Ошибки, за которые не расплатишься.

Mar 13, 2014 17:18

Это было ЧТО-ТО! Не знаю, какие слова найти, чтобы описать мой восторг от книги.

Иен Макьюэн, "Искупление".
Однозначно, после Митчелла это второй открытый мной автор, которого я точно захочу читать исчо. Беря в руки роман, я приготовилась к очередному скучному чтиву. Имя автора чёт не внушало оптимизма. А повсеместное упоминание о нём, вообще предполагало какое-то занудство. Ибо, как правило (и чтобы показаться умными), часто расхваливают тех "знаменитых" писателей, кто на поверку оказывается ваще ниапчём. Но тут... Порой, наплевав на всё, я по нескольку часов сидела и читала эту книгу. Произведение довольно толстенькое, а прочитать хотелось быстрее.
Благодаря кому я открыла для себя Макьюэна - скажу позже. А пока по сути.


Сюжет.
О сюжете трудно говорить, ибо это не тривиальный замес. Раскрою ли я все карты, сказав, что это история о том, как одно безмозглое создание способно уничтожить всё, что дорого ей и её близким одним махом? Будет ли спойлером то, что это грустная история о судьбах людей до и во время Второй мировой? Но однозначно, это лавстори, на фоне которой Ромео с Джульеттой просто детская сказочка.

Впечатления.
Как бы это описать?.. Короче, читаешь вот книгу, читаешь и всё вроде как нормально. И только в конце книги осознаёшь, ЧТО  ты на самом деле читала. Вот такой необычный подход сделал Макьюэн для "Искупления". И мне это понравилось. Так же я заценила насколько он ярко и разнообразно представил характеры сових героев. В каждом из них видишь ЛИЧНОСТЬ. Психологически очень точно и реально, никаких шаблонов и избитых образов. Класс! И ещё одной примечательной фишкой было то, что по сути это повествование от лица отрицательного героя, точнее героини. Согласитесь, оригинально.

Интересно, что даже в описаниях пейзажей или интерьеров комнат не было ощущения занудности, не хотелось вздохнуть "о, опять понесло в поэзию!" и перелестнуть пару страниц. К военной тематике я вообще отношусь с... нелюбовью, что ли. Но здесь я прониклась эпизодами войны. И ещё я вдруг стала осознавать, что для Англии Вторая мировая не была менее разрушительной и катасрофичной, чем для России. А в моём сознании было нечто подобное, видимо вбитое советской школьной программой. Типа, для России война была Великой. а остальные обделались лёгким испугом. Однако это не так! Тот же страх людей, бомбёжки мирных городов, тысячи и миллионы трупов от мала до велика... Жути хватило и англичанам.

Кстати, за последние два месяца мне невероятно "везёт" на военную тематику глазами англичан. То фильм посмотрю с событиями Первой мировой, то вот книга попалась о Второй... А ведь у меня на очереди ещё пара фильмом о военных событиях. Мда, прям полоса какая-то. :))

Но я отвлеклась.
Хочется ещё сказать пару слов о героях. Но дабы не смущать тех, кому оно не надо, спрячу всё под кат-спойлер.

Эмилия Толлис.
Я бы сказала, что источник всех бед именно она. Ибо ей пофиг было всё, что происходило в её доме. Она только переживала за свои мигрени и часами сидела погружённая в глубокие "философские" размышления. В жизни семьи она никак не участвовала. Да ей, судя по всему, и не очень-то хотелось. А свою младшую дочь вообще пустила на самотёк. Только умилялась ей и потворствовала в разных прихотях, ни журя даже тогда, когда надо бы. Вот и выросло что выросло!

Брайони.
Я на протяжении всей книги не испытала даже секундного сочувствие ей. А чему сочувствовать? Избалованная в доску, неуравновешенная, экзальтированная идиотка с манией величия и больной фантазией. У ней всё делилось только на чёрное и белое, иного просто не дано. Как и мозгов, видимо. И кое-что в её характере так и не изменилось даже 60 лет спустя. Простить за раскаяние? Вот не хочется совсем. Ибо ей было не два годика, когда она учудила ТАКОЕ! Вполне осознавала, что делала и упивалась своей местью. Приведу пару цитат из книги, с которыми я полностью согласна:

"Она предлагает возможность оправдания. Но не ради него. Он-то не сделал ничего дурного. Неужели он должен быть ей за это благодарен? Брайони делает это ради себя, потому что собственное преступление не даёт ей жить...

Да, она была всего лишь ребёнком. Но не каждый ребёнок своей ложью отправляет человека в тюрьму. Не каждый ребёнок так целеустремлён, злобен и так настойчив: никаких колебаний, ни малейших сомнений".

И сдаётся мне, что даже истинный "виновник" мне не кажется таким уж виновником, как представлялось Брайони всю оставшуюся жизнь. Нет веских причин считать, что всё было НАСТОЛЬКО преступно, потому как самой "жерте" явно всё понравилось. Она не хотела никакой мести, просто в нужный момент промолчала, выгораживая "преступника". Да и психологически она не исзменилась ни капли, хотя в жизни такие события очень меняют женщин, а юных девушек и подавно.

О книге всё. Осталось лишь сказать о том, кому хочу сказать "спасибо" за эту книгу и нового для меня автора. Бенедикт Камбербэтч. Именно! :)))))))

Вообще, интересно вышло у меня с этой книгой. Ища, что почитать дальше, я вспомнила как где-то в интервью говорилось о том, что Бенедикт читал Макьюэна. Но вспомнить названия книги я так и не смогла. Тогда я глянула на свой список имеющегося, и выбрала чисто интуитивно - "Искупление". Пару дней спустя я пошла на торренты скачать киношек. И увидев "Искупление" я вспомнила: ну конечно! Тогда в интервью говорилось о том, что Бенедикт, дабы проникнуться ролью, даже читает те произведения, по которым снимается фильм. Так было и с Конаном Дойлем, и с... "Искуплением" Макьюэна. Все пазлы в моей голове сошлись. Рука сама потянулась к нужной мне книге - ну надо же! :))) Теперь осталось посмотреть фильм. Роль у Бени там мизерная, но это не отменяет просмотра, а скорее наоборот. ;) Только бы быть объективной в оценке самого фильма. А то знаете ли...

читаю и перечитываю, современная проза

Previous post Next post
Up