ПРОВЕРЕННЫЕ АВТОРЫ, ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ.

Feb 21, 2021 20:55

Продолжение. Начало здесь.

Мне наконец надоело ходить по граблям и заниматься «добычей радия» - так перефразировали Маяковского в сообществе «Что читать»: «чтение - та же добыча радия, в грамм добыча, в год труды». Так вот, мне надоело рыться в пустой породе в поисках чего-либо приемлемого, и я решила обратиться к зарекомендовавшим себя авторам и знакомым героям. В конце концов, я прочла не весь фандоринский цикл Акунина, у Пелевина не читала по меньшей мере два последних романа, ну и что там, наконец, такое наваяли по следам Гарри Поттера под названием «Проклятое дитя»? А ещё, оказывается, существует признанный самим Лю Цысинем фанфик по его трилогии "В память о прошлом Земли", которая стала для меня настоящим событием года три назад.

«Проклятое дитя». Роулинг завидует Юдковскому???!!! У меня возникло именно такое впечатление: она, или кто там на самом деле автор сиквела, прочитал(а )«Гарри Поттера и методы рационального мышления», обзавидовалась, и решила тоже попробовать поиграть с Маховиком времени. А ещё осознала, наконец, что Малфой не обязан быть злобным идиотом.

Но какое же произведение Роулинг обойдется без длинных мыльных периодов и всесемейного сюсюкания? Да никакое! Вот и это - я бы прочла или прослушала «Проклятое дитя» в год выхода, если бы не завяла от скуки уже на первой вокзальной сцене. Я и сейчас через неё продралась просто от безысходности, на фоне Липскерова-то! Короче, команда литературных негров под предводительством Роулинг взялась было за маховик времени, но идей им не хватило, что ли? Тему они свернули, на мой вкус, слишком быстро. А в финале опять вернулся стиль мыльной оперы.

В плюс этому произведению скажу только одно: там характер Джинни Уизли хоть немного раскрывается, становится понятно, что в ней вообще могло быть привлекательного для Гарри на фоне той же Гермионы.

Борис Акунин, «Долина мечты» и «Узница Башни». То, что не дочитала из сборника «Нефритовые четки». Оба детектива разочаровали, оба - рублевый замах и копеечный удар, оба используют один и тот же прием: помощник Фандорина в расследовании  и/или заказчик оказываются в сговоре с преступниками, - и если в «Долине мечты» это ещё кое-как сходит автору с рук, все-таки в приключениях Фандорина на Диком западе ещё много всего забавного, и даже Всадник без головы интересно обыгрывается - то в «Узнице Башни» воспринимается как феерический слив эпического зачина - совместное расследование как-никак с самим Шерлоком Холмсом! И какой это вообще, к чёрту, детектив, если в конце выясняется, что ни одного (!) героя, не состоявшего в сговоре с Арсеном Люпеном, кроме самих расследователей, в нём нет во-об-ще! И для такого позорного сюжета надо было притаскивать из Лондона самого Шерлока Холмса?! Фи, Портос…

Борис Акунин, «Алмазная Колесница», обе части.
Решила всё-таки прочесть о японском периоде в жизни Фандорина. Вот здесь я боялась разочарования: меня очень отталкивало то, что в романе предполагалась линия японской преступности + любовная линия. Но опасалась я напрасно. «Алмазная Колесница» действительно оказалась интересной, про якудза там было совсем немного, любовные страдания… ну, в общем, в терпимом количестве, а в целом - вполне себе годное развлекательное чтение. Чего я от Акунина и хотела. Да и Клюквин, и Чонишвили - очень хорошие чтецы, слушать приятно и необременительно.

Пелевин, «Непобедимое солнце».
Наконец-то я прочла свежий роман Пелевина в год его выхода, а не N лет спустя. Причем с большим удовольствием. Стёб как всегда на высоте, только совсем наивные барышни могут поверить, что Пелевин и в самом деле выступил за феминизм. Главная героиня Саша, блондинка тридцати лет, - по монологам ей не дашь больше 20 (поколение кидалтов?) - не раздражает, потому что умиляет.

Но что меня особенно порадовало, так это античная линия, флешбеки в жизнь римских императоров Каракаллы и его преемника Вария Авита (Элагобала).  Такого я у Пелевина ещё не читала и даже насторожилась: как, неужели он решил изменить своему буддийскому взгляду на жизнь и признаёт некую правду за богами древних? Но боялась я зря, Пелевин остался верен себе, и чуть было не «завершил мир» мистическим танцем в финале. Это было красиво!

Ещё мне врезалась в память одна метафора, очень верная и поэтому очень на поверку грустная, описывающая «духовную жизнь» как её принято «вести» во всех, наверное, религиозных структурах, и в христианских церквях тоже. Метафора таблички и выданной лопаты:

«…Как только ты понимаешь природу загадки, вокруг тебя появляется сто разных табличек с надписью «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги». Ты подходишь к одной из табличек. Там, если коротко, стоит лопата - и инструкция «копать сто лет». Ну или ждать сто лет, пока все спонтанно выкопается, только не забывать жертвовать на храм… Все эти таблички … существуют не для того, чтобы открыть тебе глаза, а для того, чтобы глубже спрятать тайну. Уже навсегда спрятать. Пока ты ищешь сама, ты еще можешь что-то случайно найти. А когда ты повелась на одну из этих табличек, ты уже все как бы нашла. Ты получила лопату и место, где рыть, получила фотографию Мудрого Учителя, чтобы повесить над кроваткой, и больше не можешь повторять свои детские «почему?» и «зачем?». Теперь надо копать, копать, копать, потому что тебе дали ответ. Тебя поймали в сачок, сестра…»

Тот же церковный год и хождение по кругу церковного года прекрасно укладывается в эту метафору. Даже Сергей Калугин, очень лояльный по отношению к православной церкви, говорил пусть и другими словами, но что-то подобное: живет так человек, движется от даты к дате в церковном календаре, исполняет одно, другое, третье, глядишь -  помер, и за всю жизнь ни разу испугаться не успел! Красота! А другие понять не могут, что же в их жизни не так: вот, говорит человек, хожу в церковь, соблюдаю посты, вычитываю молитв и акафистов сколько положено, - и что?.... А ничего, копай!

«Тайные виды на гору Фудзи».
А теперь шаг назад, потому что прошлогодний пелевинский роман я ещё не читала. Вот тут в какой-то момент я всерьёз засомневалась, что читаю Пелевина: уж очень детально автор описал жизненный путь некой девицы с красивой, но пустой головой, которая на ровном месте отправилась в содержанки. Судьба Сонечки Мармеладовой ей не грозила, однако же продавала себя девица очень активно, пока не вышла из возраста. А когда вышла, мужчины же оказались во всем и виноваты. Местами мне просто-таки мерещился призрак Липскерова (чур меня!) Другая линия романа, о миллиардерах, решивших купить за деньги райское наслаждение при помощи новейших нейротехнологий и настоящих практикующих восточных монахов, была всё же поинтереснее, хотя… В общем и целом роман мне не очень понравился; на мой вкус, как и «Священная книга оборотня», это одна из наиболее слабых и наименее интересных пелевинских книг.

«Возрождение времени» БАО Шу, фанфик по трилогии  Лю Цысиня «В память о прошлом Земли». Сначала о самой трилогии. Жаль, что такие книги попадаются очень редко. «Задача трех тел», «Темный лес», «Вечная жизнь смерти». Это было незабываемо и грандиозно. Я даже не взялась ничего об этом написать по свежим следам, потому что описать впечатления казалось задачей столь же огромной, как и написание самой книги.



Пускай даже НФ у Цысиня не такая «твердая», как хотелось бы читателям, занимающимся наукой профессионально, пусть с некоторыми ошибками и вольными допущениями, но ему удалось создать поразительно правдоподобную атмосферу и правдоподобное будущее человечества, столкнувшегося с реальной угрозой со стороны близкой (по космическим масштабам) и гораздо более развитой разумной цивилизации. Очень близкой - Альфа Центавра, - и софрмировавшейся в очень тяжелых, практически невероятных для развития жизни условиях: планета трех солнц, Трисолярис.



Детали могли бы оказаться иными, но разве неправдоподобно то, что если в самое настоящее время на Земле введут, по сути, военное положение и режим экономики военного времени, уберут нафик всю роскошь из жизни и вбросят все ресурсы в развитие космических технологий, то уже в следующем веке до Марса люди не то что долетят - перепрыгнут не заметив, и на орбите Юпитера будут на постоянной основе базироваться военно-космические флоты крупнейших геополитических игроков?



Но это потом, а сейчас - и это тоже вполне реально, -  на Земле  объединится группа предателей, приветствующих вторжение внешней силы и страстно ненавидящих всё человеческое, вплоть до стремления к самоуничтожению в самом радикальном крыле этой организации. ОЗТ, «Общество Земля-Трисолярис». И разве не правдоподобно то, что внутри этой группировки начнется религиозное почитание приближающейся силы? Майкл Эванс, глава ОЗТ, во время сеансов контакта обращается к Трисолярису - «Господь» (Lord).



Грандиозная компьютерная игра «Три тела», оказавшаяся программой-фильтром на умственные способности и вероятную лояльность инопланетным завоевателям. Экстренные заседания ООН, выбор «отвернувшихся» - wall-facers, прозрение одного из них - Ло Цзи, -и его понимание сути Вселенной как Темного Леса для населяющих ее разумных форм жизни, прячущихся друг от друга, потому что «выживание является основной потребностью цивилизации», но «Цивилизация растет и развивается, а объем вещества во Вселенной остается неизменным» (аксиомы космической социологии). Это, конечно, очень мрачное и безнадежное положение дел, но, по крайней мере, оно объясняет парадокс Ферми.



Ну и, конечно, такого впечатляющего апокалипсиса для Солнечной Системы ещё никто не описывал, и я могу подписаться под словами других поклонников Лю Цысиня: картина Ван Гога «Звездная ночь» уже никогда не будет для меня прежней!



Ну а теперь про фанфик по трилогии под названием «Возрождение Времени». Причем, фанфик, признанный самим Лю Цысинем. Начало действительно можно считать раскрытием тайны Юн Тяньмина, единственного землянина, попавшего к трисослярианам и сумевшего там «стать своим». И действительно, как у Тяньмина  получилось занять привилегированное положение среди трисоляриан? Предал ли он земную цивилизацию, и если да, то как? Лю Цысинь об этом не говорит ничего, и с этой точки зрения, пожалуй, фанфик и правда получился неплох, и выглядит достаточно правдоподобно.

Но вот дальше, все эти псевдофилософские эскапады с намеками на религиозные верования… нам представляют чуть ли не Творца и Люцифера. Лю Цысинь такого явного пересечения с религией избежал, оставаясь строго в рамках научных представлений, и правильно сделал - мухи отдельно, котлеты отдельно. Бао Шу сварганил какую-то сборную солянку, полное «не верю» Станиславскому.

В концовке стало ясно, что автор фанфика просто терпеть не может Чэн Синь, вот так спустить её с лестницы в финале… те есть с пьедестала. Ну что ж, у каждого свои нелюбимые герои.

Подытоживая: если трилогию Лю Цысиня я слушала в русском переводе, и в переводе на английский язык, и ещё раз на английском с начала до конца, то в фанфике Бао Шу перечитала бы разве что первую часть, дополняющую оригинал линией Тяньмина у трисоляриан. Остальное не впечатлило.


книги

Previous post Next post
Up