Недочеты в работе советской военной промышленности

Dec 07, 2007 22:07




Молодой советский ВПК в 30-е годы испытывал немало трудностей производственного, технологического и организационного характера. Быстрые темпы индустриализации, масштабные военные программы, которые стали реализовываться с 1929 года, нехватка кадров, штурмовщина и немотивированность работников приводили к широкому распространению очковтирательства, халтуры и даже взяточничества.

Некоторую картину того, что творилось на отдельных военных предприятиях, могут дать отчеты ОГПУ СССР, сотрудники которого регулярно проводили проверки работы военных предприятий. Достаточно интересна в этом плане записка главы ОГПУ Г. Ягоды и начальника экономического управления ОГПУ Миронова от 4 мая 1933 года.

В документе говорится о том, что ОГПУ получило информацию о многих случаях сдачи промышленностью вооружений с "крупными дефектами". Дефекты были обнаружены в бомбардировщиках ТБ-3, которые производил авиазавод № 22 (Москва), с отклонениями сдавалось артвооружение, пулеметы, винтовки и ряд других видов военной продукции. Как пишут авторы, "при проверке танков Т-26 в механизмах танков и моторах были обнаружены посторонние предметы". По мнению чекистов, дефекты в советской технике приводят к созданию атмосферы недоверия к ней со стороны военнослужащих.

Каким же образом военная приемка допускала такие нарушения? По мнению работников компетентных органов, основных причин было две: отсутствие стимулирования работников военных предприятий военного наркомата (НКВМ) и заводов Наркомата тяжелой промышленности (НКТП), а также процветающая коррупционная система. Например, некоторые заводы платили регулярно военпредам взятки. Так, предприятие «Большевик» (Ленинград) на 32 тыс. рублей отремонтировало квартиру военпреду Петрухину. Военпред бесплатно снабжался дровами, зимней одеждой, деликатесами. Ему и другим сотрудникам военприемки завод выплачивал деньги за "сверхурочную работу".

На упоминавшемся выше авиазаводе № 22 работники военприемки взятки маскировали под "подарки к праздникам". Например, ко дню Октябрьской революции или 15-летию РККА.

Помимо этих причин были и другие. К примеру, халтура. На Кировском заводе им. Ворошилова в Ленинграде моторы танков "проверяли на слух". При этом одновременно запускалось по 5-6 моторов, да еще посреди шума всего цеха. В итоге, понять какой мотор был дефектен, было невозможно. В армию же поступали часто моторы с отклонениями, тогда как некоторые хорошие моторы - браковались.

Данные записки ОГПУ стали причиной расследования и создания правительственной спецкомиссии. Ее выводы были закреплены в постановлении Совета труда и обороны от 28.11. 1934 года "Об организации приемки военной продукции". Постановление запрещало, в частности, получение военпредами каких-либо денежных средств от предприятий и ужесточало требования к результатам их работы. Однако быстрых изменений за этим не последовало - предприятия продолжали гнать брак. И.В. Сталин в одном из писем главе НКТП С. Орджоникидзе (от 08.04.1936) требовал "зверски нажимать на…качество продукции".

Впрочем, помимо брака, между военными и военной промышленностью неурегулированной долгое время была еще одна тяжба. Она была связана с завышением предприятиями цен на свою продукцию. К примеру, было установлено, что Николаевские судостроительные заводы им. Марти и завод № 61 завышали цены на 1 малую подводную лодку на 500 - 700 тыс. рублей. Вплоть до начала дробления НКТП на ряд более мелких наркоматов, а также до вала репрессий в промышленности и армии в 1937-1938 годах, все эти проблемы были нерешенными. Несмотря на ряд постановлений СТО.

Существенно улучшить ситуацию удалось лишь с соблюдением норм секретности. В 1933 году проверки чекистов вскрыли факты передачи данных о суточном выпуске продукции, которые по городским телефонным сетям передавали сотрудники ряда авиазаводов, а также случаи выноса рабочих тетрадей и блокнотов с предприятий. Чистки во второй половине 30-х годов несколько снизили количество таких зафиксированных нарушений.

Источники:
ГА РФ. Ф. 8418. Оп.8. Д.175. Л. 36 - 40.
И.В. Быстрова. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы). М., 2006.

Авиастроение, СССР, ВПК, Танкостроение, НКВМ, Военная промышленность, НКТП

Previous post Next post
Up