You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
12 ГОЛОСОВ, ПРОРВАВШИХ ЛЕДЯНОЕ КОЛЬЦО Журналистка Катерина Гордеева, известная по ярким работам из цикла "Профессия - репортер", записала голоса 12 свидетелей блокады Ленинграда, рассказавших то, о чем раньше на публике было не принято говорить. Зрители Первого канала увидят премьеру двухсерийной ленты "Голоса" 28 и 29 января в 23.40.
Конечно, все мы с детства знаем, что защитники и жители Ленинграда совершили подвиг, не сдав свой город врагу. Но официальная версия событий при этом обходилась без самых страшных подробностей: в советское время считалось, что рассказы о минутах слабости и отчаяния, о реальной степени дистрофии, о кражах продовольственных карточек и случаях трупоедства могут бросить тень на идеальный образ Победы. А затем о блокадниках, большинство которых к тому моменту уже стали стариками, попросту забыли - стране новых русских надо было шагать вперед, не слишком заморачиваясь тенями прошлого...
- Учительница истории одной московской школы, узнав о том, что мы снимаем фильм о блокаде глазами детей той поры, пригласила меня провести для старшеклассников урок, - рассказывает автор ленты Катерина Гордеева. - Я страшно волновалась: будут ли они слушать?.. В итоге мы решили пустить все на самотек. Я просто объяснила ребятам, в какой ситуации был город, откуда накануне блокады не смогли вывезти детей. Рассказывала о дневниках, письмах и рисунках, появившихся в эти 872 дня, о судьбе тех, кто их вел, писал, рисовал. Обратила внимание на то, сколько противоречий в книгах о блокаде и как трудно понять, какова же была правда... За эти два с половиной часа звенели звонки на переменку и обратно, в коридоре бегали и кричали дети. Из других классов. А эти сидели не шелохнувшись. Наконец спрашиваю: "Есть ли вопросы?" И вдруг один мальчик говорит: "Вот вы так готовитесь к фильму - скажите: если бы у вас была возможность попасть в блокадный Ленинград хотя бы дня на три, чтобы все увидеть своими глазами, вы бы это сделали?" Я не успела ответить - из глаз полились слезы...
- Мы записали около 100 часов интервью, - продолжает Катерина. - Я не была готова к тому, что память работает именно так. Вначале почти все рассказывали записные истории практически об одном и том же. Допустим, четыре подряд наших героя говорили о том, как на ледяной улице упала лошадь и голодные люди набросились на нее, почти разорвали на части. Но это же из "Блокадной книги" Гранина! Конечно, они все ее читали. А мне было важно добраться до личных, сокровенных воспоминаний. Иногда мы прерывались, я просила начать заново. Одна героиня никак не могла вспомнить ничего про культурную жизнь блокадного города. И вдруг на очередном вопросе, приходилось ли бывать в театре или кино, говорит: "Да, помню, вот так сидели". И поджимает ноги. "Потому что крысы бегали". И что-то внутри щелкнуло - полились воспоминания.
- Идею с рисунками подсказал великий режиссер Андрей Хржановский. Он нас отправил во всевозможные музеи и хранилища Санкт-Петербурга - смотреть, что рисовали ленинградские дети. И тогда становилось более или менее понятно, о чем и как спрашивать. Так вышло, что герои рассказали не только об отдельных эпизодах - по сути, их рассказы охватывают все 872 дня. Конечно, это не учебник истории. Но, возможно, после такого фильма, как наш, и учебники должны немного измениться. Все-таки историю должны писать прежде всего очевидцы, а не специально обученные люди. Иначе так и будем ходить по замкнутому кругу мифов.
- Современный Санкт-Петербург и блокадный Ленинград - как будто бы два разных города. Мне кажется, это трагедия памяти. Память ведь не живет сама по себе - ее надо поддерживать, воспитывать, тренировать, и не только в праздничные и мемориальные даты - каждый день. Воспользовавшись идеей известного питерского фотографа Сергея Ларенкова, мы наполнили фильм видеосравнениями-реконструкциями - это совмещение в одной географической точке прошлого и настоящего: блокады и нынешнего времени. Режиссер Сережа Нурмамед и наш график-дизайнер Юра Мелюшин сделали так, что на оживленном - полном беззаботных людей, булочных, рекламы, в общем, современной жизни - проспекте вдруг проявляется память. Слышно ее дыхание. Это, с одной стороны, страшновато. А с другой - очень важно и полезно: знать, что ты идешь не просто по оживленной улице, а по улице с историей. В том числе и трагической.
Интервью взял Сергей Николаев
Источник: Труд
Еще публикации:
29.01.2014 "Голоса": непридуманная история о детях блокады
(Вокруг ТВ)29.01.2014 Катерина Гордеева: "Этих людей убеждали в том, что никакие они не герои"
(Colta.ru, Ирина Мак)25.01.2014 Катерина Гордеева: "Я не представляю, как можно прожить жизнь, чувствуя себя виноватой в том, что ты была ребенком и хотела есть"
(Большой город, Серафим Ореханов)23.01.2014 Смерти вопреки
(Комсомольская правда, Артем Гусятинский)