Bus Rapid Transit стандарт

Jun 01, 2015 10:37

BRT стандарт - это инструмент оценки для Bus Rapid Transit систем (систем скростного автобусного транспорта, иногда называют Метробусами) по всему миру, на основе лучших международных практик. Стандарт устанавливает общее определение BRT и определяет лучшие примеры систем BRT в мире.




Стандарт был разработан Институтом транспорта и развития The Institute for Transportation and Development (ITDP), штаб-квартира которого базируется в Нью-Йрке, в 2012 году. Все системы рассматриваются по ряду параметров, стандартов качества. Системам присваивается та или иная степень в общем рейтинге - стандарт, бронза, серебро и золото. Системы, не соответствующие минимальным требованиям, не считаются системами BRT и в рейтинг не входят. Последние изменения в рейтинг были введены в 2014 г.

Предпосылкой к разработке стандарта было отсутствие общего понятия, определения системы BRT, отличия его от простых автобусных систем. Редакция от 2014 г. фактически не отличается от 2012 г., за исключением системы назначения баллов и штрафов.




Вот некоторая справка из педивикии:

Скоростной автобус, также Метрóбус (англ. Bus rapid transit, BRT) - способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).

От обычных систем автобусного транспорта, скоростные системы отличаются одной или несколькими особенностями.

- Трассы проходят по выделенным полосам (полностью или большей частью). На перекрёстках автобусы имеют преимущества
- Часто используются нестандартные автобусы, например сочленённые многосекционные
- На некоторых системах остановки напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров в автобус, поскольку проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус)
- На некоторых системах используются направляемые автобусы




Институтом были определены пять основных характеристик систем BRT:

Расположение выделенной линии на проезжой части (например, расположена по центру, сбоку от основной дороги или же имеет свою собственную дорогу).

Приоритет движения (определяет насколько быстро и беспрепятственно автобусы могут двигаться по маршрутам).

Способ взимания платы за проезд (сбор платы перед посадкой, с организацией станций с автоматами оплаты, или же непосредственно на борту, что безусловно так же влияет на скорость всей системы в целом).

Способы организации пересечений потоков (автоматизации систем светофорного регулирования, увеличения фаз для полос BRT и прочее)

Организация посадочных платформ (их высота, способы устранения зазора между платформой и автобусом)




В дополнение к основным , стандарт выделяет несколько характеристик, которые определяют наивысшие стандарты:

Организация движения - количество маршрутов, частота движения автобусов в пиковое время, часы работы

Инфраструктура и техническая сторона - организация полос движения на станциях, минимизация выбросов выхлопных газов и качество дорожного покрытия

Конструкция станций - безопасность и комфорт на станциях, количество дверей на автобусе, расстояния между станциями

Качество обслуживания и системы информирования пассажиров - брендинг, навигация

Интеграция и доступность - интеграция с другими видами транспорта, перехватывающие парковки, охраняемая парковка велосипедов, доступность (в том числе и для маломобильных категорий населения)

На основе всех показателей, системам назначаются баллы, общая сумма которых определяет положение в рейтинг и степень.

Ниже фотографии основных "золотых" систем BRT в рейтинге сверху вниз:



1. Самыми продвинутыми оказались китайцы. Гуанчжоу, Китай.



2. Богота, Колумбия. Тут работает целых 7 (!) систем BRT. 6 из них "золотые" и одна - "серебряная".



3. Куритиба, Бразилия. Эта система, практически, является родоначальницей всех систем BRT в мире. Куритиба вообще является мировым феноменом в транспортной организации.



4. Рио-де-Жанейро, Бразилия.



5. Лима, Перу.



6. Гвадалахара, Мексика.



7. Медельин, Колумбия.

На этом список "золотых" систем заканчивается. Ниже некоторые интересные системы с местом в рейтинге и статусом:



Брисбан, Австралия со своим "кенгуру-басом" заняла 9 место, с присвоением статуса "серебро".



Йоханнесбург, ЮАР. 20-ое место



Руан, Франция. 21-ое место - европейцы все же по легкорельсовым системам "мастаки".

Весь список и подробности о стандарте можно почитать на официальном сайте ITDP и статье на Вики. Там же можно ознакомиться с полным рейтингом систем BRT в мире.

перспективы развития, зарубежные страны, городской транспорт, зарубежный опыт, общественный транспорт, экономика транспорта, автобус, ТПУ, пассажиропоток, brt

Previous post Next post
Up