Серебряный век. Князь Андрей Григорьевич Гагарин

Feb 09, 2015 19:45

Это было давно, лет десять тому назад, год влево, год впррраво спишем на попугайный склеррроз, я оказался в усадьбе Холомки. Мы поехали туда специально, посмотррреть на тот самый знаменитый дом, пррробыли всего несколько часов, и вот уже десять лет я мысленно прррилетаю в те дни, и дни, которррые были девяносто лет назад…

В общем, мне хочется немножко поговорррить об этих местах и людях, и я опять возвррращаюсь в серебряный век, но начну, пожалуй, издалека.



Андрей Григорьевич Гагарин

Дом на холме. Шелонь - осколок воды.
Кукушка, жаворонки. Ширь зелёная.
Белые колонны. Терраса.
Библиотека: Вольтер, Рёскин. Пан...
Жалейка-зеленок. Пан.
Евгений ЗАМЯТИН,
наброски к роману «Колонны»

РЕКТОР ПОЛИТЕХА ИЗ РЮРИКОВИЧЕЙ
Современники уверяли, что XIX век закончился только в 1914 году. Возможно, это утверждение спорно, однако для идиллической усадьбы Холомки, расположившейся на высоком берегу Шелони в Порховском уезде Псковской земли, с этого времени навсегда наступили иные дни, - хотя блистательный период её жизни был ещё впереди. Основателем, первым и единственным хозяином Холомков был князь Андрей Григорьевич Гагарин, из той линии Рюриковичей, что идёт от Владимира Мономаха к Всеволоду Большое Гнездо. Старшая и младшая ветви князей Гагариных угасли ещё в XVIII веке, а вот потомки первой средней линии рода с петровских времён занимали высокие государственные посты. Среди них были сенаторы, действительные тайные советники, которые в разные времена управляли императорскими заводами, театрами, служили в русской армии.
Самым «петербургским» оказалось потомство князя Ивана Сергеевича (1754 - 1810), женатого на княжне Марии Алексеевне Волконской, родная сестра которой была за графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным, открывшим для России «Слово о полку Игореве». Князь Иван служил на флоте, отличился в Чесменском сражении, участвовал вместе с графом Орловым в похищении из-за границы «княжны Таракановой», состоял в масонской ложе.
Из семерых детей флотоводца наибольшего нашего внимания заслуживает фигура младшего сына - князя Григория Ивановича (1782 - 1837), тайного советника, служившего по ведомству Министерства иностранных дел, однако бывшего ещё и почётным членом Императорской академии художеств: его дом в Италии был пристанищем многих русских художников, среди которых оказался и Карл Брюллов. [...]

Младший сын Григория Григорьевича и его супруги Софии Андреевны Дашковой, родившийся в 1855 году князь Андрей, окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем Михайловскую артиллерийскую академию, служил по гвардейской артиллерии, заведовал в Петербургском арсенале механической лабораторией, а потом работал на Петербургском оружейном заводе. В девяностые годы прошлого столетия правительство решило создавать новые учебные заведения - политехнические институты. На пост директора Петербургского политеха в Лесном был избран князь Андрей Григорьевич Гагарин.
Безусловной заслугой князя явилось весьма быстрое завершение строительства учебных и вспомогательных корпусов института, он был открыт 2 октября 1902 года.

Кроме того, директор с первых дней существования учебного заведения требовал от правительства академической самостоятельности института, не допуская административного и полицейского произвола. Художник Владимир Милашевский записал со слов жены директора института Марии Дмитриевны, урожденной Оболенской, события тех драматических дней: «Отряд жандармов во главе с ротмистром явился, чтобы произвести обыск и аресты... Муж встал в воротах института и не пустил ротмистра с отрядом». От себя Милашевский сообщает: «Я встретил одного инженера, который был студентом в ту эпоху. Он рассказывает об этом случае в Политехническом институте таким образом: ротмистр прошёл в кабинет князя, и в то время как там шли переговоры, студенты густой толпой столпились у дверей и на лестнице второго этажа. Настроение было таково, что готовы были растерзать охранника. Князь спокойно вывел из кабинета жандарма, попросил успокоиться, заявив студентам, что обыск производить он не позволит и сейчас лично проводит жандармского офицера до ворот института». А затем художник добавляет: «Вот это событие и было тем зерном, на котором и произошло впоследствии наше бытие в имении Холомки». Таким образом, Милашевский как бы отмечает точку появления идеи создания усадьбы Холомки.
(с) Владимир Потресов
отсюда

Пррродолжение следует.

Да, и ещё, пожалуй, я не буду давать ссылки на пррредыдущие посты - слишком их уже много.  Но ведь всегда пррри желании можно найти по тегу, ведь так? =)

Серебряный век, личность, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up