Волчий Пастырь

Jun 21, 2007 21:36

Святого Георгия Победоносца славяне почитали как покровителя земледелия и скотоводства. И вместе с тем Георгия (или, как его еще называют, Егория) называли «волчьим пастырем». Крестьяне говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал» . Детям рассказывали забавную притчу: «Пришел волк к коню и сказал: «Святой Егорий велел съесть тебя». Конь ответил: «Ну что ж, раз велел, так ешь. Начинай только сзаду, а на переду я еще похожу». Волк зашел сзади, а конь его копытами в лоб» .
Волк часто встречается в древнерусских орнаментах. Так, в резьбе Дмитриевского собора города Владимира, например, настенные росписи насчитывают более сорока волчьих образов.



Во множестве обрядовых песен и заговоров упоминается, что скачущего на коне Георгия сопровождают
волки (ряд европейских народов называет волков - "собаками Волчьего Пастуха" , а эстонцы - "щенками Святого Юрия" ),волки на Украине называются хортами или хартами (т.е. собаками) св. Юрия или Юровыми собаками.

В мифологических представлениях народов волк тесно связан с собакой. Для всех мифов о волке характерно сближение его с мифологическим псом. У скандинавов два волка - Гери и Фреки сопровождали Одина в качестве его "псов". Именно для индоевропейских мифологических представлений вполне возможно "смешивание" волка и собаки.

Одна из народных легенд, содержащая в себе мотив изначального подчинения Егорием волков, гласит: "Ехал Георгий на коне, да ударил копьём волка, коий хотел ухватить коня за ногу. "Почто бьёшь меня, коли есть хочу?" - спрашивает волк. - "Есть хочешь - спроси у меня" - говорит Георгий; и продолжает - "Вон, возьми ту лошадь - хватит на несколько дней" . В этом же контексте уместно будет упомянуть известное сказание "Егорий Храбрый" также содержащее мотив
покорения Егорием диких зверей:

"Наезжал Егорий на стадо звериное,
На стадо звериное, на рыскучее...
Нельзя было Егорию проехати,
Нельзя было подумати.
Святой Егорий проглаголует:
- Ой вы гой еси, звери лютые,
Звери лютые, вы рыскучие!
Разбегайтесь вы, звери, по всей земле,
По всей земле светло-Русской,
По крутым горам, по высокиим,
По темным лесам, по дремучиим,
Вы пейте поведенное, благословенное
От святаго Егория Храбраго -
По божьему все повелению,
По Егориеву молению,
Разбегалися звери по всей земли,
По всей земле светло-Русскией,
Они пьют-едят повеленное,
Повеленное, благословленное"

Интересно, что наряду с широко предпринимаемыми обережными действами, направленными против волков, бытовало ещё одно поверье, суть которого сводилась к тому, что задранная волком скотина воспринималась как своеобразная жертва и в будущем сулила хозяину удачу.

Потому не случайно оберечь домашний скот от волков просят именно Георгию. В частности, один из обережных заговоров прямо указывает на то, что он покровительствует волкам: "Святый Ягорий храбрый, выгоняй своих собак, лессовых и полявых у сине моря, каб яны на синим мори белый камень достали, а мойго скота не чепали" , "на что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том и порешится."

...Пастырь Егорий
Спит под землею.
Горькое горе,
Время ночное...

Встал он из ямы,
Бурый, лохматый,
Двинул плечами
Ржавые латы.

Прянул на зверя...
Дикая стая,
Пастырю веря,
Мчит, завывая.

Месяц из тучи
Глянул рогами,
Пастырь бирючий
Лязгнул зубами.

Горькое горе
В поле томится.
Ищет Егорий,
Чем поживиться...

Интересно, что леший, появляясь в волчьем облике, выглядит либо белым как снег, волком, либо опять же "волчьим пастырем" , вокруг которого волков "видимо-невидимо" , "тьма-тьмущая, пожалуй, до тыщи будет" . В качестве хозяина над волками леший выполняет те же фукнкции, что и святой Георгий: "костер разложен, а кругом волки сидят, и с ними сам Егорий Храбрый" (Самарский край). Образ святого Георгия, по всей видимости, утратил то, что сохранил более древний образ лешего - представление о волках как о душах мертвых и об их хозяине, соответственно, как о владыке этого царства.
Белый цвет выделяет такого волка как высшее,наделенное сверхъестественными способностями существо: это «старший» волк или лесной царь, «хозяин», оборотень. В повествовании из Смоленской губернии белый царик (белый волк) водит волчьи стаи: «Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то
и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить» . В рассказе, записанном на Русском Севере, белым волком становится парень-оборотень. Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными свойствами черных и белых волков, так называемых «князьков», являвшихся исключением на фоне преобладающей серой масти. Крестьянин, убивший такого волка, старался никому не об этом не рассказывать. Некоторые тайком сохраняли у себя шкуры таких волков-князьков или выродков, так как считалось,
что это приносит счастье (человек, хранящий шкуру, становится как бы совладельцем магической силы, которой обладал волк)
Интересно сходство образа "волчьих пастырей" у славян с образом "волчьих вожаков" из французского фольклора

фольклор, волк, русские, Боги, язычество, беларусы, ритуал, животные, украинцы, мифология, славяне

Previous post Next post
Up