BRT стандарт - это инструмент оценки для Bus Rapid Transit систем (систем скростного автобусного транспорта, иногда называют Метробусами) по всему миру, на основе лучших международных практик. Стандарт устанавливает общее определение BRT и определяет лучшие примеры систем BRT в мире.
![](https://c1.staticflickr.com/9/8251/8557296599_838dfd5cee_c.jpg)
Стандарт был разработан Институтом транспорта и развития The Institute for Transportation and Development (ITDP), штаб-квартира которого базируется в Нью-Йрке, в 2012 году. Все системы рассматриваются по ряду параметров, стандартов качества. Системам присваивается та или иная степень в общем рейтинге - стандарт, бронза, серебро и золото. Системы, не соответствующие минимальным требованиям, не считаются системами BRT и в рейтинг не входят. Последние изменения в рейтинг были введены в 2014 г.
Предпосылкой к разработке стандарта было отсутствие общего понятия, определения системы BRT, отличия его от простых автобусных систем. Редакция от 2014 г. фактически не отличается от 2012 г., за исключением системы назначения баллов и штрафов.
![](https://c3.staticflickr.com/3/2937/14809174122_ef9c04265b_c.jpg)
Вот некоторая справка из
педивикии:
Скоростной автобус, также Метрóбус (англ. Bus rapid transit, BRT) - способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).
От обычных систем автобусного транспорта, скоростные системы отличаются одной или несколькими особенностями.
- Трассы проходят по выделенным полосам (полностью или большей частью). На перекрёстках автобусы имеют преимущества
- Часто используются нестандартные автобусы, например сочленённые многосекционные
- На некоторых системах остановки напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров в автобус, поскольку проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус)
- На некоторых системах используются направляемые автобусы
![](https://c3.staticflickr.com/3/2907/14318485952_0213ac7261_c.jpg)
Институтом были определены пять основных характеристик систем BRT:
Расположение выделенной линии на проезжой части (например, расположена по центру, сбоку от основной дороги или же имеет свою собственную дорогу).
Приоритет движения (определяет насколько быстро и беспрепятственно автобусы могут двигаться по маршрутам).
Способ взимания платы за проезд (сбор платы перед посадкой, с организацией станций с автоматами оплаты, или же непосредственно на борту, что безусловно так же влияет на скорость всей системы в целом).
Способы организации пересечений потоков (автоматизации систем светофорного регулирования, увеличения фаз для полос BRT и прочее)
Организация посадочных платформ (их высота, способы устранения зазора между платформой и автобусом)
![](https://c1.staticflickr.com/9/8652/15393203243_7ea423ea99_c.jpg)
В дополнение к основным , стандарт выделяет несколько характеристик, которые определяют наивысшие стандарты:
Организация движения - количество маршрутов, частота движения автобусов в пиковое время, часы работы
Инфраструктура и техническая сторона - организация полос движения на станциях, минимизация выбросов выхлопных газов и качество дорожного покрытия
Конструкция станций - безопасность и комфорт на станциях, количество дверей на автобусе, расстояния между станциями
Качество обслуживания и системы информирования пассажиров - брендинг, навигация
Интеграция и доступность - интеграция с другими видами транспорта, перехватывающие парковки, охраняемая парковка велосипедов, доступность (в том числе и для маломобильных категорий населения)
На основе всех показателей, системам назначаются баллы, общая сумма которых определяет положение в рейтинг и степень.
Ниже фотографии основных "золотых" систем BRT в рейтинге сверху вниз:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4090/5032742233_255a764868_b.jpg)
1. Самыми продвинутыми оказались китайцы. Гуанчжоу, Китай.
![](https://c1.staticflickr.com/9/8044/8434108352_663748e997_c.jpg)
2. Богота, Колумбия. Тут работает целых 7 (!) систем BRT. 6 из них "золотые" и одна - "серебряная".
![](https://c1.staticflickr.com/9/8089/8449655678_28ae8c6675_c.jpg)
3. Куритиба, Бразилия. Эта система, практически, является родоначальницей всех систем BRT в мире. Куритиба вообще является мировым феноменом в транспортной организации.
![](https://c4.staticflickr.com/4/3892/14144955589_42efaf098c_c.jpg)
4. Рио-де-Жанейро, Бразилия.
![](https://c4.staticflickr.com/8/7447/9667797751_e4ebe13f72_c.jpg)
5. Лима, Перу.
![](https://c4.staticflickr.com/4/3311/3645316116_e75a089fe2_b.jpg)
6. Гвадалахара, Мексика.
![](https://c4.staticflickr.com/8/7097/7216167822_f5bcc2f282_c.jpg)
7. Медельин, Колумбия.
На этом список "золотых" систем заканчивается. Ниже некоторые интересные системы с местом в рейтинге и статусом:
![](https://c2.staticflickr.com/2/1348/1435005658_2d08e54b63_b.jpg)
Брисбан, Австралия со своим "кенгуру-басом" заняла 9 место, с присвоением статуса "серебро".
![](https://c1.staticflickr.com/9/8660/16202594500_2f8dce838c_c.jpg)
Йоханнесбург, ЮАР. 20-ое место
![](https://c1.staticflickr.com/1/247/520840633_7c0f5be1db_b.jpg)
Руан, Франция. 21-ое место - европейцы все же по легкорельсовым системам "мастаки".
Весь список и подробности о стандарте можно почитать на официальном
сайте ITDP и
статье на Вики. Там же можно ознакомиться с полным рейтингом систем BRT в мире.