ДВЕНАДЦАТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ

Jan 30, 2014 03:53

image You can watch this video on www.livejournal.com


image You can watch this video on www.livejournal.com



12 ГОЛОСОВ, ПРОРВАВШИХ ЛЕДЯНОЕ КОЛЬЦО

Журналистка Катерина Гордеева, известная по ярким работам из цикла "Профессия - репортер", записала голоса 12 свидетелей блокады Ленинграда, рассказавших то, о чем раньше на публике было не принято говорить. Зрители Первого канала увидят премьеру двухсерийной ленты "Голоса" 28 и 29 января в 23.40.

Конечно, все мы с детства знаем, что защитники и жители Ленинграда совершили подвиг, не сдав свой город врагу. Но официальная версия событий при этом обходилась без самых страшных подробностей: в советское время считалось, что рассказы о минутах слабости и отчаяния, о реальной степени дистрофии, о кражах продовольственных карточек и случаях трупоедства могут бросить тень на идеальный образ Победы. А затем о блокадниках, большинство которых к тому моменту уже стали стариками, попросту забыли - стране новых русских надо было шагать вперед, не слишком заморачиваясь тенями прошлого...

- Учительница истории одной московской школы, узнав о том, что мы снимаем фильм о блокаде глазами детей той поры, пригласила меня провести для старшеклассников урок, - рассказывает автор ленты Катерина Гордеева. - Я страшно волновалась: будут ли они слушать?.. В итоге мы решили пустить все на самотек. Я просто объяснила ребятам, в какой ситуации был город, откуда накануне блокады не смогли вывезти детей. Рассказывала о дневниках, письмах и рисунках, появившихся в эти 872 дня, о судьбе тех, кто их вел, писал, рисовал. Обратила внимание на то, сколько противоречий в книгах о блокаде и как трудно понять, какова же была правда... За эти два с половиной часа звенели звонки на переменку и обратно, в коридоре бегали и кричали дети. Из других классов. А эти сидели не шелохнувшись. Наконец спрашиваю: "Есть ли вопросы?" И вдруг один мальчик говорит: "Вот вы так готовитесь к фильму - скажите: если бы у вас была возможность попасть в блокадный Ленинград хотя бы дня на три, чтобы все увидеть своими глазами, вы бы это сделали?" Я не успела ответить - из глаз полились слезы...

- Мы записали около 100 часов интервью, - продолжает Катерина. - Я не была готова к тому, что память работает именно так. Вначале почти все рассказывали записные истории практически об одном и том же. Допустим, четыре подряд наших героя говорили о том, как на ледяной улице упала лошадь и голодные люди набросились на нее, почти разорвали на части. Но это же из "Блокадной книги" Гранина! Конечно, они все ее читали. А мне было важно добраться до личных, сокровенных воспоминаний. Иногда мы прерывались, я просила начать заново. Одна героиня никак не могла вспомнить ничего про культурную жизнь блокадного города. И вдруг на очередном вопросе, приходилось ли бывать в театре или кино, говорит: "Да, помню, вот так сидели". И поджимает ноги. "Потому что крысы бегали". И что-то внутри щелкнуло - полились воспоминания.

- Идею с рисунками подсказал великий режиссер Андрей Хржановский. Он нас отправил во всевозможные музеи и хранилища Санкт-Петербурга - смотреть, что рисовали ленинградские дети. И тогда становилось более или менее понятно, о чем и как спрашивать. Так вышло, что герои рассказали не только об отдельных эпизодах - по сути, их рассказы охватывают все 872 дня. Конечно, это не учебник истории. Но, возможно, после такого фильма, как наш, и учебники должны немного измениться. Все-таки историю должны писать прежде всего очевидцы, а не специально обученные люди. Иначе так и будем ходить по замкнутому кругу мифов.

- Современный Санкт-Петербург и блокадный Ленинград - как будто бы два разных города. Мне кажется, это трагедия памяти. Память ведь не живет сама по себе - ее надо поддерживать, воспитывать, тренировать, и не только в праздничные и мемориальные даты - каждый день. Воспользовавшись идеей известного питерского фотографа Сергея Ларенкова, мы наполнили фильм видеосравнениями-реконструкциями - это совмещение в одной географической точке прошлого и настоящего: блокады и нынешнего времени. Режиссер Сережа Нурмамед и наш график-дизайнер Юра Мелюшин сделали так, что на оживленном - полном беззаботных людей, булочных, рекламы, в общем, современной жизни - проспекте вдруг проявляется память. Слышно ее дыхание. Это, с одной стороны, страшновато. А с другой - очень важно и полезно: знать, что ты идешь не просто по оживленной улице, а по улице с историей. В том числе и трагической.
Интервью взял Сергей Николаев
Источник: Труд

Еще публикации:
29.01.2014 "Голоса": непридуманная история о детях блокады (Вокруг ТВ)
29.01.2014 Катерина Гордеева: "Этих людей убеждали в том, что никакие они не герои" (Colta.ru, Ирина Мак)
25.01.2014 Катерина Гордеева: "Я не представляю, как можно прожить жизнь, чувствуя себя виноватой в том, что ты была ребенком и хотела есть" (Большой город, Серафим Ореханов)
23.01.2014 Смерти вопреки (Комсомольская правда, Артем Гусятинский)

Память, Дети, ТВ, Документальное кино, Питер, Война

Previous post Next post
Up