Неста Вебстер, Тайные общества, глава 7б. Немецкое тамплиерство и французское иллюминатство

Dec 20, 2020 00:40

Оглавление
Фридрих Великий превращает континентальное масонство в орудие разрушения
Французское иллюминатство
Влияние евреев на формирование высших степеней масонства
Маги
Иоганн Шрепфер
Граф Сен-Жермен
Граф Калиостро
Франц Месмер

Фридрих Великий превращает континентальное масонство в орудие разрушения
Но не учителю танцев Лакорну и его последователям из среднего класса мы можем приписать эффективность, с которой не только Энциклопедия, но и множество мелких революционных публикаций распространялись по всей Франции. Фридрих Великий нашёл здесь возможности для себя. Если я права в предположении, что речь Рамзи достигла ушей Фридриха, то проект Энциклопедии, содержащейся в речи, вполне мог показаться Фридриху великолепным способом повлиять на интеллектуальные круги Франции; поэтому появилась дополнительная причина для его поспешного посвящения в масонство, приглашения в Берлин Вольтера и его последующих заигрываний с Дидро и д'Аламбером, которые ко времени публикации первого тома Энциклопедии в 1751 году оба были членами Королевской академии Пруссии. В следующем году Фридрих предложил д'Аламберу пост президента Академии, но тот отказался; но в 1755 и 1763 годах д'Аламбер навещал Фридриха в Германии и регулярно получал пенсию из Берлина. Поэтому неудивительно, что, когда Энциклопедия дошла до буквы П, она включила в статью о Пруссии панегирик добродетелям и талантам прославленного монарха Фридриха II, который вершил судьбы любимой им страны.

Искусство Фридриха Великого и его преемников на троне Гогенцоллернов, состояло в том, чтобы использовать каждое общественное движение, которое могло способствовать достижению прусского превосходства. Он использовал масонов, так же как философов и евреев, чтобы осуществить свой великий план - разрушить французскую монархию и союз между Францией и Австрией. Через своих представителей при французском дворе он смог посеять разлад между Версалем и Веной и дискредитировать Марию-Антуанетту, а через своих союзников в масонских ложах и тайных обществах он смог достучаться до народа Франции. Золото и печатные станки Фридриха Великого были добавлены к печатным станкам орлеанистов [*] для распространения крамольной литературы по всем провинциям. [422]

[*] Орлеанисты - приверженцы Орлеанского дома (некоторые ветви дома Капетингов: в XV в. - династии Валуа, с XVII в. - династии Бурбонов): во время великой революции - сторонники Филиппа Эгалите, а с 1830 г. сторонники династии короля Луи-Филиппа.

В течении XVIII столетия ассоциация, основанная роялистами и католиками, была превращена революционными интриганами в двигатель разрушения; обряды и символы постепенно извращались до цели, прямо противоположной той, ради которой были установлены, а две степени Розенкрейцер и Рыцарь Кадош стали символизировать соответственно войну с религией и войну с монархией Франции.

Вот как не католик, а оккультист и розенкрейцер Элифас Леви описывает роль масонства в революции:

"Масонство не только было осквернено, но и послужило прикрытием и поводом для заговоров анархии под оккультным влиянием мстителей Жака де Моле и продолжателей раскольнической работы Храма [тамплиеров]. Вместо того чтобы отомстить за смерть Хирама, они отомстили за его убийц. Анархисты взяли [символы масонства] отвес, квадрат и молоток и написали на них Свобода, Равенство, Братство. То есть, свобода для зависти, равенство в деградации, братство для разрушения. Это те люди, которых Церковь справедливо осудила и которых она всегда будет осуждать." [423]

Но пора обратиться к другой масонской силе, которая тем временем вышла на арену, мартинистам или французским иллюминатам.

Французское иллюминатство
Пока Фридрих Великий, масоны, энциклопедисты и орлеанисты работали на материальном плане, чтобы подорвать Церковь и монархию во Франции, возник еще один культ, который к середине века сумел проникнуть в масонские ложи. Это было возрождение старого увлечения оккультизмом, которое теперь, как лесной пожар, распространилось по Европе от Бордо до Санкт-Петербурга. Во время правления Анны Курляндской (1730-40) русский двор был пропитан суевериями, поощрялись профессиональные фокусники и шарлатаны всех мастей. Высшие классы Германии в XVIII веке оказались одинаково восприимчивыми к притягательности сверхъестественного, а князья, желавшие долгой жизни и большей власти, с энтузиазмом окунулись в поиски философского камня, "эликсира жизни" и брали на службу оккультистов, под чьим руководством вызывали духов.

Во Франции оккультизм для распространения своих доктрин, в качестве прикрытия, принял внешние формы масонства. В 1754 году масон розенкрейцер Мартинес де Паскуалли [424] основал свой орден "Избранных коэнов" (Избранных священников), известный позже как "Мартинисты" или французские иллюминаты. Несмотря на то, что Паскуалли был воспитан в христианской вере, его часто описывали как еврея. Барон де Глейхен, сам мартинист и член ложи "Объединённые друзья" (Amis Réunis) [425], проливает интересный свет на этот вопрос в следующем отрывке: "Паскуали был испанцем и, возможно, принадлежал к еврейской расе, так как его ученики унаследовали от него большое количество еврейских рукописей". [426]

Мартинисты, которые в XVIII веке стали третьей великой масонской силой во Франции, были "каббалистической сектой". [427]

Обряд мартинистов был в целом разделен на два класса, первый представлял падение человека, а второй - его окончательное восстановление - еще одна вариация на масонскую тему утраты и восстановления. После первых трех Ремесленных степеней следовали аналогичные степени коэна: Ученик коэн, Товарищ по ремеслу коэн и Мастер коэн, а за ними степени Великого архитектора, Великого избранника Зоровавеля или Рыцаря Востока, но над ними были скрытые степени, ведущие к Розенкрейцеру, который составлял краеугольный камень здания [428]. Паскуалли сначала установил свой обряд в Марселе, Тулузе и Бордо, а затем в Париже, и вскоре ложи мартинистов распространились по всей Франции с центром в Лионе под руководством местного зажиточного купца Жан-Батиста Виллермоза. С этого момента разнообразные оккультные Ордена начали возникать во всех направлениях. В 1760 году алхимик и иллюминат Антуан-Жозеф Пернетти основал свою секту "Иллюминаты Авиньона" (Illuminés d'Avignon), объявив себя высшим посвященным масонства и проповедуя учение шведского мистика Эммануила Сведенборга. Позже некий Частанье основал секту "Иллюминаты теософы" (Illuminés Théosophes), изменённую версию обряда Пернетти; а в 1783 году маркиз де Томе основал очищенную разновидность сведенборгианства под названием "Обряд Сведенборга".

Влияние евреев на формирование высших степеней масонства
За всеми этими оккультными сектами скрывался один общий источник вдохновения - извращенная и магическая каббала евреев, этот конгломерат диких теософских фантазий и варварских суеверий, основанных на древних языческих культах, дополненных в течении семнадцати веков поколениями еврейских оккультистов. [429]. Это влияние особенно заметно в различных формах степени Розенкрейцер, которая почти во всех этих сектах была высшей и наиболее тайной. Ритуал "Выдающегося ордена рыцарей черного орла или монархов розенкрейцеров" - секретный, неопубликованный документ XVIII века, который полностью отличается от опубликованных ритуалов, объясняет, что никто не может достичь познания высших наук без "Ключей Соломона" [*], настоящие секреты которого никогда не публиковались и который, как говорят, содержит всю каббалистическую науку [430]. Катехизис этой же степени посвящен в основном трансмутации металлов, философскому камню и т. д.

[*] Ключи Соломона (Clavicula Salomonis) - латинское название средневекового собрания гримуаров (Завещание Соломона, Малый ключ Соломона, Большой ключ Соломона и т. д.), приписываемых еврейскому царю Соломону. Представляет собой сборник заклинаний, молитв и магических формул, содержит описание талисманов, пентаклей и других атрибутов магии.

В "Обряде Совершенства", действовавшем во Франции и Америке, это каббалистическое влияние проявляется в тех степенях, которые известны под названием "Невыразимые степени", происходящих от еврейской веры в тайну, которая окружает Невыразимое Имя Бога. Согласно иудейскому обычаю, имя Иеговы, состоящее из четырех букв "юд, hей, вав, hей", составляющее Тетраграмматон, не должно произноситься профанами, которые обязаны заменять его словом "Адонай" (Господь). Тетраграмматон мог произноситься только первосвященником один раз в год в День искупления в святая святых Храма под звуки труб и цимбал, которые мешали людям его услышать. Говорят, что из-за того, что люди воздерживались от произнесения Имени, его истинное произношение было утеряно. Евреи также считают, что Тетраграмматон обладает неограниченным могуществом. "Тот, кто произносит Имя, потрясает небо и землю и самим ангелам внушает изумление и ужас [431]". Таким образом, Невыразимое Имя даровало сверхъестественные способности; оно было выгравировано на жезле Моисея и позволял ему творить чудеса, точно так же, как, согласно "Толедот Йешу", оно наделило чудесными силами Христа.

[*] Толедот Йешу (или Сефер Толедот Йешу) - средневековый антихристианский иудейский памфлет, в котором некоторые евангельские события представлены в гротескной форме. Название означает "Родословие Иисуса". Надо заметить, что имя "Иисус" передано в искажённой форме - Йешу вместо Йешуа. Текст приписывает Иисусу незаконнорождённость, магические способности и позорный конец. Материалы текста являются записью устного еврейского фольклора II - VI веков. Эти тексты были известны в Европе и на Ближнем Востоке начиная с IX века. Архиепископ Лиона Агобард упоминает об их существовании в своём труде "Об иудейском суеверии" (826 г.). Полный текст был долго неизвестен христианам, пока в конце XIII века доминиканец Раймонд Мартин не сделал перевод на латинский язык.

Это суеверие явно было частью розенкрейцерской традиции, поскольку символ Тетраграмматона в треугольнике, принятый масонскими ложами, фигурирует в каббалистической системе Роберта Фладда (а также на эмблеме "Незримой коллегии" розенкрейцеров) [432]. В "Невыразимых степенях" этот символ был наделен всем тем мистическим трепетом, которым его окружает иудейское богословие, и, согласно ранним американским работам: "Братья и сподвижники этих степеней получили имя Бога, как оно было открыто Еноху и поклялись произнести его лишь раз в жизни".



Масонский символ: Тетраграмматон в треугольнике.

В упомянутой выше алхимической версии степени Розенкрейцер, Невыразимое Имя наделено магической силой, так же, как в еврейской каббале. Жан-Мари Рагон, описав еврейскую церемонию произнесения первосвященником слова "Иегова" в святая святых, добавляет, что фраза "Шем-ха-Мефораш" - другой термин, обозначающий Тетраграмматон, - является священным словом Шотландской степени, и что эту веру в его мистические свойства "можно найти во главе инструкций для третьей степени Рыцаря черного орла, называемого Розенкрейцером". В книге Рагона "Оккультное масонство" мы читаем:

"Вопрос: Какое самое могущественное имя Бога на пентакле?
Ответ: Адонай.
Вопрос: В чем его сила?
Ответ: Чтобы двигать Вселенную.

Тот рыцарь, которому посчастливится каббалистически правильно произнести Имя, получит в своё распоряжении силы четырёх стихий и небесных духов, и будет обладать всеми добродетелями, возможными для человека." [433]

Таким образом, очевидно, что эта версия степени Розенкрейцер имела чисто еврейское происхождение. В обращении к кандидату на посвящение в степень Розенкрейцер в ложе "Общественный договор" (Contrat Social) говорится:

"Эта степень, включающая орден Совершенных масонов, была обнаружена братом Р. Он взял её из каббалистической сокровищницы доктора и раввина Неамута, главы Лейденской синагоги в Голландии, который сохранил её драгоценные секреты и её костюм в том же порядке, в каком он поместил их в свой таинственный Талмуд." [434]

Сегодня нам известно, что в XVIII веке во Флоренции было основано общество магов-розенкрейцеров, которое, как полагали, восходит к XV веку и частично, если не полностью, состояло из выходцев с Востока, о чём будет рассказано в следующей главе. И кажется вероятным, что эта секта, тайно вдохновляя масонов розенкрейцеров, сама была либо безымянной, либо замаскированной. Так, в 1782 году английский масон пишет: "Я нашел несколько довольно любопытных рукописей в Алжире на иврите, относящихся к обществу розенкрейцеров, которое в настоящее время существует под другим названием, но в той же форме. Я надеюсь, что меня допустят к их знаниям." [435]

Часто утверждалось, что евреи не могли играть никакой роли в масонстве в тот период, поскольку их не допускали в ложи. Но в этом нельзя быть уверенным. В уже процитированной статье из "The Gentleman's Magazine" говорится, что евреев принимали в ложи. Де Люше приводит случай с Давидом Моисеем Герцем, принятым в лондонскую ложу в 1787 году; а аббат Перо автор "Сокрушенных масонов" (1746), утверждает, что видел трех евреев, которых принимали в ложу в Амстердаме. В континентальные "Ложи Мелхиседека" открыто допускались нехристиане, и здесь степень Розенкрейцер вновь занимает самое важное место. Высшими степенями этого обряда были "Посвященные азиатские братья", "Мастера мудрых" и "Королевские священники", иначе известные как степень Мелхиседека или истинные Братья розенкрейцеры.

Этот Орден, обычно называемый "Азиатскими братьями", центр которого находился в Вене, а лидером был некий барон фон Экхоффен, считается продолжением ордена "Братьев золотого и розового креста" - возрождением розенкрейцеров XVII века, организованным в 1710 году саксонским священником Сэмюэлем Рихтером, известным как Синцерус Ренатус. Однако истинное происхождение "Азиатских братьев" неясно, и в Англии мало литературы по этому вопросу [436]. Их следующее название "Рыцари и братья святого Иоанна Евангелиста", предполагающее иоаннитское вдохновение, было обманом, поскольку в их число входили евреи, турки, персы и армяне. Де Люше, который будучи современником имел возможность получать информацию из первых рук, следующим образом описывает организацию Ордена, которая была полностью иудейской:

"Высшее управление называется малым и постоянным Синедрионом Европы. Имена тех нанятых, которые скрывают себя от своих подчиненных, являются еврейскими. Знаками третьей главной степени (то есть Розенкрейцер) являются Урим и Туммим. [*] Орден обладает истинными секретами и объяснениями иероглифов очень почтенного Ордена масонства [437]". Посвященный должен был поклясться в абсолютном подчинении и непоколебимом повиновении законам Ордена и беспрекословно следовать его законам до конца своей жизни, не спрашивая, кем они были даны и откуда происходят.

[*] Урим и Туммим - упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Числа 27:21). Находились внутри наперсника, который носил первосвященник.

Де Люше спрашивает: "Кто передал Ордену эти, так называемые, секреты?" Это великий и коварный вопрос для тайных обществ. Но посвященный, который должен навечно остаться в Ордене, никогда не узнает об этом, он даже не смеет спрашивать об этом, он должен обещать никогда не спрашивать об этом. Таким образом, те, кто причастны к секретам Ордена, остаются [неизвестными] властителями".

Мы видим, что в "Азиатских братьях", как и в "Строгом Соблюдении", действует та же система "скрытого начальства" и то же слепое подчинение неизвестным режиссерам.

Под руководством разнообразных сект иллюминатов волна оккультизма прокатилась по Франции, и ложи повсюду стали центрами обучения каббале, магии, гаданию, алхимии и теософии [438]. Масонские обряды вырождались в церемонии вызывания духов, женщины, допускавшиеся теперь на собрания, кричали, падали в обморок, впадали в конвульсии и подвергались экспериментам самого ужасного рода. [439]

Благодаря этим оккультным практикам иллюминаты со временем стали третьей по величине масонской силой во Франции, и соперничающие ордена осознали целесообразность объединения своих усилий. Соответственно, в 1771 году произошло объединение всех масонских групп в новую ложу "Объединённые друзья" (Amis Réunis). Основателем этой ложи был Савалетт де Ланж, хранитель королевской казны, Великий офицер Великого Востока и высший посвященный масонства - "сведущий во всех тайнах, во всех ложах и во всех заговорах". Чтобы объединить их, он сделал свою ложу смесью всех софистских, мартинистских и масонских систем, и "в качестве приманки для аристократии организовал балы и концерты, на которых адепты, мужчины и женщины, танцевали и пировали или пели о красоте свободы и равенства, не подозревая, что их возглавляет секретный комитет, который собирается распространить это равенство за пределы ложи, одинаково на чины и состояния, на замки и коттеджи, на маркизов и буржуа. [440]

Дальнейшим развитием "Объединённых друзей" был обряд Филалетов, составленный Савалеттом де Ланж в 1773 году из мистерий сведенборгианцев, мартинистов и розенкрейцеров, в который вступили высшие посвященные "Объединённых друзей" - Кур де Гебелен, принц Гессенский, Кондорсе, Виконт де Таванн, Виллермоз и другие. Измененная форма этого обряда была учреждена в Нарбонне в 1780 году под названием "Свободные и принятые масоны Древнего ритуала" (Free and Accepted Masons du Rit Primitif), при этом английская номенклатура была принята (по словам Клавеля) для того, чтобы создать впечатление, будто обряд исходит из Англии. На самом деле его основатель, маркиз де Шефдебьен д'Армиссон, член Великого Востока и "Объединённых друзей", черпал вдохновение у немецких масонов, с которыми он поддерживал близкие отношения и которые предположительно были членами "Строгого Соблюдения", поскольку Шефдебьен был членом этого Ордена, в котором он носил титул "Рыцарь шлема". Недавно обнаруженная и опубликованная во Франции переписка между Шефдебьеном и Сальвалеттом де Ланж является одним из самых ярких свидетельств масонских разветвлений, существовавших до революции [441]. Судя по тону этих писем, лидеры "Древнего ритуала" казались законопослушными и лояльными джентльменами, преданными католической религии, но в своей страсти к новым формам масонства и своей жажде оккультных знаний, готовыми объединиться со всеми видами авантюристов и шарлатанов, которые могли бы посвятить их в новые тайны. В любопытных заметках, составленных Савалеттом для руководства маркиза Шефдебьена, мы мельком видим силу, стоящую за философами салонов и аристократическими адептами лож - профессиональных магов и людей тайны, а за ними вновь - скрытых руководителей тайных обществ, настоящих посвященных.

Маги
Роль магов в период, предшествующий Французской революции, общеизвестна и не оспаривается официальной историей. Но, как и в отношении школ философов, это внезапное появление магов всегда изображается как спорадический рост, вызванный праздным любопытством общества. Важно понимать, что подобно тому, как все философы были масонами, главные маги были не только масонами, но и членами тайных оккультных обществ. Поэтому мы должны относиться к людям, которых сейчас рассмотрим в кратком обзоре, не как к изолированным шарлатанам, а как к агентам скрытой силы.

Иоганн Шрепфер
Одним из первых, кто выступил в этой области, был Иоганн Шрепфер, владелец кофейни в Лейпциге, который заявил, что никто не может стать истинным масоном, не практикуя магию. Он провозгласил себя "реформатором масонства" и с целью пробуждения духов основал в своем доме ложу с обрядом, основанным на степени Розенкрейцер. Встречи происходили глубокой ночью, когда с помощью тщательно расставленных светильников, волшебных зеркал и, возможно, электричества, Шрёпфер умудрялся вызывать видения, которые его ученики, под влиянием сильного удара, принимали за посетителей из потустороннего мира [442]. В конце концов, Шрепфер, обезумевший от своих заклинаний, вышиб себе мозг в саду недалеко от Лейпцига.

Граф Сен-Жермен
По словам Лекутеля де Кантелеу, именно Шрепфер воспитал знаменитого "графа Сен-Жермена" - "мастера" наших современных масонских лож. Личность этого загадочного персонажа так и не была установлена [443]; одни современники считали его сыном короля Португалии, другие - сыном еврея и польской принцессы. Герцог де Шуазель на вопрос, знает ли он происхождение Сен-Жермена, ответил: "Без сомнения, мы это знаем, он сын португальского еврея, который эксплуатирует доверчивость города и двора". [444] В 1780 году прошел слух, что его отец был евреем из Бордо, но, согласно "Сувенирам маркизы де Креки", барон де Бретей обнаружил в архивах своего министерства, что мнимый граф Сен-Жермен был сыном еврейского врача из Страсбурга, что его настоящее имя было Даниэль Вольф, и что он родился в 1704 году [445]. Таким образом, общее мнение, похоже, было в пользу его еврейского происхождения.

Похоже, что о Сен-Жермене впервые услышали в Германии около 1740 года, где его удивительные способности привлекли внимание маршала де Бель-Айль, который, всегда готовый быть обманутым шарлатанами, привел его ко двору Франции, где он быстро снискал расположение мадам де Помпадур. Маркиза вскоре представила его королю, который предоставил ему квартиру в Шамборе и, очарованный его блестящим остроумием, часто проводил с ним в беседах долгие вечера в покоях мадам де Помпадур. Между тем его изобретение плоскодонных лодок для вторжения в Англию подняло его еще выше в глазах маршала де Бель-Айль. В 1761 году Сен-Жермен жил с большим великолепием в Голландии и говорил, что ему исполнилось семьдесят четыре года, хотя на вид ему было всего пятьдесят; если это было правдой, то на момент смерти в 1784 году в Шлезвиге ему должно было быть 97 лет. Но этот подвиг долголетия не удовлетворяет его современных поклонников, которые заявляют, что Сен-Жермен не умер в 1784 году, но живёт и по сей день в каком-то уголке Восточной Европы. Это согласуется с историей, которую, как говорят, распространял сам Сен-Жермен, что к XVIII веку он прошел через несколько воплощений, последнее из которых длилось 1500 лет. Баррюэль, однако, объясняет, что говоря о своем возрасте, Сен-Жермен выражался на масонском языке, в соответствии с которым человек, получивший первую степень, считается трехлетним, вторую - пятилетним, третью - семилетним, так что благодаря огромному количеству лет, присваиваемым высшими степенями, их адепт вполне может достичь возраста 1500 лет.

Сен-Жермен был представлен современными писателями (и не только его последователями) как человек необычайных достижений, как своего рода сверхчеловек, возвышающийся над второстепенными магами его времени. Современники, однако, относятся к Сен-Жермену менее серьезно и представляют его, скорее, как опытного шарлатана, которого остроумие салонов сделало предметом шуток. Однако главное значение Сен-Жермена для темы данной книги состоит в его влиянии на тайные общества. Согласно "Подлинным мемуарам графа Калиостро", Сен-Жермен был "Великим мастером масонства" [446], именно он посвятил Калиостро в тайны египетского масонства.

Граф Калиостро
Джозеф Бальзамо, родившийся в 1743 году и принявший имя графа Калиостро, как маг намного превзошёл своего учителя. Как и Сен-Жермен, он слыл евреем - сыном Пьетро Бальзамо, сицилийского торговца еврейского происхождения [447], он и не скрывал своего горячего восхищения еврейской расой. После смерти родителей он сбежал из монастыря в Палермо и присоединился к человеку, известному как Альтотас, как говорят, армянину, с которым путешествовал по Греции и Египту [448]. Путешествие привело Калиостро в Польшу и Германию, где он был посвящен в масонство [449], и, наконец, во Францию; но именно в Англии он объявил, что разработал свой знаменитый "Египетский обряд", который он официально основал в 1782 году. Согласно рассказу Калиостро, этот обряд он заимствовал из случайно купленной в Лондоне рукописи некоего Джорджа Кофтона, личность которого так и не была установлена [450]. Яркер, однако, выражает мнение, что "обряд Калиостро явно был обрядом Паскуалли", и что, если он заимствовал его из рукописи в Лондоне, то это указывало на то, что у Паскуалли были ученики в этом городе. Гораздо более вероятное объяснение состоит в том, что Калиостро получил свое египетское масонство из того же источника, что и Паскуалли для своего Ордена Мартинистов, а именно, из каббалы, и что он получил свои инструкции не из некой рукописи, а от выдающегося еврейского каббалиста в Лондоне. Кто этот каббалист, мы скоро узнаем. Во всяком случае, в современном рассказе о Калиостро его описывают как "врача, посвященного в каббалистическое искусство" и "розенкрейцерство"; но после основания своего собственного обряда он получил имя "Великий копт", то есть Верховный глава египетского масонства новой ветви, которую он хотел привить к старому европейскому масонству [451]. Мы вернемся к его дальнейшим масонским приключениям позже.

Франц Месмер
Высшую категорию по сравнению с Сен-Жерменом и Калиостро представлял знаменитый швабский врач Франц Месмер, который дал свое имя важной области естественных наук (месмеризм). Примерно в 1780 году Месмер объявил о своем великом открытии "животного магнетизма, принципа жизни всех организованных существ, души всего, что дышит". Но если сегодня месмеризм считается почти синонимом гипноза и никоим образом не является ветвью оккультизма, то сам Месмер - помешивая жидкость в своем волшебном ведре, вокруг которого его ученики плакали, спали, впадали в транс или конвульсии, бредили или пророчествовали [452] - заслужил вполне естественную репутацию шарлатана. Масоны, желая раскрыть секрет волшебного ведра, поспешили записать его в свой Орден, и Месмер был принят в "Древний обряд свободных и принятых масонов" в 1785 году [453].

Объём книги вынуждает меня лишь кратко упомянуть мелких магов, процветавших в тот период - Шредера, основателя в 1776 году "Истинных и древних масонов розенкрейцеров", практикующего определенные магические, теософские и алхимические степени; Гасснера, чудотворца из окрестностей Регенсбурга; "Еврея Леона", шарлатана, заработавшего большие суммы с помощью волшебных зеркал, в которых обладатели воображения могли увидеть своих отсутствующих друзей, и которого, в конце концов, полиция изгнала из Франции. Все они и многие другие использовали доверчивость и любопытство высших классов как во Франции, так и в Германии в период с 1740 по 1790 год. Де Люше, живший до Французской революции, описывает роль, которую сыграла в их тайнах душа еврея-каббалиста по имени Габлидон, жившего до Христа и предсказавшего, что "в 1800 году на нашем земном шаре произойдет очень примечательная революция, и не будет никакой другой религии, кроме религии патриархов". [454]

Как нам объяснить эту необычайную волну каббализма в Западной Европе? Кем она была инспирирована? Если, как уверяют нас еврейские писатели, ни Мартинес де Паскуалли, ни Сен-Жермен, ни Калиостро, ни кто-либо из видимых оккультистов или магов не были евреями, то проблема становится еще более неразрешимой. Мы не можем поверить, что синедрионы, еврейские иероглифы, созерцание Тетраграмматона и другие каббалистические обряды возникли сами по себе в головах французских и немецких аристократов, философов и масонов. Пэтому давайте обратимся к событиям, происходящим в то время в еврейском мире, и посмотрим, могут ли они дать какой-то ключ к разгадке.

Начало главы 7
Список литературы (1-436)
Список литературы (437-872)
К Содержанию

тайные общества

Previous post Next post
Up