Как сильно «бедна» церковная мышь? (ВЫПУСК №4 (81) - 2015)

Feb 22, 2015 17:28

ВЫПУСКИ №№ … 68,    69,    70,     71,    72,     73,    74,    75,    76,    77,    78,    79,    80




Кризис отразился на продажах в церквах: дорогие свечки почти не покупают

15 февраля. Кризис отразился даже на продажах в самых крупных церквах: дорогие свечки почти не покупают. Во Владимирском соборе и Свято-Троицком монастыре свечи по цене: по 1 грн., 2 грн., 3 грн., 5 грн. «Если раньше спрос был приблизительно одинаковый на свечи разной ценовой категории, то сейчас 90% продаж - это свечки по 1-2 грн.»,- говорит продавец Марина Колба, и показывает на опустевшие к 12-ти часам ящики со свечками с ценником «1 грн.» и «2 грн.».
Несмотря на то, что в большие праздники помолиться сюда приходят тысячи людей, продать ящичек со свечками по «5 грн.» (который вмещает около ста свечек) им порой не удается даже к вечеру.

ЧИТАЙТЕ В ВЫПУСКЕ:

‑ В ГОЛЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ ОБОРУДОВАЛИ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ СКЕЙТБОРДА
‑ НА НОВЫЕ КУПОЛА И КОЛОКОЛА ДЛЯ ХРАМА В БОРИСОВКЕ ПОТРАТИЛИ БОЛЬШЕ МЛН РУБЛЕЙ
‑ КАТОЛИЦИЗМ НА ПУТИ ОПРАВДАНИЯ ДЕНЕГ
‑ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИЗНАЛА НАЛИЧИЕ СЧЕТА В ШВЕЙЦАРСКОМ БАНКЕ HSBC
‑ АТЕИСТ ЗАРАБОТАЛ ПОЧТИ 200 ТЫС ДОЛЛАРОВ НА БИБЛЕЙСКОМ ПРИЛОЖЕНИИ
‑ ОБЪЯВЛЕН СБОР СРЕДСТВ НА СОЗДАНИЕ ПАМЯТНИКА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ
‑ В ВАТИКАНЕ ОБНАРУЖИЛИСЬ НЕУЧТЕННЫЕ АКТИВЫ НА СУММУ 1,5 МИЛЛИАРДА
‑ В 2015 ГОДУ В РОССИИ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ПЕРВЫЙ ИСЛАМСКИЙ БАНК
‑ ПРИХОД ХРАМА В СТРАСБУРГЕ СОБИРАЕТ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО


В голландской церкви оборудовали площадку для скейтборда

image Click to view


31 января. В одной из голландских церквей появился хаф-пайп - это конструкция-трасса, которую используют для гонок сноубордисты и скейтеры. Последние заняли храм -  дело в том, что в Нидерландах все меньше людей ходят на службы и относят себя к какой-либо религии. Почти 43% местных считают себя агностиками или атеистами - это один из самых высоких уровней в Европе. Это также является одной из причин того терпимого отношения к тому, что осуждено или даже запрещено в других европейских странах: аборты, эвтаназия, проституция, однополые браки, употребление легких наркотиков.
В некоторых церквях открывают ночные и спортклубы, супермаркеты и книжные магазины.

На новые купола и колокола для храма в Борисовке потратили больше млн рублей




2 февраля. В поселке Борисовка Новороссийского округа были освящены купола, кресты и колокола, которые после были установлены на строящийся Казачий храм святого благоверного князя Александра Невского. Церемонию провел протоиерей Максим Карпов.
«Теперь нужно снова собрать деньги на изготовление оставшихся куполов, - рассказывает настоятель храма протоиерей Василий Симора, - Также были установлены колокола. Их изготовили в Воронеже. Храм строится на пожертвования ЗАО «Астек» в лице генерального директора Голубева Александра Николаевича».
Настоятель рассказал, что на купола было потрачено почти 700 тысяч рублей, а за колокола заплатили чуть более 300 тысяч.

Католицизм на пути оправдания денег


4 февраля. Споры об отношении христианской Церкви к роскоши, богатству и деньгам едва ли не столь же древни, как сама Церковь. Сегодня они звучат в России по отношению к православному христианству, потому что РПЦ находится в уникальном для своей истории положении - она влиятельна и юридически независима от государства. Западное христианство существует в таких условиях гораздо дольше, поэтому сегодня было бы полезно обратиться к урокам Римской церкви, к истории ее трудных взаимоотношений с финансами.
Первоначально Римская Церковь относилась к крупномасштабным финансовым операциям крайне негативно. Святой Исидор Севильский (VII век), автор первой в истории христианства энциклопедии - "Этимологий", отнес сребролюбие к числу главных - смертных - грехов. Подобное отношение формировалось под воздействием библейских текстов (прежде всего Мф. 19:23-24; Мк. 10:23-25; Лук. 18: 24-25, 12:13-22, 12:33). Однако воздействие оказывала и экономика. В раннее Средневековье деньги не являлись в ней определяющим фактором. Как отмечает французский историк-медиевист Жак Ле Гофф, "преобладало социальное противопоставление potentes и humiles, то есть сильных и слабых". Под potentes подразумевались именно сила и могущество, выраженные во владении землей, населенной крепостными крестьянами (сервами), платившими подати натуральным оброком.
Церковь, жестко осуждая использование монеты (коммерцию), гораздо мягче относилась к potentes и их роли в формирующемся феодальном обществе, будучи сама одним из важнейших и структурирующих его элементов. Епископы зачастую сами являлись феодальными правителями. В подобном обществе верность выступала главной добродетелью. Деньги как структурирующий элемент экономики были чужды феодализму. Образ Иуды с 30 сребрениками прочно засел в воображении людей. Именно поэтому Церковь поначалу негативно относилась к крупному денежному обороту. Ситуация изменилась лишь с началом крестовых походов и возвышением городов.
Первый крестовый поход способствовал интенсификации денежного обмена. В связи с этим Жак Ле Гофф пишет: «Многие крестоносцы, рассчитывая на долгий путь во враждебном окружении и не зная, в чем будет состоять их добыча в Святой земле, постарались найти деньги, которые нетрудно перевозить, то есть которые были бы подороже и весили поменьше, и взяли столько денье, сколько могли». Однако наиболее важной вехой в истории средневековых денег стал подъем городов.
К XII веку коммерческий оборот европейских торговцев с дальними землями (прежде всего Византией и мусульманским миром) вырос довольно сильно. Это поставило купцов перед необходимостью создания постоянных торговых центров. Деньги перестали играть всего лишь роль оброка, который выплачивали сервы своим сеньорам, но приобрели во многом самодостаточный характер. Кроме того, это период крупнейшего строительства: возводятся городские стены и замки, огромные соборы. Все эти факторы привели к действительной потребности в деньгах.
Такое стремительное возрастание значения монеты не могло не затронуть Церковь. Стало очевидным, что она не может не изменить отношение к ним. Необходимо было, по выражению Ле Гоффа, "оправдание денег".
Еще в XI веке в некоторых текстах наблюдается смягчение прежней позиции неприятия.
Так, в диалоге "Коллоквиум" (около 1003 года) монаха Эльфрика из аббатства Сернел в Британии акцент делается на позитивном потенциале денег: они играют немалую роль в торговле с дальними землями, что, безусловно, является благом. Эльфрик также оправдывает и тот факт, что купец продает товар за цену более высокую, чем его действительная стоимость: это позволяет торговцу кормить свою семью. Таким образом, еще до начала "бума" городов мнение духовенства в отношении денег начало меняться.
Пик церковных дискуссий о деньгах приходится на XIII век. Прежде всего они велись вокруг проблемы ссудного процента. Ростовщик был одним из маргиналов Средневековья. Папа Лев I Великий еще в V веке осудил ростовщичество, заявив, что оно есть погибель души. А Третий Латеранский собор 1179 года запретил отпевать ростовщиков. В чем причина подобного отторжения?
Крупнейший католический богослов Фома Аквинский говорит о том, что деньги не могут порождать деньги. Здесь есть отсылка к философии Аристотеля, который полагал, что из ничего не может родиться нечто. Именно поэтому Фома, по всей видимости, мыслил деньги как пустоту и фантом. Кроме подобных рассуждений многие богословы приводили и другой аргумент - ростовщик не прилагает труда к получению прибыли, чем прямо нарушает Божью заповедь: "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19).
Кем же был ростовщик? Ле Гофф полагает, что до XII века ростовщичеством считалась любая коммерция. И все виды денежной прибыли так или иначе осуждались Церковью. Однако с подъемом городов в XIII веке роль купцов настолько возросла, что не считаться с ними было уже невозможно. Это позволило Церкви во многом одобрить деятельность купцов, которая постепенно в глазах духовенства приобретала характер труда, который по определению угоден Богу.
Деньги все еще рассматривались как нечто греховное. Однако купец теперь мог искупить это тем, что тратил их на добрые дела: помощь бедным и больным, строительство храмов и соборов. Этим он спасал себя от уготованных ростовщикам мук ада. Сугубо материальную наживу купец мог превратить в духовное богатство, жертвуя Церкви, развивая знание. Здесь, по меткому выражению Жака Ле Гоффа, "произошло примирение кошелька и жизни".
Таким образом, проблема соотношения евангельской и богословской догмы с деньгами всегда так или иначе стояла перед Церковью. И каждый раз западная Церковь умела находить способ примирить в глазах верующих духовное с материальным.

Армянская церковь признала наличие счета в швейцарском банке HSBC




9 февраля. Пресс-секретарь первопрестольного Эчмиадзина, монастыря и резиденции главы Армянской Апостольской Церкви признал наличие счета в швейцарском банке HSBC.
По его словам, счет использовался в благотворительных целях, он был записан на имя католикоса Гарегина II после смерти его предшественника. Отмечается, что на этом счету в 2006-2007 годах хранилось более 1 млн долларов. «Монастырь не должен платить налоги, а католикос пользуется неприкосновенностью «в вопросе налогообложения», - отметил пресс-секретарь Эчмиадзина.
Ранее сообщалось, что Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) провел расследование проект "Швейцарские сливы" (Swiss Leaks), который опубликовал рассекреченные документы с 1988 по 2007 гг., представляющие подробности о более 100 000 клиентов банка HSBC. Отношение к Армении имеют 10 из них, 40% которых армяне по национальности либо имеют гражданство Армении. Общая сумма их счетов составляет 15,4 млн долларов. Максимальная сумма клиента, имеющего отношение к Армении, составила 5,8 млн долларов.
Среди клиентов из Армении значится Католикос Гарегин Второй. Он является владельцем счета под названием "Его Святейшество Гарегин Второй Нерсес", на котором в 2006-2007 гг. находилось более 1 млн долларов.
Архиепископ Армянской апостольской церкви Навасард Кчоян совместно с экс-премьером Тиграном Саркисяном фигурируют в деле об отмывании 10,7 млн долларов на Кипре. И хотя священнослужитель открещивается от своей подписи под соответствующими документами, следствие этому не особо верит. А несколько лет назад священнослужители Армянской церкви вообще были приравнены к дипломатам, получив льготу беспошлинного ввоза в Армению своего имущества.

Атеист заработал почти 200 тыс долларов на библейском приложении

 

10 февраля. Атеист и бывший мормон Тревор Маккендрик (Trevor McKendrick) из американского штата Калифорния заработал почти 200 тысяч долларов от продаж библейского приложения на испанском языке для пользователей смартфонов iPhone.
Библейское приложение Маккендрик создал в 2012 году, чтобы увеличить свой семейный бюджет. Через интернет он нашел румынского программиста, который помог ему в создании приложения. Затем атеист записал аудио-версию Библии на испанском языке. За первый год они заработали от продаж 73 тысячи долларов, а за второй 100 тысяч 134 доллара.
«Когда я начал создавать это приложение, я уже почти не ходил в мормонскую церковь. Я воспитывался в этой религии и окончил мормонский университет им. Бригама Янга в штате Юта. Я повенчался со своей женой в мормонском храме, после чего через несколько месяцев я начал создавать это приложение», - рассказал Маккендрик.
Атеист признался, что в результате его мучить совесть за то, что он получает прибыль от продаж книги, в которую он не верит. Тем не менее Маккендрик заявил, что намерен и дальше продавать приложение. «Я не могу все прекратить, - сказал Маккендрик. - Да, может это не правильно, но я буду продолжать это делать».

Объявлен сбор средств на создание памятника князю Владимиру на Воробьевых горах


12 февраля. Российское военно-историческое общество объявило сбор средств на создание и установку памятника князю Владимиру на Воробьевых горах в Москве, необходимо собрать 100 млн рублей.
Собрать нужную сумму планируют за 166 дней - памятник должен быть установлен ко Дню Крещения Руси 28 июля. Пока у проекта нет крупных жертвователей: на сайте размещены отчеты о небольших пожертвованиях от 500 до 1000 рублей, которые перечисляются каждые несколько часов.
В пресс-службе РВИО также сообщили, что общество уже выбрало облик памятника. «Из 10 представленных проектов конкурсной комиссией под председательством архимандрита Тихона /Шевкунова/ определен победитель. Им стал один из двух проектов, представленных на конкурс народным художником России Салаватом Щербаковым», - говорится в сообщении.
По словам члена конкурсной комиссии, председателя комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Льва Лавренова, выбранный проект высотой 24 метра «наиболее выражает тему Крещения Руси»: князь предстает с крестом в руках, а его меч убран в ножны. На барельефах постамента изображено воинство князя.
По мнению ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова), «Воробьевы горы прекрасно подходят для установки памятника святому Владимиру, так как это очень значимое место для Москвы, и там больше нет других каких-то памятных сооружений и там не проводятся масштабные мероприятия».

В Ватикане обнаружились неучтенные активы на сумму 1,5 миллиарда
13 февраля. Кардинал Джордж Пелл рассказал об обнаружении неучтенных более чем Об этом прелат сообщил в своем отчете на экстраординарной консистории кардиналов.
Австралийский кардинал, который в настоящее время является префектом ватиканского Секретариата по вопросам экономики, проинформировал кардиналов о работе своей новой структуры, лишь недавно образованной в рамках Римской курии. В процессе учета ватиканских финансов, как сказал кардинал Пелл, руководимый им секретариат нашел 1,5 миллиарда долларов на счетах, которые не были ранее включены в полные финансовые отчеты. Секретариат по делам экономики объединил все ватиканские счета, которые ранее были разделены между многими различными службами Римской курии, и над ними не существовало никакого центрального наблюдения.
Кардинал Пелл сказал кардиналам, что ценность ватиканских активов, относящихся к недвижимости, была, вероятно, серьезно недооценена. По его мнению, это принесло «хорошие экономические новости». Однако, с другой стороны, как сказал прелат, нехватка средств в пенсионном фонде «съест» некоторые обнаруженные ресурсы. Тем не менее, конечный результат его отчета был бодрым. «Мы здравомыслящие», - заключил свое выступление кардинал.
Кардинал Пелл отметил, что Секретариат по вопросам экономики получил мощную поддержку от Коллегии кардиналов. Он также сообщил, что его служба столкнулась с сильным сопротивлением со стороны некоторых чиновников Ватикана, но секретариат получил при этом «основательную поддержку» от Папы Франциска.

В 2015 году в России может появиться первый исламский банк
16 февраля. Первый финансовый институт, работающий по принципам исламского банкинга, может появиться в России в нынешнем году. Банк могут создать под эгидой учрежденного летом прошлого года Инфраструктурного фонда при Исламском банке развития.
Как рассказал президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, участвовавший в переговорах с представителями ИБР, в проекте хотят принять участие малайзийские представители. Предполагается, что банк учредят в Татарстане. По его словам, изучается два возможных варианта создания исламского финансового института.
«Первый - создание исламского банка сразу же. И я им предложил сразу же создавать такой институт. Второй вариант - на базе какого-то действующего банка, то есть создать так называемое "исламское окно": специальное подразделение банка, работающее по принципам шариата, исламского банкинга», - уточнил А.Аксаков.
Он сообщил, что в настоящее время заинтересованная сторона совместно с представителями правительства Татарстана готовят технико-экономическое обоснование для выхода исламского банка на российский рынок. Соответствующие документы должны быть подготовлены к сентябрю 2015 года.

Приход храма в Страсбурге собирает пожертвования на строительство


17 февраля. Приход строящегося храма Всех святых в Страсбурге обратился к общественности с просьбой помочь собрать православной общине необходимые средства - более 200 тысяч евро - для того, чтобы расплатиться с исполнителями работ.
В настоящее время эльзасская строительная компания завершает работы по сооружению крыши приходского дома на территории будущего храмового комплекса. «Проведение данных работ требовалось безотлагательно, чтобы обильные эльзасские дожди не залили водой помещения. Цена этих работ составляет 250 тысяч евро вместе с налогом в 20%. Нам срочно необходимы средства, чтобы расплатиться с исполнителями работ. Наша стройка ведется только на частные пожертвования», - говорится в сообщении на сайте Всехсвятского храма.
Как уточняется в объявлении, в настоящее время на счету Фонда строительства находится только 40 тысяч евро, которых не хватит, чтобы расплатиться за работы по сооружению деревянного завершения приходского дома.
«Сооружение приходского дома идет более быстрыми темпами, поскольку в ожидании окончания строительства церкви община сможет временно совершать в нем богослужения и вести свою деятельность», - сообщили на приходе.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что пожертвует как частное лицо некоторую сумму на строительство православного храма в Страсбурге.
Для строительства нового храма городские власти выделили участок недалеко от здания Совета Европы на берегу канала Марн. Настоятель православного прихода отец Филипп (Рябых) одновременно возглавляет представительство Русской православной церкви при Совете Европы.

реституция, бюджет, деньги, собственность Церкви

Previous post Next post
Up