Как Иван-дурак за смыслом ходил.

Mar 07, 2021 20:47


И только после Нового Года мне по-настоящему повезло: случайно я узнала, что yuritikhonravov, автор проекта «Изм», знакомство с которым сподвигло меня на серию постов про « веромер», написал книгу «Поход Ивана-дурака за смыслом», которую можно купить в электронном формате на Litres. Что я тут же и сделала.

Сам автор позиционирует свое произведение как философскую работу, изложенную в беллетризованной форме (на западе такое называют philosophical fiction и creative non-fiction), из которой можно извлечь средства для борьбы с «экзистенциальным кризисом». Мне понравилась и форма, и содержание, хотя я и не согласна с тем, что проблему отсутствия смысла в жизни действительно можно решить при помощи этой книги.

По содержанию - автор провел своего рода инвентаризацию существующих на сегодняшний день «смыслов», которые постепенно открываются героям книги. А по форме это иронический квест, где каждый найденный смысл или даже его фрагмент проиллюстрирован парой-тройкой кратких юмористических, а порой и сатирических зарисовок. Их много, но они не приедаются до самого конца почти 800-страничной книги, у автора какая-то совершенно неисчерпаемая фантазия!

…А началось всё с того, что  однажды на Руси пропал смысл, и наступила Великая Тоска. Никто без смысла ничего делать не может и не хочет, даже палачи в пыточной валяются разочарованные и ко всему безразличные. Одних только дураков тоска не берет, вот и послал Царь на поиски смысла дурака, и не простого дурака, а официального.


Официальный дурак Иван начинает свой квест в одиночестве, среди чудищ  Тёмного леса,  но очень скоро к нему на помощь откомандировывают адвоката, - и не простого, а федерального, по имени Павлин Матвеевич Брыкля, - чтобы он защищал права Ивана от посягательств беззаконных чудищ. Вдвоем они составляют "фоторобот смысла", - надо же понять, что это вообще такое и на что оно похоже.  И когда фоторобот, наконец, готов, в компании появляется третий участник - собака лютый Вындрик-зверь, который «смысл нюхом чует». А ещё он трансгендер, хотя это выясняется не сразу.

И вот все вместе отправляются они в Невидимую Русь, где жители каждого Урочища исповедуют свой особый смысл. Все носители смыслов описаны юмористически, и даже с изрядной долей сарказма, никого автор «не обидел», даже насельников Урочища мудролюбцев, т.е. философов. С одной стороны, это оживляет повествование, которое за все почти что 800 страниц не становится скучным или однообразным. С другой - в некоторых случаях, имхо, юмор получился уж слишком злой. Из-за этого, к примеру, «люди-панды» из Урочища миролюбцев больше похожи на современных западных толерастов, чем на джайнов, хотя вряд ли автор сделал такое сближение случайным.

Нелирическое отступление: Уважаю тех, кто практикует ахимсу. Всё живое подвержено страданию и смерти, и если есть люди, которые не делают исключение даже для муравья в стремлении к непричинению вреда, это может и выглядит смешно со стороны, но по факту ведь муравей - такая же частица жизни и такой же заложник смерти, как и человек, так почему бы не позаботиться хотя бы о том муравье, который окажется на твоем пути? Я на подобный образ жизни неспособна, но тех, кто его практикует, не считаю смешными. Впрочем, это уже не о книге, описывая Урочище миролюбцев, автор высмеивает прежде всего социальный аспект его специфического миролюбия.

Когда я дочитала до Плутонии - Урочища нигилистов-смертолюбцев, - меня наконец осенило, и я поняла, что это за «адвокат» был в проекте «Изм», почему он в маске, и почему по сравнению с остальными участниками проекта он казался каким-то немножко  неестественным... Вот же я наивная!

В целом книга очень интересная для любителей анализировать и систематизировать: а давайте разберем это на части и посмотрим, что там внутри. Интереснейшее занятие! Сторонка двойных смыслов вообще как конструктор: берем те же самые элементы и собираем их по-разному, и оказываемся в итоге то у коммунистов, то у гностиков, то у стоиков, то вообще у такой экзотики как сикхи, манихеи или митраисты.

Все это хорошо, но если кто-то возьмется за "Поход Ивана-дурака за смыслом" не с позиции философа, а ради выхода из «экзистенциального кризиса», ничего из этого не выйдет. Люди не так обретают смысл жизни. Боюсь, что после рассмотрения этого сказочного анатомического атласа смыслов ощущение у читателя останется, как у самих участников квеста: «мы собрали уже столько смыслов, а смысла в этом всё нет!»

Возьмем, например, Красоту как смысл жизни художника, разложим на составляющие: наслаждения красотой (смысл-удовольствие) + созидание (это там где креативщики-«строелюбцы»). Химические уравнения в школе так записывали: соединяем одно вещество с другим, получаем третье, четвертое выпадает в осадок. Ну ладно, «химическую формулу» этого смысла мы получили,  но ни один художник так свой путь не выбирал.

Более того, мне кажется, что человек, тоскующий от ощущения отсутствия смысла жизни, не найдет для себя выход, получив перечень возможных и существующих смыслов, ценностей, и конечных целей, просто потому что он страдает вовсе не от невежества. Такой человек, скорее, мучается от отсутствия внутреннего ощущения того, что он сам, лично, родился в этот мир не просто так, а ради задачи, предназначенной именно для него, такого, какой он есть, что в этом мире есть место, предназначенное именно и конкретно для этого человека. А не для сферического гностика, стоика, или христианина в вакууме.

В целом же книга мне очень понравилось, а уж после всех мытарств по художественной литературе и подавно - глоток свежего воздуха, после которого возвращаться к беллетристике в чистом виде просто не хочется. Хочется почитать ещё что-нибудь, написанное этим автором.

книги, review, nonfiction, мировоззрение

Previous post Next post
Up