Путь Героя в романе Луна и грош С. Моэма

Sep 26, 2024 10:23

Дж. Кэмпбелл в 70е годы прошлого века создал концепцию Пути героя. А точнее, описал, систематизировал и придумал название тому повторяющемуся, что увидел в различных мифах и сказках. Позже его систему стали использовать сценаристы.

Но что было бесспорно во всей описываемой им и в фольклоре системе - так это признание героя в финале, его безусловная полезность и необходимость для общества.Вспомним русские народные сказки. Иван-дурак получает полцарства и женится на царевне, по случаю чего устраивается грандиозный пир.

А бывают ли герои без признания? Или с запоздавшим признанием? Или отверженные обществом герои? Что - в таком случае -помогает им следовать Зову? А будет ли героем асоциальный человек?

С. Моэм написал свой роман гораздо раньше, чем Дж. кэмпбелл развил свою концепцию. Тем не менее, при прочтении у меня возникли ассоциации с ней и вышеназванные вопросы.

Моэм описывает путь человека, до определенного момента бывшего примером полной заурядности, совсем не разбиравшегося в искусстве. Но хорошо зарабатывавшего и бывшего вполне принятым обществом (пусть рассказчик и называет его полным нулем- в плане ума, обаяния, искусства смолл-тока и понимания искусства).

И вдруг, на пустом месте, этот человек бросает обеспеченную и сытую жизнь и семью и начинает писать картины- в возрасте около 40 лет, подумайте только!

По всем канонам, это слишком поздно. Для того, чтобы достигнуть высот. Но не для нашего героя.

Как ни парадоксально, наряду с силой Зова, его помощниками становятся.... вдруг открывшееся равнодушие к людям и общественным нормам. Как и пренебрежение потребностями собственного тела.

У этого Героя нет наставников и маркетологов, продвигающих его искусство, нет жены, которая отдалась бы Служению, но есть только Зов и неудержимая Внутренняя Сила. Которая в европейской цивилизации выглядит дико. Примерно как туземец, идущий по улице в набедренной повязке.

А вот среди последних Стрикленд как раз и чувствует себя как рыба в воде. И получает принятие своего способа жизни. Зарабатывать только на краски и писать, писать, писать...

И, мне кажется, Моэм не случайно ввел это противопоставление. Историю Пути Стрикленда он помещает в рамку лондонских приемов, лицемерия и лжи-ими начинается и заканчивается история. Где женщина, привечавшая художников, жестока к бросившему ее мужу при жизни, но после смерти не прочь погреться в лучах славы.

Не оправдывая Стрикленда в его жестокости и равнодушии к людям, автор, вместе с другими случайными попутчиками художника, не может не восхищаться его цельностью, честностью и его животной харизмой. Которая одновременно пугает и притягивает.

Эта история дает нам пример Героя, который не нуждался в овациях и вознаграждении. Героя, который неоднозначен в своих проявлениях. В служении искусству он Герой, а в общении с другими людьми - хам. но, может быть, иначе и нельзя, если нет сомна отдавшихся служению родных и близких (хотя попытки подобного он отвергает), нет маркетолога и искусствоведа, который будет тебя раскручивать? Хотя герой Моэма и не стремится к славе и богатству. И тут Моэм заостряет и доводит до абсолюта черты, которые у прототипа его романа были только частично.Все-таки Гоген и товарищество художников создавал, и спустя годы даже думал о возвращении в семью.

Зов, Сила, бьющая сквозь Стрикленда в мир, была и его проклятьем, и его наградой, и его оправданием.

На фото-картина П. Гогена, прототипа Ч. Стрикленда.



книги, размышлизмы, 2024

Previous post Next post
Up