Беррийские колдуны умеют заколдовывать волков так, что волк будет повсюду следовать за своим повелителем и участвовать в магических обрядах, совершаемых на перекрестках лесных дорог; колдуны эти могут сами обращаться волками. Называют их также запирателями волков , потому что они прячут волков в своих амбарах во время облав.
Вожаки волков не обязательно бывают оборотнями, но всегда, как говорят в народе, это колдуны, имеющие договор с Дьяволом. Причинять им зло очень опасно. Это волшебники, за которыми всегда следуют прирученные волки, - а волки могут запросто пожрать врагов своего повелителя. Если ночью волки опустошают чей-то загон или стойло, это обязательно дела их вожака. Точно так же верили и в Бёсе.
В Нижнем Мене вожаки волков жили прямо в стае и сами водили ее на разбой.
Волчий вожак может приказать хищникам защищать его друзей или запретить им нападать на его стада. Так делал один вожак из Корреза. Ночью он стучал по скале, поднимал руки и произносил:
«Волк-волчище, храни тебя Дьявол, оставь это животное, оно не твое и не мое…»
Волки были всеобщим пугалом на протяжении всего Средневековья. Заклинания того времени, а также и более позднего, против волков были направлены также и против Дьявола.
Ури-О! Здесь Дьявол есть, ей-ей!
Эу-эй! Веревку мне скорей!
Всех волков я удушу, ху-эй!
У-ху-ху! Всех удушу я, ей!
И тебя, хе-хей! Ху-ху, злодей!
В XIX веке бретонские крестьяне, верившие, что Дьявол может принимать любой облик, а чаще всего - волчий, встретившись с этим зверем, обязательно говорили:
Коль ты волк, святой Эрве тя да гонит взапусть
Коли Дьявол, сам Господ боронит меня пусть.
«Было это давно. К нам приехал родственник. По дороге он встретил волка. Ты знаешь, что когда встретишь волка, ему надо дать два су, или кусок хлеба. Если этого не сделать, волк начинает рычать, а может и съесть человека. Наш родственник дал ему два су, и волк ушел».
Колдуны используют волчью шерсть для изготовления некоторых зелий.
Волчий запах, идущий из трубки, которую курит на ярмарке колдун, приводит в бешенство стоящий в загонах скот.
Во Франш-Конте говорят: «Он все знает, он поел волчьей шерсти».
Якобы тому, кто поел волчьей шерсти, открыты все тайны.
Согласно преданию, особенно распространенному в Нижней Бретани (у этого предания есть разновидности), самые страшные хищники Франции собираются на нечто вроде парламента или совета для избрания своего вожака. В большинстве местностей есть волчий перекресток: звери эти собираются там в определенное время года, обсуждают свои дела и замышляют новые зверства. А в Сибириле есть особое скрещение дорог, где они собираются со всей страны, когда умирает волчий король. Там они избирают нового, которому присваивают иронический титул короля овец.
В Лангедоке в XIX веке не пересчитывали ни овец, ни рождающихся ягнят, не «отчислив» определенную часть в пользу волков.
Тогда же (только в начале века) в Солони полагали, что волк пожирает только тех овец, которых пересчитывали в пятницу.
А еще говорят так:
Он, как волк, никогда отца своего не видел…
Или так:
Ни один волк не видел своего отца.
У волчьих зубов, говорят, есть следующие достоинства: в XVIII веке их привязывали на шею лошади, чтобы она быстрее бегала.