Афоня - герой нашего времени два

Jun 05, 2022 12:41


Не ругайте меня дома,
Меня не за что ругать,
Мое дело молодое,
Мне охота погулять.Подобно тому как Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Печорина блестяще сумел обрисовать обобщённый портрет представителя «потерянного поколения» 1830-х годов, Георгий Данелия в фильме «Афоня» метко нарисовал портрет «героя» времён позднего СССР. Не знаю, ставил ли ( Read more... )

фильмы, заметки

Leave a comment

Comments 11

livejournal June 5 2022, 11:33:48 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


ua_katarsis June 5 2022, 13:15:33 UTC
читаю вашу книгу
могу у себя процитировать избранные места?!
разумеется, с указанием авотрства

Reply

sverc June 5 2022, 15:26:08 UTC
Да, конечно.

Reply

ua_katarsis June 5 2022, 15:34:45 UTC
но я честно скажу.По поводу Русского каганата я больше склоняюсь к мнению академика Б.Рыбакова, с которого и начинал,собственно, внешкольное изучение Древней Руси.
Мысль про салтово-маяцкую культуру как носительницу РК, в свете ваших аргументов соблазнительна-но непривычно относить "Русь" так далеко от Днепра
Где так мало топонимов и гидронимов

Reply

sverc June 5 2022, 17:59:10 UTC
Это право любого читателя - склоняться к той точке зрения, которая ему ближе. Новая статья продолжающая развитие "аланской" концепции - "Хакан народа рос": https://cyberleninka.ru/article/n/hakan-naroda-ros

Reply


lenivtsyn June 6 2022, 19:07:19 UTC
Михаил Лифшиц поднимал эту тему в своих работах. Писал, что блага, "дарованные" сверху, никогда не находят отклика в народе. И это ещё хорошо, когда оставляют равнодушными, зачастую люди бунтуют и уничтожают такие блага (изрезанные кресла в советских кинотеатрах, разломанные скамейки в парках, разбитые панели автобусных остановок и т.д.). Деградация и распад - следствие отсутствия народной самодеятельности, выбора, т.е. в итоге - личной свободы.

Reply

sverc June 6 2022, 19:44:42 UTC
Даже если блага не дарованы сверху, а завоёваны народом в борьбе, то и в этом случае ценить их будет только собственно "завоевавшее" поколение, а по мере смены поколений они точно также начнут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, вызывающее равнодушие, а то и протест. Собственно, ведь и в СССР произошло нечто подобное: люди, жившие в 20-50-е годы и прошедшие революционную борьбу-гражданскую войну-индустриализацию-Великую Отечественную ценили социальные гарантии, вводившиеся советской властью, а вот поколениями, входившими в жизнь уже в "сытые" 60-80-е годы они стали восприниматься как данность со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Reply

lenivtsyn June 6 2022, 20:58:30 UTC
Ну, реально завоёванное в борьбе и посейчас остаётся: монархии нет, сословий нет, землевладения помещичьего нет, недра принадлежат государству, а церковь, наоборот, отделена, 8-часовой рабочий день сохраняется, формальное равенство полов и т.д. Социализма не построили, но так его-то как раз строили уже всё больше сверху. В том-то всё и дело. В результате в перестройку можно было наблюдать интересный парадокс: шахтёрские забастовки по сути выступали против социализма - и в этом отличались от изрезанного кресла только по форме и степени "протеста", но (!) они же дали пример невиданной после 1917 года массовой самодеятельности, самоорганизации, по сути возродили советскую власть, какой она была в момент своего установления, только на месте советов оказались забасткомы. На какое-то время власть в шахтёрских городах и посёлках фактически перешла к ним - просто потому что официальные власти растерялись и бездействовали, даже милиция не патрулировала. И что же? Рабочие сами ввели сухой закон и сами контролировали его выполнение. Все ( ... )

Reply

snegsever June 12 2022, 04:49:55 UTC
Вы уверены, что перечисленное вами в первом предложении - это такое огромное достижение? Как писал по сходному поводу сатирик: "Если плохое новое заменяет хорошее старое, это - прогресс?"

Reply


ext_3248040 July 8 2022, 16:03:39 UTC
1. Проблема условных Афонь не в комфорте брежневской эпохи и не в утрате смысла, а в урбанизации. Человек родился в деревне, переехал в город и не смог в полной мере адаптироваться к новым условиям.
2. Не согласен с утверждением, что тема "лишних" людей возникает только в спокойные и комфортные эпохи. До Лермонтова Грибоедов описал фамусовское общество, причем речь идет о послевоенном периоде (после наполеоновских войн). В "Золотом теленке" Ильфа и Петрова фигурирует Васисуалий Лоханкин, и это в межвоенный период в эпоху колоссальной трансформации общества.
3. Нельзя сказать, что тема эта исключительно отечественная. "Селефаис" Г.В. Лавкрафта, "Исповедь "неполноценного" человека" Осаму Дадзая о сходных проблемах. Оба персонажа не вызывают у читателей никакого негатива. Движение хиппи 60-х, хикикомори в современной Японии. Американское, европейское или, к примеру, японское общество по мере прогресса проходило через аналогичный ментальный слом, не все смогли полноценно жить в условиях урбанизированного общества.

Reply


Leave a comment

Up