.
Продолжаем улучшать интерфейс между мозгом и музыкой :) Предыдущие "серии" здесь:
1,
2.
Сразу картинка из которой и так всё понятно. 13 нот. От До первой октавы до До второй октавы:
Наиболее распространёнными способами нотной записи, помимо традиционного, являются различные виды
табулатур и так называемые
«отпечатки клавиш» (piano roll). У каждого способа свои достоинства и недостатки. Наиболее наглядным и интуитивно понятным способом являются «отпечатки клавиш», широко используемые в музыкальных редакторах. Их недостаток - громоздкость, для записи партитуры на бумаге требуется целая простыня. Традиционный способ нотной записи обладает значительным достоинством - компактностью, но вместе с тем ему присущи и недостатки. Во первых, слабая привязка к октавам: одна и та же нота в соседних октавах может записываться на совершенно разных линейках. Во вторых, в большинстве случаев приходится запоминать на каких линейках в начале нотного стана стоят диезы/бемоли и на протяжении всего исполнения держать эту информацию в голове. Все эти недостатки оказываются порой непреодолимыми препятствиями для людей начинающих обучаться музыке. Недаром, некоторые музыканты, даже с мировой известностью, признаются что не владеют нотной грамотой.
Я попытался объединить «отпечатки клавиш» с традиционным способом нотной записи, взяв самое лучшее из обоих систем. Итак, нотный стан выглядит почти так же как и раньше, но один из промежутков в полтора раза шире чем остальные. Ноты соответствующие чёрным клавишам фортепьяно записываются на линейках. Ноты соответствующие белым клавишам записываются под линейками, над линейками и между линейками. Октава обозначается в начале нотного стана арабской цифрой: 1 - первая октава, 2 - вторая, 0 - малая, -1 - большая, -2 - контроктава и т.д. На нотных листах можно чередовать ярко и бледно напечатанные нотные станы, для того чтобы проще было дорисовывать добавочные линии. Расстояние между крайними линейками соседних октав равняется широкому промежутку (полуторному).
Преимущества предлагаемой системы:
1) Простота, интуитивная понятность.
2) Компактность сравнима с компактностью традиционной формы записи.
3) У каждой ноты - своё место, легко узнать До, Ре и Фа независимо от октавы и не заглядывая в начало нотного стана.
4) Не нужно заморачиваться насчёт тональности произведения, соображая на ходу где заменить ноту на соседнюю.
5) Применительно к клавишным инструментам появляются преимущества присущие гитарным табулатурам.
6) Расстояние между линейками приобретает физический смысл и становится пропорциональным количеству полутонов. Понятие «высота ноты» приобретает точное геометрическое значение.
7) При переходе в другую тональность нотный рисунок просто сдвигается вверх или вниз на нужное количество полутонов (считай - миллиметров), хоть копирку используй! :)
8) Лёгкость перевода в «отпечатки клавиш» и обратно.
Скачать новую нотную бумагу! (~33 кб в формате .doc)