Дж. Кэмпбелл в 70е годы прошлого века создал концепцию Пути героя. А точнее, описал, систематизировал и придумал название тому повторяющемуся, что увидел в различных мифах и сказках. Позже его систему стали использовать сценаристы
( Read more... )
Это разные герои. У Моэма не архитипический герой просто, не из сказок и мифов. И путь у него иной поэтому. На твои вопросы "А бывают ли герои без признания? Или с запоздавшим признанием? Или отверженные обществом герои? Что - в таком случае -помогает им следовать Зову? А будет ли героем асоциальный человек?" Я бы ответила - конечно бывают. Это герои в смысле - заглавные персонажи, а не в смысле - героические личности. И зов у них другой, никакие потусторонние сказочные силы им не помогают в таком случае и замеченные Кэмпбеллом закономерности мифов не про них. То есть сказка про Ивана-дурака, который сходил за жар-птицей, не добыл ее, вернулся и спился невозможна. Это не будет сказкой. Это будет бытовая драма :) Разные жанры.
Лен, скажу честно, Кемпбелла я не читала. Поэтому дальше-сплошь ИМХО. Но, думаю, есть шаги, которые могут быть пропущены. Есть истории, которые происходят не в магической реальности, а в нашей, но сделаны по тем закономерностям, у тех же сценаристов. И тогда герой может быть вот таким... разноплановым. Но этот герой- для меня именно Герой. По внутреннему моему ощущению от книги. У него точно есть зов, путь, препятствия. Признание, кстати, тоже есть, но -посмертное. За вклад в искусство и бла-бла-бла, с попыткой, кстати, создать благородную биографию). А ты читала Тысячеликого героя? Про Моэма поняла, что нет.
Я читала и то и то, но давно :) в околостуденческие времена и хотя книжка у меня дома есть, я не перечитывала. И насколько я помню, у Кемпбелла это именно про миф и сказку. Миф - в самом широком смысле - от древних легенд самых разных народов, разных религий. Там действительно можно проследить тот путь, который он подметил, некие общие закономерности. Переход, испытания, возвращение и награду. Но это все и делает этот путь довольно специфичным. Это не путь Героя - как героического персонажа, не любого героического персонажа, и уж точно не любого персонажа вообще. Это архетипический персонаж, там коллективное бессознательное приплетается, это к особому жанру относится. То, что это стали использовать для современных сказок - типа Звездных войн (Люк проходит как раз такой путь - переход с помощью Наставника (Йоды) в другую реальность, испытания, смерть и возрождение с последующей наградой) - так опять же, для сказок! А не для любых историй в жанре реализма или драмы
( ... )
Comments 15
На твои вопросы "А бывают ли герои без признания? Или с запоздавшим признанием? Или отверженные обществом герои? Что - в таком случае -помогает им следовать Зову? А будет ли героем асоциальный человек?" Я бы ответила - конечно бывают. Это герои в смысле - заглавные персонажи, а не в смысле - героические личности. И зов у них другой, никакие потусторонние сказочные силы им не помогают в таком случае и замеченные Кэмпбеллом закономерности мифов не про них. То есть сказка про Ивана-дурака, который сходил за жар-птицей, не добыл ее, вернулся и спился невозможна. Это не будет сказкой. Это будет бытовая драма :) Разные жанры.
Reply
Но, думаю, есть шаги, которые могут быть пропущены. Есть истории, которые происходят не в магической реальности, а в нашей, но сделаны по тем закономерностям, у тех же сценаристов. И тогда герой может быть вот таким... разноплановым.
Но этот герой- для меня именно Герой. По внутреннему моему ощущению от книги. У него точно есть зов, путь, препятствия. Признание, кстати, тоже есть, но -посмертное. За вклад в искусство и бла-бла-бла, с попыткой, кстати, создать благородную биографию).
А ты читала Тысячеликого героя? Про Моэма поняла, что нет.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment