Геннадий Седов "Матильда Кшесинская. Любовница царей"

Mar 17, 2019 08:18

В этой книге самая спорная и сомнительная для меня часть-это название. Ведь истине оно никак не соответствует. Кшесинская не была любовницей ни одного действующего царя, только наследника престола( на момент связи с ней). И даже если «зачесть» этот вариант, то множественного числа мы никак не получим. А вот «любовница Романовых»- было бы правильным названием, ибо после Николая она жила с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем( сначала одновременно, потом-только со вторым). Но не будем забегать вперед.
А в остальном книга показалась мне достаточно достоверной и не гоняющейся за «жареными» фактами, хотя много  художественных зарисовок-сцен из жизни(написаны талантливо и живо) . А иногда автор чересчур уверен в своих гипотезах.
Что еще здоров, так это то,что автор описал не только жизнь самой Матильды Феликсовны, но и атмосферу, общество того времени.театральные круги,  байки про Шаляпина, рассказ о том, как князю Юсупову в эмиграции повезло отсудить деньги у кинокомпании, в то время, как другие перебивались поденной работой .
Интересны  комментарии автора к воспоминаниям самой Кшесинской.
Так, если меня при чтении их удивило,что Матильда непонятно зачем подробно описывает легенду о происхождении их рода, то он видит в этом отражение ее честолюбивых мыслей о престоле( мол, не простолюдинка, а графиня, почти что ровня Николаю по статусу).

Далее. Оказывается, знакомство Николая и Матильды было организовано царственным отцом.Не в театре с голой грудью, а на ужине. Но, конечно, Александр Третий планировал для сына лишь интрижку, а не полноценный роман, как случилось. Ведь наследник появлялся с Матильдой публично, и их связь была известна всей стране( что потом аукнется героине в революционные дни). И даже в своем дневнике наследник писал , что "страстно полюбил( платонически) маленькую К."

Автор достаточно категорично утверждает, что до определенного времени связь их была платонической и перестала быть таковой с момента отселения Мали( так ее звали в семье) от родителей. Видимо,свечку держал.
Вообще поведение Николая в частной жизни вполне внушает уважение: верность супруге, и в то же время - память и благодарность  за юношеское чувство. Благодаря чему Матильда имела возможность обращаться  к царю с просьбами , которые всегда удовлетворялись. Будь то бенефис через 10 лет службы в театре вместо 25, или игнорирование распоряжений князя С. Волконского, «главного» по театрам в то время, вынужденного уволиться . И что мне импонирует , в эмиграции знакомство  они возобновили и даже стали друзьями.
Что же касается поведения Николая, то меня резанул только факт передачи бывшей любовницы своему дяде, как будто она вещь. И то, что она с этой передачей , увы, согласилась-уже камень в огород героини. Как и то, что, встретив свою любовь, она жила одновременно с  двумя, ибо избранник сердца был зависим от родителей и не располагал большими деньгами, как дядя. Пожалуй, для меня это самый скользкий момент в ее биографии.
А все остальное.. Да, была тщеславна и хранила целый шкаф с вырезками статей критиков о ее выступлениях. Да, любила «пустить пыль в глаза», как в случае с молодым неопытным поручиком, случайно попавшим в театр. Но ведь потом трогательно заботилась о нем в эмиграции и была ему благодарна за его воспоминания .
Да, кокетка, в своей безжалостности к поклонникам сравнимая со Скарлетт О Хара. И в то же время -даже в "медовый месяц" отношений с Николаем участвовала в сложной балетной постановке, и была успешна, несмотря на свой малый опыт. А, значит, "впахивала" как следует, а не только предавалась любовным утехам и светской жизни.


Да, манипулировала в театре, используя свои "эксклюзивные возможности". Но была действительно талантлива. И -вот парадокс!- может быть, потому и не стала гениальной балериной, что имела возможность работать немного, только в сезон9 3-4 месяца в году), имея  другие источники дохода.
Я бы даже сказала, что за свое счастье и богатство в первой половине жизни заплатила тем, что известна нам прежде всего не как балерина, крутившая 32 фуэте, не как часть царской семьи( куда она в итоге-таки вошла, став законной супругой великого князя Андрея в 48 лет, после смерти его матери), не как талантливый педагог и долгожитель, а как содержанка высокого полета. (Умерла она в возрасте 99 лет ,  подхватив простуду на пароходной прогулке. )
"Фигура Кшесинской, в обстановке лихрадочной приподнятости, напоминавшей бал  на палубе "Титатника" перед грядущей катастрофой, выглядела по-особенному рельефно. Ее биография: карьера, богатство, бешеный успех у мужчин -будоражила воображение общества, казалась образцом "умения жить".Юная Ахматова, тогда еще начинающая поэтесса, вспоминает, как часто они в подругой Ольгой Судейкиной обсуждали женские секреты Кшесинской. "Надо, -втолковывала ей Судейкина, сама достаточно преуспевшая в искусстве расставлять сети сильному полу, не сводить с "них" глаз, смотреть, как это делает она, "им" в рот: они это любят."
Что меня восхищает в ней более всего, так это то, как она смогла начать новую жизнь за границей, когда закончились деньги . Она, одна из богатейших женщин в дореволюционной России, чей особняк называли дворцом и куда вселились большевики( кстати, она выиграла в суде дело о возвращении ей этого незаконно отнятого дома)... Чьими главными талантами, если начистоту, считались постельные...
Именно она основала в Париже свою балетную школу, была успешным педагогом и смогла содержать свою семью. Нате, выкусите, злые языки и завистники!
Наверное, кто-то будет надо мной смеяться, посчитает наивной или глупой, но для меня Кшесинская - объект восхищения и пример для подражания. Благодаря , конечно, не своим любовным связям, а своему жизнелюбию, таланту, трудолюбию, щедрости, умению адаптироваться к самым сложным условиям жизни, гибкости и терпению.
Что интересно, так это то, что никто из ее мужчин не достиг высот славы, не был успешен. Николай и Сергей Михайлович были убиты, муж Владимир подметал полы в ее студии, а сын никогда не женился и не оставил потомков. Ассоциация ( относительно последних двух) как о мелких камушках в диадеме, только подчеркивающих сияние крупного алмаза, но не имеющих самостоятельного значения. Или, что прозаичнее, влияние сильного характера, подчинявшем других ее воле, ее Пути.


2017, книги, "36 книг за год", Кшесинская, 26, биография

Previous post Next post
Up