Ниалл МакКойтир. Звери Ирландии: Мифы, легенды, фольклор. Кабан

May 19, 2015 23:34



(C) перевод svart_ulfr

Кабан - Мук - Sus scrofa

Свиньи издавна ценились в Ирландии за сочное мясо, да и в местных легендах свинина была излюбленным лакомством богов и героев на их празднествах в Ином мире. Охотники уважали кабанов за отвагу и свирепость, которую они являли, защищая свою жизнь, и потому вепрь считался символом воинского духа.

Народные верования и обычаи

Поскольку диких кабанов в Ирландии за несколько столетий истребили почти полностью, ирландский фольклор в большей мере ориентирован на домашних свиней.1 Кое-где в Ирландии считалось удачей загнать свинью в дом утром первого мая - это обеспечивало удачу на протяжении всего грядущего лета. Бытовало убеждение, что свиньи могут увидеть ветер и тем самым предсказать погоду. Еще свиньям приписывался необычайно острый слух - якобы они могли слышать, как растет трава. В Англии считалось плохой приметой, если невеста по дороге на свадьбу встречала свинью - к счастью, в наши дни такие встречи очень редки! В ирландском фольклоре считалось, что спаривание свиней связано с лунными циклами. Если кабан покроет свинью при полной Луне, она даст богатое потомство. Если свинья вошла в течку, когда Луна была в полной четверти, то помет будет невелик. В Великобритании считалось, что скотину, особенно свиней, нельзя забивать на убывающую Луну - в этом случае мясо будет сильно увариваться при готовке. Скот следует забивать, когда Луна растет. Неудачным днем, чтобы резать свиней, в Ирландии считался понедельник. Лучшим временем для забоя скота, особенно свиней, был праздник святого Мартина (11 ноября): мясо заготавливалось на зиму, а часть его, по традиции, раздавалась беднякам. Согласно легенде, святой Патрик постановил, что каждый монах или монахиня должны были зарезать свинью в честь святого Мартина, который даровал монахам их тонзуры. Обычным делом было и окропить свиной кровью дверь и четыре угла дома, чтобы отогнать от него злые силы. Многие жители Шотландии вообще не едят свинину - наверное, потому, что в Ветхом Завете, а именно во «Второзаконии», содержится запрет на мясо свиней, как «нечистых» животных. Для некоторых шотландцев этот запрет был настолько силен, что даже произнесение слова «свинья» сулило им несчастье: его можно было избегнуть, лишь коснувшись после произнесения этого слова «хладного железа».

Бытовало мнение, что злые духи частенько появляются в обличье черных свиней, и многие считали, что свинья - худшая из личин, которые мог принять Волшебный народ. Тем не менее, вреда можно было избежать, если полностью игнорировать духа или произнести молитву, если тот рискнет приблизиться. Если это не помогало, то нечисть наверняка могла отпугнуть палка из орешника. Еще можно было добраться до ближайшего моста - ведь хорошо известно, что такие создания не могут пересечь текущую воду. Хэллоуин - время, когда барьеры между нашим и Иным миром истончались, - был подходящим моментом для Черной Свиньи, чтобы пересечь эту границу, поэтому мудрый в эту ночь никогда не путешествовал в одиночку. Ирландские сказки нередко сравнивают богачку и ее детей, с презрением отвернувшихся от пришедшей за подаянием нищенки, со свиньей, окруженной поросятами; а когда после этой встречи богачке пришло время рожать, на свет появился младенец со свиной головой. Вдоль южной границы Ольстера, от Литрима до Армы, тянется сеть валов и рвов, известных в местном фольклоре как «Вал Черной Свиньи». Согласно легенде, они появились, когда злого учителя обратил в черную свинью один из его учеников, заполучивший книгу с магическими заклинаниями. Превращенный учитель впал в ярость и пронесся по окрестностям, вспахивая рвы своими острыми клыками, а вырытая им земля образовала насыпи. На самом деле, эти валы датируются, скорее всего, Железным веком, и воздвигнуты они были, чтобы предотвратить вражеские набеги за скотом.

Порой свинья фигурирует в ирландской народной медицине.2 Чтобы избавить ребенка от «свинки» (эпидемического паротита), его следовало отвести в свинарник и потереть головой о спину свиньи в надежде, что болезнь перейдет от человека к животному. В этот момент следует читать молитву, или же повторять следующие слова: «Свинья, свинья, вот тебе свинка». В графстве Корк считалось, что для исцеления от зубной боли нужно было положить голову на землю там, где ее рыла свинья, и перекрестить рот. Считалось, что если один раз проделать эту манипуляцию, то зубная боль никогда больше не побеспокоит вас. А отвратительный способ избавления от желтухи предписывает больному проглотить до десяти живых вшей, снятых со свиньи. Некоторые ирландские поговорки также касаются свиней. 3 Например - «у маленькой свиньи большие уши», «тихая свинья ест капусту» и «свинья священника получает больше каши». Самое известное описание счастливого человека утверждает, что он сидит «у свиньи на спине», или же «лежит в лаванде, как свинья Пэдди».

Мифы и легенды

Охота на кабанов - элемент многих ирландских сказаний, особенно связанных с фианной.4 Эти звери часто отличаются поразительными размерами и свирепостью. Например, вепря, на которого фианна охотилась возле озера Ло-Лейн в графстве Керри, описывали как огромного зверя с острыми клыками, черной пастью и алой гривой. Перед тем, как пасть от рук охотников, этот кабан убил тридцать девять мужчин и семь свор гончих. Другой кабан, из числа свиней Балора, отличался «ужасным обликом и силой», и мог прокормить всю фианну в течении недели. В одной поэме Финн Маккул, предводитель фианны, перечисляет тридцать свирепых кабанов, на которых он охотился по всей Ирландии вместе со своим псом Бранном, в том числе «кабана из Друим ан Оуэн - быстро ты его одолел, невзирая на злобу вепря; кабана из Маг Глуин, могучего бродяги, кабана из Финнбара, кабана из Финнкарна». Количество свиней, добытых фианной на охоте, порой умопомрачительно: так, в одной поэме говорится, что на охоте, длившейся целую неделю, была добыта тысяча зверей. Некоторые из преследуемых героями свиней неизбежно оказываются заколдованными. К примеру, как-то раз фианна охотилась за дикой свиньей на горе Барнес Мор, и гончий пес Финна, Бран, одолел зверя. Когда свинья завизжала, из соседнего сида (эльфийского холма) вышел высокий человек и попросил Финна, чтобы свинью отпустили. Когда Финн согласился на это, незнакомец ударил животное друидским жезлом, и свинья превратилась молодую красавицу по имени Скатах («Темная»). Мужчина пригласил Финна в эльфийский чертог на праздник, где девушка настолько очаровала героя, что тот попросил у мужчины (ее отца) ее руки. Тот согласился, и Скатах стала играть для гостей на арфе. Ее игра была такой красивой, что Финн и вся фианна погрузились в сон. Когда они проснулись, то обнаружили, что находятся на вершине горы Барнес Мор, а Скатах и ее отец исчезли. В другой истории Энгус Ог из Племени Богини Дану бросил вызов фианне, утвержая, что воины и их псы не смог убить ни одной из принадлежащих ему свиней. Фианна принял его вызов, но когда воины прибыли в назначенное место, они столкнулись со «стадом ужасных свиней, каждая из которых была ростом с оленя». Завязалась долгая битва, в которой было убито множество свиней, но погибли и многие собаки и мужи фианны. Разгневанные воины отправились к Бру-на-Бойну (Ньюгрейндж), желая отмстить Энгусу. Тот объяснил воинам, что претерпел не меньший ущерб: на самом деле свиньи были заколдованными детьми союзных ему королей, и среди них погиб и его собственный приемный сын. Фианна помирилась с Энгусом, и каждая сторона выплатила штраф, положенный согласно «Брегонскому закону».

Наверное, самый известный рассказ о заколдованном кабане повествует о вепре из Бен Гулбана, что в графстве Слайго, который был неразрывно связан с героем Диармайдом. 5. Эта история началась с того, что сын управляющего Энгуса Ога погиб от руки отца Диармайда, Донна, который был настолько ревнив, что не стерпел, что мальчик получал больше внимания, нежели Диармайд. Донн убил мальчика, воспользовавшись беспорядками в доме Энгуса: он сжал малыша до смерти, когда тот пробегал между его ногами. Управляющий выяснил при помощи магии, что сын его был убит Донном, и оказался вправе распорядиться жизнью сына преступника, - но не стал убивать Диармайда. Вместо этого он взял волшебный жезл и ударил погибшего ребенка, превратив того в большого кабана - по разным версиям, без щетины, уха или хвоста. Затем колдун сказал зверю: «Я создам меж вами связь, чтобы привести Диармайд, внук Дуибне, к погибели; и твоя жизнь продлится не дольше, чем жизнь сына Донна». При этих словах кабан вскочил, метнулся к дверям, и направился в сторону Бен Гулбана.

Много лет спустя Финн Маккул и Диармайд, ставшие врагами из-за прекрасной Грайне, благосклонности которой добивался каждый из них , отправились на кабанью охоту в Бен Гулбан. Финн предупредил соперника, чтобы тот не преследовал кабана - ведь с ним была связана сама жизнь юноши, но втайне он хотел заманить Диармайда в ловушку. Желание Финна сбылось, когда Диармайд заявил, что не боится и будет преследовать зверя, во что бы то ни стало. Вепрь прославился своей свирепостью, и до сих пор никто из фианны не смог его одолеть. Диармайд, однако, вцепился в кабана, когда тот атаковал охотника, и держался, пока зверь прыгал через потоки и вершины. В конце концов, на вершине одной из гор, кабан сумел сбросить охотника и так распорол Диармайда своими клыками, что внутренности героя упали к его ногам. Тем не менее, умирающий герой сумел ударить вепря мечом, разбив ему череп и поразив мозг. Когда к Диармайду подошел Финн Маккул, умирающий напомнил ему, что тот может исцелить человека, дав тому выпить воды из своих ладоней. Финн не проявил особого рвения, но умирающий и люди фианны напомнили ему о долге перед Диармайдом. Маккул отправился к соседнему роднику, но когда он вспомнил о Грайне, вода утекла меж его пальцев. Он сделал вторую попытку, но был обруган фианной. В третий раз он все же принес Диармайду немного воды в ладонях, но прежде, чем он добрался до умирающего, тот испустил дух. Эта история похожа на греческий миф об Адонисе, прекрасном юноше, ставшем жертвой ревности своего соперника, бога Ареса, и убитом вепрем во время охоты.

Свиньи славятся своей привычкой раскапывать землю в поисках корней и другой пищи, которую могут найти. В те дни, когда они бродили свободно, это нередко наносило огромный ущерб сельскому хозяйству. 6 Подтверждение этому содержится в «Старине Мест», повествующей о том, как расположенная в Коннахте около Атенрая, что в графстве Голуэй, равнина Маг Мукриме («равнина, где считают свиней») получила свое название. Мы узнаем о нашествии волшебных свиней, заполнивших королевство Коннахт, уничтожающих зерно и почву: это побудило короля Айлиля и королеву Медб к решительным действиям. Колдовская сила свиней состояла в том, что никто не мог точно подсчитать их число. Похоже, что единственный способ сделать это, и тем самых лишить врагов силы, было охотиться на них и убивать, что и подтверждают следующие строки:

Маг Мукриме

Из Пещеры Круахана, своего убежища,
Стремительно мчится черное колдовское стадо,
Пробужденное демоном тощее полчище,
Пришедшее в земли Медб и Айлиля.

Эти свиньи обладали удивительной силой,
По сотне их насчитывалось в одном поле.
Нужно было сосчитать их до Последнего Дня,
Но никто не мог этого сделать

Урожай и земля в Коннахте
Были испорчены, как говорят барды.
Беспорядок и разрушение оставались
В каждом месте, где они проходили.

Айлиль и Медб наконец-то устремились
Дабы охотиться на них, и в точности их сосчитать,
И нашли свиней на чистых, светлых песках
Отдыхающих на приволье в Маг Фроэх.

В этот день и здесь, и там,
Всех диких свиней сосчитали в Маг Фроэхе,
И поворотом в рассказе кажется,
Что эту равнина отныне зовут Маг Мукриме.

Привычка свиней копаться в земле, однако, не всегда имеет только лишь негативные последствия. Согласно «Житию Святого Патрика», он сумел выкупиться на свободу у своего хозяина, Милиука, благодаря кабану, вырывшему груду золота. Патрик отдал золото Милиуку, но когда он покинул хозяина, золото вновь ушло в землю.

Продолжение

охота, фольклор, мои переводы, Ирландия, кабан, Боги, кельты, животные, МакКойтир, Шотландия, Греция

Previous post Next post
Up