Россия Польше не агрессор

Oct 13, 2010 16:57


Чем дальше от войны, тем жарче споры о том, была ли агрессия СССР против Польши в 1939 г. О том была ли агрессия, спрашивают и мои собеседники drfaust_spb emdrone.
4 июля 1933 г. в Лондоне Советский Союз и Польша подписали Конвенцию об определении агрессии [1] Статья II Конвенции гласит, что «нападающим» (агрессором) считается «Государство, которое первое совершит одно из следующих действий: … Вторжение своих вооруженных сил». СССР не был первым. Кроме того, Конвенция автоматически прекращала свое действие в случае «нападения», когда одна из сторон оказывалась в состоянии войны.
1 сентября 1939 г. Германия (которая не участвовала в Конвенции) начала войну с Польшей. Возникло состояние войны. А в этом состоянии прекращается действие мирных договоров и конвенций. Значит, с момент нападения Германии Конвенция, предмет которой не допустить нападения (агрессии) прекратилось. Период действия Конвенции был ограничен состоянием мира и она теряла юридический смысл в состоянии войны.
Кроме того, правоотношения по Конвенции были прекращены со стороны Польши еще до начала германского нападения. Польша, по сути, дезавуировала свое участие в Конвенции [2]. 17 апреля 1939 Польша и Румыния подтвердили, что их союзный договор направлен против СССР и Польша отказалась взаимодействовать с СССР в коллективных действиях против агрессии. 18 апреля 1939 Польша заявила Германии, что «она является европейским барьером против большевизма» и окажет влияние на Англию, чтобы та не пошла на соглашение с СССР. 8 мая 1939 польский посол Гжибовский был вызван к Молотову для объяснений, где официально признал, что польско-румынский договор направлен против СССР. Даже после одностороннего расторжения Германией германо-польской декларации Польша подтвердила Румынии, что ее принципиальное отношение к СССР не изменилось [3].
После нападения на Польшу 1 сентября 1939 Германии правительство Польши во главе с президентом Игнацием Мосцицким бежало из страны в Румынию и было арестовано румынскими властями по требованию Германии. drfaust_spb считает, что с этого момента Польша лишилась всех легитимных институтов государственной власти, потеряла суверенитет и как государство перестала существовать в своих границах. Но на мой взгляд, дело обстоит иначе, состояние войны не прекращает существование государства и даже оккупация не влияет на его суверенитет. Оккупация - это временное состояние, при котором суверенитет сохраняется, поскольку носителем суверенитета является не правительство, а население страны - народ. Однако действие мирных договоров страны прекращается, и стороны этих договоров решают, что делать в новом военном состоянии.
Перед необходимостью принять решение оказался СССР, с Польшей его уже не связывали никакие договоры, в том числе и Конвенция, а вот с Германией имелись действующие договоры: советско-германский договор о нейтралитете 1926 г. [4] и советско-германский пакт 1939 г. Польша была с ними согласна и не предъявила претензий к СССР. Что касается секретного протокола к советско-германскому пакту, то для публичного права любые секретные обязательства не являются существующими. Их, по сути, нет, и не было ни для публичного права, ни для публичной политики. Их юридическое значение равно нулю. Да, хотя бы и не так, если считать его юридически значимым, то в нем не зафиксированы какие-либо антипольские соглашения. Ничего агрессивного не содержит фраза: «в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рр.Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае оба правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия» [5] Никаких территориальных изменений или оккупации «сфер интересов» советско-германский договор не предусматривал [6] . В этом, кстати, заключается принципиальное отличие советско-германского пакта от Мюнхенского соглашения, которое прямо передавало Германии приграничные районы Чехословакии.
Кроме того, Англия и Франция рассматривали действия СССР как противовес германской оккупацией всей польской территории. И не считали эти действия агрессией. 1 октября 1939 г. в официальном радиовыступлении У.Черчилль заявил, что «для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии. Во всяком случае эта линия существует, и, следовательно, создан Восточный фронт, на который нацистская Германия не посмеет напасть» [7].

Вечером 16 сентября Молотов заявил Шуленбургу, что советское правительство решило вмешаться в польские дела и сообщил мотивировку действий СССР: «польское государство распалось и более не существует, поэтому аннулируются все соглашения, заключенные с Польшей; третьи державы могут попытаться извлечь выгоду из создавшегося хаоса; Советский Союз считает своей обязанностью вмешаться для защиты своих украинских и белоруских братьев и дать возможность этому несчастному населению трудиться спокойно». В 2 часа ночи 17 сентября Шуленбурга принял Сталин и сообщил, что Красная армия в 6 часов утра перейдет границу с Польшей. Сталин просил Шуленбурга передать в Берлин, чтобы немецкие самолеты не залетали восточнее линии Белосток-Брест-Львов. [8]
В 3.15 утра 17 сентября польскому послу в Москве В. Гжибовскому была вручена нота советского правительства, в которой утверждалось, что «Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договоры, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам», а также к беззащитному положению украинского и белорусского населения. «Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии» [8]. В тот же день текст этой ноты был передан также всем государствам, с которыми Москва имела дипломатические отношения, с уведомлением, что СССР будет продолжать придерживаться нейтралитета в отношении этих стран. Эта аргументация советского вмешательства в события в Польше была повторена в радиовыступлении Молотова 17 сентября и в его речи на сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939 г. [9]
Таким образом, СССР законно направил свои войска к «Линии Керзона» (предусмотренной и для их дислокации еще в 1920) восточную часть безвластной Польши, населенную преимущественно непольским населением. В конце сентября 1939 было сформировано и до 6 июля 1945 признавалось законным продолжателем II Речи Посполитой правительство Польши в изгнании, а также подчиненная ему администрация в оккупированной Польше - Польское подпольное государство и его политические и военные структуры (Армия крайова). Прекращение дипломатического признания польского правительства в изгнании Соединенным Королевством и США 6 июля 1945 и впоследствии другими странами мира следует считать фактическим концом II Речи Посполитой, как субъекта международного права. Таким образом, мирные отношения Польши с СССР были разорваны с 1 сентября 1939 до 30 июля 1941, когда был подписан договор Сикорского-Майского в нем не было констатации агрессии СССР против Польши, а наоборот Польша отказывалась от всех своих антисоветских союзов: «Польское правительство заявляет, что Польша не связана никаким cоглашением с какой-либо третьей стороной, направленным против Советского Cоюза». После этого СССР и Польша стали союзниками в борьбе с Германией. 30 ноября 1941 в СССР прибыл генерал Сикорский. 3-4 декабря 1941 он провёл серию бесед со Сталиным, которые увенчались подписанием Декларации правительства Советского Союза и правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи. Пункт 2 декларации гласил: «Осуществляя договор, заключённый 30 июля 1941 г., оба правительства окажут друг другу во время войны полную военную помощь, а войска Польской Республики, расположенные на территории Советского Союза, будут вести войну с немецкими разбойниками рука об руку с советскими войсками». Однако, польское правительство требовало отпустить польские войска с войны. 18 марта 1942 Советское правительство (в тяжелейшее для страны время) согласилось эвакуировать польскую армию в Иран.
Сноски
[1] СЗ СССР. 1934. Отд. II. № 6. Ст. 46
[2] Климовский Д.С. Зловещий пакт. Из истории германо-польских отношений межвоенного двадцатилетия. Минск. 1968.С. 38-39.
[3] Восточная Европа между Гитлером и Сталиным. 1939-1941 гг. М., 1999. С. 55, 57; Год кризиса, 1938-1939: Документы и материалы. В 2-х т. М., 1990. Т. 1. С. 314-315; 389-390, 437-438.
[4] ДВП. Т. 9. С. 250-254.
[5] Год кризиса. Т. 2. С. 321.
[6] Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки. М., 2001. С. 14-16.
[7] Черчилль У. Вторая мировая война. Кн. 1. С. 205.
[8] ДВП. Т. 22. Кн. 2. С. 604, прим.217; СССР - Германия. 1939-1941 гг. Т. 1. С. 92-96; ADAP. Bd.8. S. 62
[9] Правда. 18 сентября 1939 г.; ДВП. Т. 22. Кн. 2. С. 96; ДМИСПО. Т. 7. С. 178.
[10] ДВП. Т. 22. Кн. 2. С. 96-97; Внешняя политика СССР. Т. 4. М., 1946. С. 446-448; Молотов В.М. О внешней политике Советского Союза. М., 1939. С. 7.
Previous post Next post
Up