Здравствуйте все,
сегодня на повестке дня иллюзии формы, зависящие от цвета :)
Когда мы говорили исключительно о форме, то это ограничение было несколько условным, т.к. обойтись совсем без цвета мы не можем. Для человека невозможно видеть форму саму по себе, мы непременно видим при этом цвет.
В этот раз мы рассмотрим иллюзии цвета, которые влияют на форму. Вопрос о зрительных иллюзиях, меняющих светлоту и цвет подробно рассматривается в контексте цветовых контрастов. Также тяжесть цвета, оформляющие функции цвета, деформирующие окраски - все это выходит за пределы рассматриваемой сейчас темы. Вообще, цвет, оттенок цвета сам по себе уже несет очень весомую смысловую нагрузку, а в сочетании с другими цветами, т.е. в цветовых контрастах им может быть обретен и новый смысл. Цвет воздействует на нас, под действием цвета у нас возникает впечатление. Это все уже не относится напрямую к зрительным иллюзиям, поэтому не входит в рамки рассматриваемой темы.
Иррадиация (лат. irradio - освещаю лучами)
Светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем равновеликие предметы на светлом фоне. Белые клетки на шахматной доске кажутся больше, чем черные. Черный квадрат на белом фоне кажется меньше такого же белого квадрата на черном:
Эти факты являются случаями положительной иррадиации. При некоторых обстоятельствах наблюдается и обратное явление, так называемая негативная или отрицательная иррадиация. Суть ее в том, что:
1. при очень слабом освещении серая поверхность на белом фоне может казаться больше, чем серая поверхность на черном фоне;
2. чрезвычайно тонкие черные штрихи на светлом фоне кажутся толще, чем они есть на самом деле.
Положительная иррадиация тем сильнее, чем более светла и блестяща иррадиирующая поверхность. По разным исследованиям причина этой иллюзии кроется в биологических особенностях нашего зрения.
Практически для нас важны случаи положительной иррадиации. Один и тот же человек будет больше и толще в светлом (светлый - совсем не одно и то же, что и белый) платье и меньше и тоньше в темном (темный - совсем не одно и то же, что и черный). Руки в белых перчатках кажутся больше, черная обувь скрывает величину ноги и т.п. Светлые и блестящие ткани увеличивают видимые размеры. Однако надо помнить о тектонических свойствах цвета: темные цвета кажутся тяжелее, светлые - легче. Именно поэтому на полных людях черные "стройнящие" платья порой кажутся чехлами от танка.
Пример того, как действует это явление в жизни, нужно демонстрировать на одном и том же человеке и чтобы крой одежды был похожим, и чтобы ракурс был одинаковый, такого добиться сложно, тем не менее, я хочу предложить посмотреть это на примере нашей 1-ой Леди. Почему-то практически на всех фото проблема в том, что часто линии кроя портят все, что делает хорошего цвет, и наоборот, цвет портит все, что делают хорошего линии кроя:
вот и оттенок вроде бы правильный, и крой нейтральный, но вот блеск портит все:
здесь вроде все, насколько это возможно, в норме:
Здесь замечательный крой и ракурс, но представьте себе это пальто в цвете предыдущего костюма, было бы отлично!
Пространственные свойства цвета: выступание и отступание цветов.
Здесь необходимо вспомнить несколько фактов из цветоведения. Известно, что цвета делятся на хроматические (т.е. цветные) и ахроматические (т.е. неокрашенные). Ахроматические - это черный, белый и весь спектр серых оттенков. Хроматические в свою очередь делятся на теплые и холодные. Здесь существуют разные определения, ни одно из них нельзя считать однозначно верным (как в математике). Можно использовать, например, такое определение: теплые цвета -цвета, где есть желтый пигмент, холодные - где есть синий. Любой цвет спектра может иметь как холодные оттенки, так и теплые.
- Кажущееся увеличение площади может зависеть и от цветового фона. Если взять два одинаковых квадрата - оранжевый на синем фоне и синий на оранжевом, то оранжевый покажется больше:
Обычно кажутся больше предметы, окрашенные в теплые цвета (т.е. с большей длинной волны - красные, оранжевые, желтые), а предметы, окрашенные в холодные цвета, кажутся меньше.
- Более навязчивые и яркие цвета, находясь на одном расстоянии с менее навязчивыми, кажутся ближе. Здесь речь идет об объективно обусловленной навязчивости, что в разговорном языке называется яркостью. Яркие цвета, в которых больше света, которые сильнее на нас действуют, кажутся ближе. Светлота же в смысле близости к белому может играть и обратную роль. Лишь яркий, навязчивый цвет кажется ближе, но вовсе не более светлый. Это очевидно еще из того, что темные цвета, по некоторым данным, кажутся тем ближе, чем они чернее, т.е. навязчивее.
- Более определенные, ясно выраженные, характерные цвета кажутся ближе, чем неопределенные, смазанные и неясные. Насыщенность цвета - близость его к спектральному, близость к какому-либо из цветов радуги - способствуют выступанию цвета вперед.
Если сопоставить ряд насыщенных цветов с менее насыщенными, то более насыщенные при одном и том же цветовом тоне будут казаться явственно выступающими вперед.
- Из изложенного о яркости следует ожидать, что различные по качеству хроматические цвета должны производить впечатление различной удаленности.
Специальное исследование абсолютной и относительной локализации цветов в зависимости от их цветового тона установило определенную тенденцию желтых и красных цветов казаться ближе, нежели цвета других оттенков. В то же время красная или желтая поверхность имеет тенденцию казаться выпуклой, а синяя или голубая - вогнутой, уходящей вдаль.
В большинстве случаев выступают вперед теплые цвета: красные, оранжевые и желтые, а отступают холодные - синие и голубые. Зеленые занимают промежуточное положение.
Из сказанного и проиллюстрировнного по нашей теме напрашиваются два вывода:
1. В ярких, насыщенных и навязчивых цветах объем кажется больше.
2. В красных, желтых одеждах фигура кажется шире и выпирает (еще раз хочется подчеркнуть, что любой цвет имеет бесконечное число как теплых, так и холодных оттенков, поэтому выпирание можно нивелировать).
Вид явления цвета может влиять на наше восприятие формы, объема и удаления предмета. Для того, чтобы полностью определить цвет, нужно знать не только его светлоту, цветовой тон, насыщенность, но и то, как цвет дан в пространстве. В этом отношении цвета различны. Иногда цвет окрашивает и покрывает собой некоторую поверхность - это поверхностный плоский цвет. Таков цвет близко лежащей матовой материи. В другом случае цвет не имеет определенного носителя (предмета, который он окрашивает), таковы, например, цвета радуги. Они кажутся цветами независимыми, цветами самими по себе. Наконец, цвет может иметь протяжение в третьем измерении. Таков цвет прозрачный, например, цвет прозрачной жидкости.
Пространственными свойствами цвета определяются и особенности фактуры, строения поверхности. Она может быть блестящей, матовой, шершавой и т.п.
Всякий цвет с неопределенной структурой поверхности и с неопределенным носителем гораздо менее точно локализуется, чем цвет определенной поверхности. Так, в блестящей ткани из-за блеска трудно рассмотреть поверхность, и цвет носит неповерхностный характер.
Различные цвета имеют различные свойства: красные более поверхностны, синие - более независимы. Было проведено специальное исследование, которое показало, что красные и желтые цвета производят впечатление более плотных, они прочнее сцеплены, более тверды, массивны. Синие цвета менее густы, более воздушны и газообразны. В то же время желтые и красные цвета воспринимаются как сконденсированные, четко оформленные, синие и голубые - неопределенно ограничены, в них есть что-то растекающееся. Теплые цвета имеют большое оформляющее действие, они определеннее, яснее локализуются, чем холодные. Кстати, если рассматривать художественные произведения, где цвет - одно из главных средств художественной выразительности, то можно наблюдать все вышеизложенные закономерности: обычно удаленные предметы передаются как в голубой дымке, все в прохладных оттенках, предметы вблизи по сравнению с удаленными выполняются более чистыми тонами, если художник выражает нечто земное (например, земную женщину :)), то это скорее всего будет выполнено теплыми тонами, а если изображает богиню, то там будет больше прохлады, т.к. это делает плоть невесомой и т.п.
По нашей теме вышесказанное означает, что:
1. Поверхностные цвета производят впечатление большей плотности, чем независимые (роль фактуры ткани).
2. Красные и желтые цвета создают более резкий силуэт, яснее обрисовывают фигуру.
Контраст
Понятно, что все явления контраста, ведущие к изменению цвета, вызывают и соответствующие изменения формы. Так, например, если серый предмет на черном фоне кажется светлее, чем на белом, то тем самым он кажется еще и больше: если предмет на зеленом фоне кажется краснее, он приобретает и некоторую тенденцию выступать вперед и т.п.
Из специальных иллюзий нельзя не указать один случай контраста. Здесь до известной степени извращается четкая форма и ей придается несколько иной вид. На следующем рисунке на перекрестках белых линий мы видим неустойчивые грязно-серые пятна. Если начинать фиксировать какой-либо один белый перекресток, он покажется чистым, но на других будут видны пятна. Иллюзия эта имеет особое значение для рисунка ткани.
Следует напомнить, что контраст по светлоте между фоном и фигурой дает возможность ясно воспринимать форму, одно различие по цветовому тону такой четкости очертания не обеспечивает. Значение указанных закономерностей для одежды ясно само собой. В частности, черные одежды, контрастирующие с обычными фонами, придают четкость очертания. Также при конкретном выборе цвета надо всегда считаться еще с возможностью контрастного действия. Большая плотная фигура в воздушном голубом платье может по контрасту приобрести чрезмерную массивность и т.д.
Основные выводы:
1. Темное стройнит, светлое полнит
2. Темное подчеркивает контур, светлое "размывает"
3. Темное тяжелит, светлое делает легче
4. Важен не просто цвет, а цвет в сочетаниях с окружением
5. В ярких, насыщенных и навязчивых цветах объем кажется больше.
6. Теплые цвета приближают и увеличивают, холодные удаляют и уменьшают
7. Блеск увеличивает, матовая поверхность не увеличивает, но делает ее плотнее.
8. Помнить о контрасте! Легкие воздушные цвета и полные массивные фигуры не должны быть рядом.
Предыдущий материал:
часть1 часть2 часть3 часть4 часть5 часть6 часть7 часть8 часть9 часть10 часть11 На данный момент это заключительный пост, хочу поблагодарить всех, кто мне помогал своими вопросами, повторюсь, для меня это было своего рода тренингом, ведь когда готовишь материал не просто так, а для кого-то, то это и дисциплинирует и повышает планку, начинаешь по-новому воспринимать даже то, что вроде бы уже мильён раз читала-слышала. Спасибо вам большое :)
Все это была теория, свод абстрактных правил, а для каждого из нас, т.е. для конкретного человека, эти правила обретают конкретные формулировки, и возможно, что иногда правила необходимо сознательно нарушать, т.е. могут быть свои исключения. Вполне реально, что одетый не совсем "правильно" человек может произвести сильнейшее положительное впечатление своей личностью, что ему тут же простят эту "неправильность" :) Просто надо понимать эти правила, и если нарушать их, то со знанием дела. Так что все должно быть без фанатизма.
Целью этого цикла постов было желание рассказать и показать на примерах суть, которая лежит в основе большинства рекомендаций по визуальной коррекции фигуры. В рамках визуальной коррекции, в принципе, еще я бы хотела затронуть вопрос пропорций, ну и, как итог всей этой работы, можно было бы сделать цикл постов с конкретными рекомендациями для коррекции особенностей типа высокий/низкий рост, широкие/узкие плечи и т.п. Поскольку это сообщество в скором будущем (или уже) станет закрытым, Анна предложила для этого площадку
style_for_moms. Так что если есть интерес к этой теме, т.е. при наличии желающих, можно продолжить там.
P.S. тема оптических иллюзий гораздо шире, чем то, что мы видели,
вот немного не по нашей теме, но все равно впечатляет :)