$ 1 млрд для Советской России

Dec 10, 2007 23:37




Большевики при проведении индустриализации прекрасно осознавали, что без поддержки иностранного капитала построить сотни и тысячи новых предприятий просто невозможно. Страной, наиболее богатой этим капиталом были Североамериканские Соединенные Штаты. Однако на государственном уровне ни о каких кредитах речи не могло и быть - Вашингтон не признавал правящих в России коммунистов, а потому их явные инициативы по привлечению американских денег непосредственно в США терпели крах. Например, как это произошло в случае с облигационным займом в США и Великобритании, размещаемом под залог имущества и доходов советских железных дорог, предпринятым Москвой в 1928 году.

Тогда, в 20-е годы коммунисты почти открыто говорили о желательности западных кредитов. "Если бы нашей международной политике удалось заинтересовать Америку заказами, кредитными взаимоотношениями, выбить ее из общей антисоветской цепи, то это был бы уже огромный успех нашей внешней политики, это бы означало, что война против нас не может состояться". (Доклад А.А. Андреева на Казахстанской партконференции о работе ЦК ВКП (б) 15 ноября 1927 года. РЦХИДНИ. Ф. 73. Оп. 1. Д. 64. Л. 16, 18. Бюллетень конференции).

Впрочем, не все так было плохо. Частные американские фирмы и компании с СССР, разумеется, сотрудничали. Тем не менее, объемы этого сотрудничества (о них подробнее будет написано в следующих постах) большевиков не совсем удовлетворяли - как правило, речь шла о связанных кредитах, либо о кредитах под залог экспорта. Тогда как наиболее интересными финансовыми инструментами рассматривались долгосрочные и среднесрочные займы, в том числе и облигационные.

После 1930 года ситуация изменилась. Обвальное падение цен на экспортные товары СССР на мировых рынках, рост цен на американское оборудование и услуги консультантов заставили СССР сосредоточиться окончательно на европейских контрагентах, прежде всего, Германии и Великобритании. Тем не менее, СССР продолжал (часто в политических целях) педалировать тему привлечения американского капитала.

Наиболее громкое заявление на эту тему сделал глава наркомата иностранных дел СССР М. Литвинов 14 июня 1933 года на пленарном заседании Мировой экономической конференции в Лондоне. По его словам, "советское правительство могло бы разместить в ближайшее время за границей заказов на сумму примерно 1000 млн. долл., если бы были предоставлены кредиты и обеспечены нормальные условия для советского экспорта". (Документы внешней политики СССР. Т.16. С.345).

Насколько серьезным было такое заявление? СССР в принципе, в силу ряда экономических условий, вряд ли был в состоянии обслуживать такой кредит - хотя бы по причине ограниченности своего экспорта. В этом плане показательна статистика внешней торговли Советской России с САСШ в 30-х годах, выраженная в долларах.

Невооруженным взглядом видно, что объемы этой двусторонней торговли были относительно невелики (советско-американский оборот тогда был в 3 раза ниже, чем американо-японский и примерно соответствовал обороту между США и Китаем) по сравнению с периодом 1929-1932 годов. При этом важно понимать, что с 1934 года существенная часть советских закупок в Северной Америке кредитовалась государственным Экспортно-импортным банком США.

В Вашингтоне понимали советские трудности, поэтому сразу же после официального признания Москвы, США пошли по пути встречных предложений: американцы потребовали от СССР урегулировать задолженность, оставшуюся от Временного правительства, в размере примерно 180 млн. долларов. В ходе длительных переговоров в 1934-1935 годах стороны так и не смогли прийти к единому мнению относительно этих долгов. СССР указывал на то, что эта задолженность не может считаться его, посему предлагал частично погасить ее, остатки (сумму в 100 млн. долларов) вписав в план денежных займов для Советской России на 1 млрд. долларов, на которые бы она разместила заказы в США.

К этому проекту в Москве отнесились весьма серьезно. Во всяком случае, более внимательно, чем к существовавшим тогда предложениям советского посланника в Вашингтоне А. Трояновского, который предлагал взять кредит в 100-150 млн. долларов под 7% на 25-27 лет, дополнив эту сумму все теми же 100 млн. долларов (справедливости ради стоит сказать, что излишнее рвение на этой почве Трояновского возбудило слухи о его "заинтересованности"). По поручению М. Литвинова экономический департамент НКИД в ноябре 1934 году составил детальное предложение относительно условий кредита в размере 1 млрд. долларов. В письме заведующего департамента Б.Д. Розенблюма М.М. Литвинову "По вопросу о кредитах" от 9 ноября 1934 года были просчитаны три варианта кредитной линии. Наиболее интересными там были варианты №2 и №3.

Согласно второму варианту, СССР брал на 7 лет кредит под 7% в размере 1 млрд. долларов, однако выплачивать основной долг начинал лишь с третьего года. В сумму выплачиваемых процентов заносились те самые 100 млн. долларов. В конечном итоге, СССР размещал заказы на 1 млрд. долларов, выплатив при этом 350 млн. долларов по процентам. В варианте №3 кредитная линия была также предусмотрена на 7 лет, ставка составляла 7%, при этом 3% шло непосредственно на выплату суммы в 100 млн. долларов. По этой схеме сумма основного долга (т.е. заказов) составила бы только 670 млн. долларов, а процентов по кредиту - 234,5 млн. долларов.(АВП РФ. Ф. 05. Оп. 14. П. 101. Д. 83. Л. 57)

Американцы пойти на это не захотели, однако параллельно, насколько позволяют это говорить известные документы, они сняли с повестки дня идею о кредите в 1 млрд. долларов под государственные гарантии от США для СССР.

В принципе, такой консенсус, если признать его состоявшимся, устраивал обе стороны: США перешли к оперативному кредитованию СССР под залог экспортных поставок, а СССР снял вопрос о долгах Временного правительства, получив также доступ к размещению облигационных займов в США (в частности, там достаточно активно размещались облигации Внешторгбанка) и кредитам Экспортно-импортного банка.

Единственный вопрос, на который пока нет ответа, это объем облигационных займов, размещеных СССР в 1934-1940 годах в США.

Документ, Импорт, Индустриализация, НКИД, Кредиты, Облигации, Экспорт, США

Previous post Next post
Up