427 гг. П. Строева вместо «бортей» или бортных деревьев упомянуты «трое пчел» (три улья пчел?). «Да в том же ухожае борти ему собе и иные делать и кузовы ставити», - читаем в писцовой книге Водской пятины. По определению В.И. Даля, «кузов» - это «плетёный либо гнутый, лубочный улей, вешаемый вместо борта на деревья». Впрочем, новгородские писцовые книги конца XV века знают и термин «улей» (пчёлы «улейные», мёд «улейный»). «Множество... пчел во улии» упоминается в «житии» Андрея Юродивого.
По-видимому, техника бортного промысла на Руси зависела от местных условий (например, от наличия достаточного числа естественных бортей). Не исключено, что кое-где уже существовало пасечное пчеловодство. А. Кампензе в начале XVI веке писал, что в «Московии» «поселяне... держат домашних пчел близ своих жилищ и передают в виде наследства из рода в род». О пасеках неоднократно (с 1400 г.) говорится в актах, относящихся к южной и западной России. В этих актах упоминаются «колоды меду», поэтому возможно, что указания на «колоды», «колодья» в других источниках также следует рассматривать как связанные с бортным делом. Так же, вероятно, надо трактовать и специальные упоминания в этих актах «пней» и «дубья» (ср.: «што на тех землях... дубье, и чашник мой и староста бортной в то ся дубье.. не вступают»).
На значительные масштабы бортного дела в отдельных феодальных вотчинах указывает запись 1462-1505 гг. о наличии в одном из владений Троице-Сергиева монастыря 1500 бортных деревьев. Об этом же свидетельствует существование в феодальных хозяйствах особых «бортников» (специалистов или организаторов этого промысла), целых «бортных» деревень, сёл и «вотчин», даже «станов», а также должностей «сытников», «медоваров», «подвозников медовых», «подлазников» (от «подлазить» - вырезывать мёд из борти, улья), «чашника» и особого «чашничего пути» (у великих князей).
По данным источников, бортники по социальной принадлежности могли быть и вольными слугами, и холопами, и крестьянами. Эти данные позволяют также предположить, что бортничество выделялось в специальную отрасль хозяйств. Но процесс этот остался незавершённым, так как и население не «бортных» поселений феодалы достаточно широко привлекали к несению повинностей, связанных с бортничеством.
По источникам известно об «оброке медовом», «меде оброчном», издольном оброке медом, о «медоварах» (очевидно, сборщиках оброка медом), каких-то платежах - «медовом» и «поддубном», о привлечении княжескими бортниками крестьян к бортному «делу», об обязанности населения давать бортникам «кормы» и «подводы».
Бортничество - что это такое в истории? Определение «бортничества» из словаря (не из википедии): Бортничество - это вид хозяйственной деятельности связанный с добычей мёда диких пчёл.
Почему сбор мёда называется бортничеством. Какова этимология слова «бортничество», происхождение термина.
Как по-другому называется бортничество, которым занимались древние славяне?
Когда на Руси появилось бортничество и как широко оно было развито в России?
Где больше всего было распространено бортничество? Бесплатная презентация для детей 6-10 классов.