Прага, часть 17. "Городская жизнь"

Jul 16, 2013 06:14


Вот наконец и я добрался до предпоследней части своих П ражских историй. Пробыв в Праге без малого 20 дней (с ежедневными подъёмами засветло и возвращениями в гостиницу затемно), я постоянно обращал внимание на то, как разумно и толково огранизована городская среда. Поэтому в какой-то момент я решил сделать репотраж в стиле maxkatz ;-) Не могу сказать, что обзор получился структурированным и всеобъемлющим. Скорее, это лёгкие уличные зарисовки




01. Начнём с дорог. В центре Вацлавской площади (она имеет форму овала) разбита зелёная зона с пешеходными дорожками по краям. В нескольких местах в неё врезаны парковки, при въезде на которые на асфальте уложены пластиковые ограничители скорости и столбики. Кадр сделан  рано утром, а площадь уже очищена от снега (напоминаю, что я был в Праге в декабре 2012 года)


02. Ещё одна центральная площадь Праги - Староместская (Staroměstské náměstí). Там всегда дежурит наряд полиции. Сразу бросается в глаза отличие их полицейских от наших ментов, которые  хищным взглядом вычисляют, у кого бы из приезжих отжать бабки по надуманному обвинению, при этом зная ни слова по-английски. Их пражские коллеги свободно владеют английским и, кроме того, сносно объяснят любой маршрут немецким и французским туристам на их родных языках. Полицейский фургон обклеян всевозможными информационными материалами, картами и памятками - всё для людей, короче. И - да! - за все 20 дней я не видел ни одного автозака. Для сравнения, в Москве автозаки на улицах стали нормой, к сожалению


03. Так вот, безопасноть в понимании пражан - это не пустое слово. К примеру, на экскурсиях большинсво малышей одеты в специальные яркие жилеты с котофотными элементами, все идут парами и не "беснуются".


04. После ночного снегопада дорожки чистятся уже к 09:00, когда основная масса офисных работников спешит на работу. Одна бригада собирает снег в аккуратные кучки, другах их уносит. На фото: нищие в Праге очень смиренные и ни к кому не пристают. Просто стоят на коленях (всем рекомендую пост "Бизнес по-русски: попрошайки в метро")


05. Деревья посреди пешеходной зоны? В Праге это реализовано весьма элегантно


06. Красивая узорная съёмная составная решётка с прорезью в центре, куда уборщики скидывают снег, напитающий дерево водой по весне. (Нет, она не гремит и очень плотно прилегает в местах стыков с бардюрным камнем)


07. А вот так происходит дорожный ремонт. Непосредственное место ремонта разбивают на две части и ограждают, посередине кидают устойчивый пешеходный мостик. На информационном щите есть исчерпывающая информация о сроках, заказчике и исполнителе с их контактами. Для особо придирчивых есть план-схема с размерами ремонтируемой зоны и телефонами контролирующих органов. МОЛОДЦЫ!


08. Как фотограф отдельно хочу похвалить пражские власти за смотровые площадки, которые организованы в любом подходящем для этого месте


09. В городе очень легко ориентироваться по туристическим указателям, которые заботливо установлены на каждом более-менее крупном перекрестке. Направляющие к городским туалетам стрелки исключают прохождение увлекательнейшего московского квеста "найди в городе бесплатный туалет, прыгая на одной ножке" ;-)


10. На указателе есть название объекта, направление и его графичная картинка, которая совпадает с общегородским стилем, продублированным на туристических картах и схемах метро


11. Моя любимая тема - европейские трамваи! Об этом часто пишет maxkatz, поэтому не буду дублировать (рекомендую почитать тут и тут). Даже в исторических частях города рельсы уложены вровень с проезжей часть, поэтому бесшовная городская среда максимально удобна и общественному транспорту и автомобилистам



12. Трамвайный парк состоит из ультрасовременных трамваев фирмы Škoda 15T и советстких Tatra T3


13. Шкодовский состав состоит из трёх сквозных пассажирских секций с общей вместимостью более 300 человек. Передвигаются они чертовски быстро (по прямой могут разогнаться до 100км/ч) и очень тихо


14. Разумеется, как и все современные части городской инфраструктуры, эти трамвая низкопольные, что существенно упрощает посадку/высадку пассажиров. На ум сразу же приходят наши московские бабульки с авоськами в зубах, которые при посадке штурмуют три высоченные ступени и сразу же упираются в алюминиевые прутья турникета - совок... В здешних трамваях турникетов нет вовсе


15. Наш старый московский знакомый по поверку имеет чехословацкую прописку. Этот тип вагонов выпускался предприятием "ЧКД-Прага" с 1960 по 1989 год  поистинно в чудовищных количествах, всего за эти годы ~14 000 штук . Максимальная скорость редко превышает 50 км/ч при вместимости около 100 человек.


16. В Праге есть два MUST SEE трамвайных маршрута:
  • Трамвай № 22 - наиболе популярный маршрут, он проходит вокруг Национального театра к станциям метро Staroměstská и Malostranská и продолжает движение к Бельведеру, Пражскому Граду и Pohořelec, предлагая потрясающие виды по пути следования.
  • "Ностальгический" трамвай № 91 - это старинный трамвай, который ходит по выходным и праздникам с конца марта до середины ноября. Он отходит от Vozovna Střešovice каждый час с 12:00 до 18:00 и проходит по центру города. Билет стоит 25 крон для взрослых, 10 крон для детей и пожилых людей старше 70 лет.



17. Теперь остановки. Они огранизованы очень умно: с одной стороны улицы - пологий пандус (прямо напротив такого же бесшовного перехода улицы). На остановках пишется точное время прибытия того или иного маршрута и, о чудо, трамваи приходят точно в срок! На каждой есть графичная схема пересадок и урна.


18. В Москве на трамвайных остановках меня чаще всего задают один и тот же вопрос: "кКда поворачивает такой-то трамвай - налево или направо?". Поэтому меня всегда удивляло, почему нельзя сделать такую схему, чтобы у людей автоматически отпадали подобные вопросы? В Праге сделали


19. Максимально подробное расписание также в наличии


20. А вот так выглядят внутренности "советского старичка" изнутри: по салону на разных уровнях установлены кнопки требования остановки


21. Теперь поговорим о насущном: об автоматизированных городских биотуалетах. Вспомните наши ужасные грязные синие пластиковые домики с тетками на пачках газет (почитайте любопытный пост zyalt " Золотые туалеты")


22. Не забыли пражские городские власти и о туалетах для домашних животный. В каждом мало-мальском сквере есть специальный столбик с экологичными бумажными пакетами.


23. На улицах стоят специальные ёмкости с песком для посыпания улиц, никаких химических реагентов. Оператор - местная компания PSAS


24. Пражские мусорные контейнеры - это вообще ода чистоте!!


25. Раздельный сбор мусора - это настолько правильно и естественно, что в Праге почти нет маленьких урн для "всего". А теперь сравните с московскими шедеврами


26. Пора спускаться под землю! В Праге очень интересно сделаны входы/выходы метро. Многие станции не имеют надземной части - просто спускаешь вниз и всё


27. Подобное дизайнерское решение позволяет "втыкать" метро буквально везде, не нанося ущерб историческому ландшафту города


28. В пражском местро установлены немецкие эскалаторы и, если не ошибаюсь, они самые протяжённые в Европе (что не удивительно, ведь метро начали строить советские ижненеры)


29. Почти все билетные кассы автоматизированы, но есть и "живые": они расположены на станциях метро Dejvická, Hradčanská, Můstek, Florenc, Hlavní nádraží, Nádraží Holešovice и Náměstí Míru, время работы: с 06:30 до 18:30. Будьте внимательны: некоторые кассы закрываются на обеденный перерыв


30. Выбираем тип билета из двух вариантов: одноразовый билет (один вид транспорта/короткая поездка) и многоразовый (несколько видов транспорта/долгая поездка).
  • Одноразовый билет. Этот билет используется только на одном виде транспорта для поездки без пересадки. Он рассчитан на 20 минут проезда (с момента активации билета) на трамвае или автобусе или на 5 остановок на метро (при этом Вы можете делать пересадку в течение 30 минут). Этот билет не подходит для проезда в ночных трамваях и автобусах, а также для фуникулера на холм Петржин
  • Многоразовый билет. Этот билет подходит для всех видов транспорта; с ним Вы можете совершать пересадки как внутри одной транспортной системы (с одной линии метро на другую, с одной трамвайной линии на другую), так и с одного вида транспорта на другой (с метро на трамвай, с трамвая на автобус) на протяжении 75 минут с момента активации билета.

Билеты также можно приобрести в киосках и магазинах Tabák/Trafika, газетных лотках и в туристических информационных центрах. Подробнее можно почитать тут


31. Как хорошо сказал romanzalesov: "И тут любого русского человека повергает в шок отсутствие турникетов! Да, здесь нет контроля ни на входе, ни на выходе. "Зайцев" (или как их называют чехи, "черных пассажиров") ловят контроллеры. Появляются они, разумеется, всегда неожиданно. Можно за полгода ни разу не встретить, а можно и трижды за день билет показать. Опознавательных знаков, кроме жетона, зачастую не имеют. В метро часто стоят вместе с полицией. Лучше не кататься без билета, штраф большой - 800 Kč. Товарищ рассказывал историю, как ровно в полночь у него истек срок действия проездного и в 00.05 его остановили контроллеры. Пришлось заплатить."


32. По центру зала (в потолке) установлена камера - может, именно она палит "зайцев"? Ни на что не намекаю, но лично я за всё время ни разу не встретил контроллёров ;-)


33. А вот так организована пропускная система на Главном пражском ж/д вокзале. Посреди зала стоят валидаторы и лифт для инвалидов


34. Одна из основных фишек пражского транспорта (помимо точности прибытия) - это всевозможные информационные табло


35. Повсюду развешаны карты города с отметками туристических POI и телефонами экстренных служб


36. Навигация и масштабирование на расписании электричек происходит кнопками под экраном


37. О кнопках экстренной помощи я молчу - они по умолчанию везде. Случайное срабатывание исключено за счёт утопленной в корпус клавиши


38. Над каждым пересадочным узлом - яркие, контрастные графичные обозначения


39. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, в какую сторону и с какими пересадками ехать. И - да, в метро ЕСТЬ мусорные контейнеры, и никто не боится мифических террористов с бомбами в урнах. А пассажиров московской подземки буквально вынуждают сорить себе под ноги: ну не могу я 50 минут везти липкий фантик в руках с двумя пересадками на кольцевой линии (я думаю, что многие меня сейчас поняли)


40. Есть специальные инвалидные подъемники на пересадочных станциях


41. Центральные станции оформлены в "пупырчатом" стиле


42.


43. Для того, чтобы открыть двери в вагон, необходимо нажать на зелёную кнопку на линии раскрытия


44. По пути следования в вагоне поезда Вы услышите следующие объявления:
  • Название станции, на которой поезд делает остановку в данный момент, например, «Můstek».
  • Предупреждение: «Ukončete prosím výstup a nástup, dveře se zavírají» (Пожалуйста, окончите высадку и посадку, двери закрываются.)
  • Название следующей станции (например Muzeum): «Příští stanice: Muzeum» (Следующая станция: Muzeum), и, если станция является пересадочной: «Přestup na linku A/B/C» (Переход на линию А/В/С)



45. Над каждой дверью вагона висят схемы (всего дверей восемь)


46. А теперь сравните с нашей родной схемой, где без прищуривания и тыкания пальцем фиг найдешь нужную станцию.


47. В каждом вагоне, напротив каждой двери висит подробная схема с указанием туристических достопримечательностей в виде графичных картинок, аналогичных таковым на уличных указателях. Вообще в Праге чувствуется забота о туристах - все обозначения схематичны, унифицированы и ясны даже без знания языка


48. Напоследок не могу пройти мимо уникальной детской площадки. Уникальна она тем, что находится в самом дорогом районе города, на острове Кампа, рядом с Карловым мостом, и ВХОД СВОБОДНЫЙ. Чтобы было понятнее, я приведу сравнение: представьте, что Собянин открыл на Васильевском спуске самую обычную детскую площадку и не обложил всё вокруг коммерческими объектами - невероятно, верно?


49. Когда я снимал, на дворе было 21 декабря, поэтому детей особо не наблюдалось


50. На ночь песочницу закрывают специальным тентом от дождя


51.


52.


53. Я там бродил, и сердце пело: надо же, как это здорово - отвести своего ребёнка на такую площадку, а самому наслаждаться видом на Пражский град


Спасибо

Прага, часть 1. "Два президента"
Прага, часть 2. "Музей секс машин" (18+)
Прага, часть 3. "Вышеградское кладбище"
Прага, часть 4. "Карлов мост"
Прага, часть 5. "Староместская площадь"
Прага, часть 6. "Зоопарк"
Прага, часть 7. "Удивительные скульптуры"
Прага, часть 8. "Пернатые жители"
Прага, часть 9. "Нелёгкая судьба рождественского карпа..."
Прага, часть 10. "Главный железнодорожный вокзал"
Прага, часть 11. "Танцующий дом"
Прага, часть 12. "Ночной город"
Прага, часть 13. "Пражский Град"
Прага, часть 14. "Золотая Улочка"
Прага, часть 15. "Игрушки"
Прага, часть 16. "Музеи Kampa и AMoYA "
Прага, часть 17. "Городская жизнь"
Прага, часть 18. "Монохром"

Чехия, путешествие, Прага, фото

Previous post Next post
Up