Недавно я уже писала о другом произведении Левшина В.А. - «
В лабиринте чисел», но трилогия «Магистр рассеянных наук» сильно отличается от него как по стилю, так и по содержанию. Не смотря на то, что эту книгу принято считать математической, в ней есть большое количество задач и фактов из физики, биологии и даже географии (увы, в этой дисциплине я до сих пор слаба…).
Автор, как это часто бывает, эксплуатирует стереотип о рассеянном ученом-математике, который настолько погружен в свои цифры, что слабо имеет представление об окружающем мире (справедливости ради, стоит упомянуть, что уже через пару страниц становится понятно, что главный герой лишь только считает себя выдающимся математиком, а на деле ничего в ней не смыслит). Этот образ является противоположностью главного персонажа Арифметики из «Лабиринта чисел», которая скорее представляет собой классическое представление о строгой и немного скучноватой учительнице математики.
Книга представляет собой трилогию: "Диссертация Рассеянного Магистра", "Путевые заметки Рассеянного Магистра" и "В поисках похищенной марки". Главный герой, собственно сам Магистр, путешествует по всем миру со своей спутницей - девочкой по имени Единичка (к счастью более смышлёная), сталкиваясь с разными проблемами и непредвиденными ситуациями, из которых им помогают выбраться знания точных наук. А за их приключениями следит «клуб рассеянного Магистра», состоящий из любителей математики.
Очень интересна структура повествования: в начале главы автор зачитывает своим ученикам кусок диссертации магистра рассеянных наук или его письмо, где в каждом предложении встречаются математические, логические и другие ошибки, а потом они все вместе стараются найти их правильное решение задач. Кстати, можно последовать примеру автора и зачитывать эти отрывки детям, которые с удовольствием посоревнуются с главными героями.
Что еще необычно в этой книге, так это сочетание математики и путешествий. Обычно у большинства людей представление о математики, как о чем-то абстрактном и далеком от реального мира (что-то типа набора непонятных символов и формул на разбросанных по всему столу бумагах), а математики - это, как правило, затворники, способные на путешествие только среди книг и чисел. Левшин, подобно автору «
Занимательной физики» Перельману, пытается сломать эти устаревшие стереотипы и вытащить науку в окружающую нас реальность. Это очень важно: с раннего возраста показать детям, что полученные в школе знания действительно можно применять в жизни.
Не смотря на то, что по стилю повествования книга рассчитана на детей младших классов, некоторые задачи достаточно сложны. Но почему-то я не думаю, что у маленьких читателей возникнут проблемы, так как все они подробно разбираются, а основные математические термины объясняются понятным языком. Зато взрослым тоже не будет скучно, так как они смогут сами поупражняться и вспомнить многие факты из школьной программы. Например, задачка с последовательностью чисел: 1, 4, 13, 40, 121. Что будет дальше? Не так уж и тривиально :-). А все ли из вас помнят правило Гаусса для вычисления суммы членов арифметической прогрессии? Признаюсь, я с ходу не смогла вспомнить.
Ну и конечно, моя любимая шутка про математиков: математик и обычный человек находятся в комнате с краном и газовой плитой, им дают чайник, спички и просят вскипятить воду. Оба одинаково быстро справляются с ней: наливают воду из крана в чайник, зажигают спичку, от нее плиту и ставят чайник на плиту. Им предлагают вторую задачу: вода уже в чайнике, плита горит, надо опять вскипятить чайник. Обычный человек ставит чайник на плиту - задача выполнена, математик выливает воду, выключает плиту и торжественно заявляет: «А теперь мы вернулись к предыдущей задаче». Вы даже не представляете, как часто я убеждалась в ее справедливости!
Пожалуй, у этой книги есть только один недостаток: информация из разных разделов и областей науки дается вперемешку. Хотя, вовсе не факт, что это плохо. Ведь знания и опыт в жизни тоже зачастую приходят хаотично.
И еще одна хорошая деталь - эта книга есть в аудио варианте.