Зрительные иллюзии. Часть 11.

May 24, 2011 00:43

Всем здравствуйте,

Линейная перспектива, о которой мы говорили в прошлый раз, это один из мотивов, по которому мы судим об удаленности предметов. Если мы смотрим одним глазом, то мы имеем некоторую возможность судить о том, как далеко отстоят от нас предметы и какие из дальше, а какие ближе. Но действительное восприятие глубины с его качественной особенностью и яркостью мы переживаем при смотрении обоими глазами.

Образуется это подлинное переживание глубины тогда, когда один и тот же предмет дает в наших глазах определенным образом расходящиеся и отличные друг от друга в поперечном направлении изображения. Но такие поперечно различные изображения могут получиться не при всяком удалении. Так, чтобы увидеть предмет определенной величины на очень большом расстоянии, нам нужно направить наши глаза таким образом, чтобы зрительные линии шли параллельно, и тогда поперечного различия в изображениях не возникает. В этом случае видение глубины теряет свою яркость и определяется теми же моментами, когда мы смотрим одним глазом.

При одноглазом видении восприятие глубины сводится к следующим основаниям:

1. линейная и картинная перспектива
2. распределение света и теней
3. далекий предмет кажется меньше близкого (при одинаковой объективной величине)
4. далекий предмет частично закрывается от нас более близкими предметами
5. при движении головой далекий предмет движется в одном с головой направлении
6. между далекими предметами и нами (или между далекими и близкими предметами) виден промежуток
7. у далекого предмета менее ясные контуры, чем у близкого

Ко всему этому нужно добавить наше знакомство с предметом и наше знание о нем. В случае, когда нам известна форма предмета или какое-то соотношение частей, то мы видим именно то, что мы знаем о предмете: все части, которые по смыслу должны выступать вперед, кажутся находящимися к нам ближе.

В сущности каждое из приведенных оснований могло бы послужить для создания некоторой иллюзии. Например, возьмем основание, что далекие предметы частично перекрываются близкими. Это основание для восприятия удаления связано со знанием формы предметов. Иллюзия в смысле удаления предметов может возникнуть , если очертания предметов пересекаются непривычным образом. Например, возьмем два листка бумаги и поставим один ближе к нам, а другой дальше (в смысле глубины). Они будут казаться нам находящимися на одной плоскости, если у близкого листка вырезать угол так, чтобы стороны его образовали как бы продолжение дальнего листка, т.е. для смотрящего одним глазом ощущение глубины пропадет.

Однако не все такие иллюзии применимы в одежде. Из иллюзий третьего измерения заслуживают внимания следующие.

Переоценка верхнего расстояния в третьем измерении. Был проведен ряд опытов, из которых сделали вывод, что из двух равнодалеких предметов нижний кажется ближе.

Заполненность промежуточного расстояния между наблюдателем и наблюдаемым объектом. Принцип "видимого промежутка" заключается в том, что заполненный промежуток увеличивает видимое расстояние по сравнению с незаполненным. Например, противоположный фасад домов из окна кажется гораздо ближе, если мы не видим из окна отделяющую нас от него улицу. Также на воде расстояния сильно скрадываются. Все это может быть сопоставлено с иллюзией заполненного промежутка. Отсюда возникает вопрос, а можно ли все иллюзии на плоскости перенести на восприятие объема?

Можно утверждать, что некоторые принципы и факты на плоскости сохраняют свое значение для иллюзий объема и глубины. Сюда относится, например, действие иррадиации (это будет рассмотрено в следующей теме) - более светлый предмет кажется не только шире, но и ближе, кажется выступающим вперед. Понятно, что действие контраста и уподобления сохраняется в третьем измерении.

Наряду с этим существуют иллюзии именно третьего измерения. Если взять куб определенной величины и подыскать на глаз равный ему по объему шар, то больше чем в половине случаев мы укажем шар большего объема, чем куб. Т.е. есть сильная склонность переоценивать куб по сравнению с шаром. Резко действующей иллюзии здесь выявить не удалось, но тенденция налицо.

Если сравнивать секторы и сегменты шара, то при объективно равном их объеме на глаз по видимой оптической величине они выстроятся как на рисунке:




При сравнении призм с различными поперечниками и призм с одним и тем же поперечником (в 1 см), но при одном и том же объеме, получается следующее распределение:




Оказалось не так легко выделить основные причины иллюзий, вероятно, тут действуют различные факторы. Но сам факт зависимости впечатлений объема от формы не подлежит сомнению. На основании произведенной работы главным образом можно выделить действие контраста и подравнивания: если тело особо выделяется в каком-нибудь измерении (например, в длину), то оно вообще кажется больше.

Кроме этого важную роль играет определяющая точка зрения. Форма тела не так однозначна, как форма плоской фигуры. Нарисованное кольцо так и будет кольцом, как на него ни смотри, и только при очень косом направлении луча зрения вместо круга мы увидим эллипс. Если же мы возьмем кольцо в третьем измерении - бублик или тор - в зависимости от точки зрения будет меняться видимая нами форма.

На этих основаниях форму тела в трех измерениях по сравнению с плоской формой обозначают как изменчивую. Даже если посмотреть на предмет со всех сторон, например, обойти кругом человека, то вопрос, какая из постоянно меняющихся зрительных форм является определяющей, останется открытым.

При экспериментальном сравнении маленьких предметов оказалось, что вид сбоку имеет преобладающее значение. Производилась оценка изображений сбоку тех же самых призм, которые ранее оценивались в объеме. Получилось почти полное совпадение как для тех, так и для других оценок. На рисунке даны боковые изображения в порядке кажущейся величины их площади:




Также следует отметить факт, что плоская фигура кажется шире, нежели равная ей по ширине выпуклая фигура, вследствие округлости последней. На рисунке плоские фигуры a1,b1,c,d кажутся шире, чем соответствующие изображения выпуклых форм a, b, c1, d1:




Применение к одежде

Если попробовать применить иллюзии плоскости при условиях пространства, то наибольшее значение будет иметь уже упомянутая иллюзия заполненного промежутка: все сказанное о плоском рисунке мы имеем право перенести на объем. Т.е. получается видимое увеличение расстояния, если нагромождены объемные детали и использованы деления - оборки, складки и т.п. Если нежелательно увеличивать объем  и уменьшать высоту, следует остерегаться всяких делений и заполнений, которые могли бы подчеркнуть рельеф. Отсюда постоянно повторяемый совет: избегать разноцветности в одежде при излишней полноте, т.е. избегать создания делений и заполненности, подчеркивающих величину третьего измерения; наоборот, полезно применять унифицированный однотонный костюм, здесь расстояние как бы не по чему оценивать. Плоский рисунок ткани по тем же основаниям увеличивает объем.

Быть или не быть полоскам? Вопрос о полосатых платьях был изучен отдельно. Для опытов из бумаги были сделаны различные манекены и платья с различным направлением полос. Иллюзия большей высоты при поперечно-полосатом рисунке сохранилась и в объеме. Длинная узкая фигура  в поперечно-полосатом платье казалась еще длиннее, наиболее благополучное впечатление эта фигура производила при продольных полосах с достаточно обращающим на себя внимание поясом. Полная фигура в продольно полосатом казалась еще шире. В случае полной фигуры сказывался еще и объем при всякого рода направлениях линий. Именно вследствие рельефа получалось смещение полос: расхождение их на выпуклых, более близких к наблюдателю местах и перспективное сокращение на более далеких, как это видно на рисунках:




В силу вышесказанного применение сколь-нибудь крупного полосатого рисунка вообще не выгодно, если нежелательно подчеркивать объем. Особенно это опасно при широких полосах ( иллюзия увеличения площади от ширины окаймления), т.к. если мы, надев поперечно-полосатое платье, и выигрываем что-то в росте, но в то же время увеличиваем видимый нами в третьем измерении объем (см линии на вороте на крайнем справа манекене).

Вывод относительно угловатых фигур на плоскости оказывается справедливым и для объемных форм: угловатые очертания неблагоприятны при больших размерах, привлекая к ним внимание и увеличивая их.

Важен вышеописанный вывод относительно контраста и других факторов переоценивания.

Вопрос об определяющих точках зрения не представляет затруднений. Для человеческой фигуры главными являются фас, профиль и спина, т.е. вид прямо, сбоку, сзади и переходные между ними. Очень малое значение для нашего суждения имеет вид сверху, это важно только для очень-очень невысоких, для детей и для смотрящих представления с верхних рядов. Вид снизу практически не имеет никакого значения (з исключением сцены и кинематографа).

Какие выводы можно сделать:
1. Нужно иметь большое зеркало, чтобы оценить себя в полный рост. Также должна быть возможность видеть себя с боков и сзади, т.к. в большинство людей видят нас именно с этих ракурсов. Для этого вообще полезно иметь видеокамеру и регулярно анализировать себя в движении, вносить исправления в походку, жестикуляцию. Также стоит найти свой выгодный ракурс, чтобы эффективно этим пользоваться в жизни.
2. Что касается примеров одежды, то они были даны ранее при рассмотрении этих иллюзий на плоскости. В частности, вертикальные и горизонтальные полоски. В этом контексте надо помнить, что полоски - это не только рисунок ткани, это может быть все, что угодно, что создает видимую линию: низ платья, верх сапогов, пояс юбки или брюк, линия кокетки и т.п. Полоска (рисунок ткани и не только) задает ритм, который заставляет глаз скользить в заданном направлении.
3. С полными фигурами или с фигурами, где есть излишняя выпуклость, нужно аккуратно пользоваться рисунком ткани и декоративными элементами, т.к. это может еще больше подчеркнуть выпуклость.

Поскольку все опасности ЗД-иллюзий сводятся к полным фигурам, то хочу проиллюстрировать то, как лучше не делать. Примеры подбирались на различных сайтах, специализирующихся на одежде для полных (т.е. это все продается и покупается, что, безусловно, ужасно). Условно все примеры можно разделить на такие группы: полоска, декор, рисунок ткани, деление силуэта.

Начнем с полоски. Вообще, полоска достаточно жесткий рисунок для мягкого тела, а когда есть еще и плотное облегание силуэта, то выпуклости утрируются. Здесь без комментариев.


 






Последний пример также был в разделе для полных, я так думаю, что для демонстрации специально взяли модель постройнее. Вероятно, дизайнер этого наряда решил, что "черно-белая классика всем идет" и "вертикальная полоска стройнит".

Теперь что касается разнообразного декора. Понятно, что подобные возможности ограничиваются только дизайнерской фантазией. Я приведу несколько неудачных в контексте полноты примеров и постараюсь их пояснить.

В данном случае вертикальные рюши  помимо дополнительного объема своей контрастной отделкой создают эффект заполненного пространства, что еще добавляет объема. Кроме этого подобный тонкий фантазийный узор на контрасте с большим телом делает тело еще крупнее:



Блеск добавляет полноты, поэтому полным фигурам от блеска вообще следует воздержаться и использовать матовые поверхности. Кроме этого на картинке мы видим обратимую иллюзию (то ли светлый фантазийный узор на темном фоне, то ли темные листья на светлом фоне), от этого, как мы уже знаем, картинка приобретает подвижность, плюс к этому налицо иллюзия заполненного промежутка:



Наличие бретелей, а лучше закрытый верх с V-образным вырезом, пояс выше естественной линии талии и отсутствие "кринолина" возможно как-то спасли бы ситуацию:


А здесь я сначала подумала, что кто-то пошутил, нет, это позиционируется как "делай так":


Подобная рюшь своей вялостью, безобъемностью, малым размером на контрасте делает грудь еще мощнее. Автор платья, вероятно, пытался создать диагональ, чтобы визуально вытянуть торс, ну а получилось, то, что получилось:


В данном случае не следует подчеркивать своих выраженно-женственных форм, а сделать силуэт полуприталенным. Узкая рюшь по низу пропорционально очень спорит с размером фигуры, получается действие контраста, бросающаяся в глаза угловатость лацканов контрастирует с округлостью форм (на аксессуары я сейчас закрываю глаза, но остроносая обувь тут также противопоказана):


Подобный декор, как и в примере с рюшами выше, не добавляет стройности, кроме того, подобная контрастная отделка создает впечатление вертикального частокола, что делает фигуру в этом месте шире и скрадывает рост:


От горошка рябит в глазах, силуэт раздувается (иллюзия заполненного промежутка и рисунок, производящий впечатление движения), декор из горизонтальных рюшей добавляет объема (такой декор добавил бы роста для невысокой фигуры без лишних объемов спереди, кроме того, размер горошка/рисунка теоретически должен быть пропорционален размеру фигуры, а практически все индивидуально):



В принципе, комментарий аналогичен предыдущему, декор роста прибавил, но и объема добавил тоже:


На самом деле, несмотря на всю теорию, это вполне приличный вариант, но подойдет он далеко-далеко не всем, здесь очень много факторов, влияющий на конечный результат. Этим примером я хотела еще раз сказать, что многое возможно "вопреки" и что все индивидуально:



Рисунок ткани. О крупных рисунках мы говорили в контексте иллюзий перспективы. Здесь я хочу просто привести опасные в этом смысле примеры :






Ну и не следует горизонтально дробить силуэт по цвету, это делает его шире и скрадывает рост:



Предыдущий материал:
часть1
часть2
часть3
часть4
часть5
часть6
часть7
часть8
часть9
часть10

стиль в деталях

Previous post Next post
Up