Fringe... За гранью

Aug 24, 2009 14:43

Я начал смотреть этот сериал, поскольку ощутил в описании некую родственную связь с сериалом "Секретные материалы". Здесь тоже есть агенты ФБР, загадочные дела, мрачные тайны, правительственные заговоры. В своем предположении я не ошибся - фанатам агента Малдера и Скалли сериал понравится, но не запомнится. Это не более, чем жвачка для мозгов. Правда, должен заметить, весьма вкусная. О её составляющих я сейчас расскажу.

Как уже отметил, заявка на схожесть с "Секретными материалами" сделана вполне конкретно, это проявляется и внутри самого сериала, однако "За гранью" не в коей мере не является попыткой повторить уже созданное. Я бы сказал, что создатели этого многосерийного фильма, отталкиваясь от той же точки, что и создатели "секретных материалов", свернули совсем в другую сторону, они делали свою картину для других целей, перед ними была иная задача, с которой они, на мой взгляд, блестяще справились. И все же "За гранью" обладает рядом зрительских недостатков, которыми, впрочем, грешат многие сериалы.

Первый и основной недостаток это в меру упрощенная модель внешнего мира. Такое можно простить в фильме, где речь ведется об отношениях людей, но в картине о паранормальных явлениях такое упрощение снижает художественную ценность. В центре повествования "За гранью" специальная межведомственная группа из сотрудников ФБР, ЦРУ и ещё кого-то из подобного рода служб. Занимаются они проблемами биологического терроризма - есть некая преступная организация, которая творит невероятные жуткие вещи при помощи загадочных технологий. И вот наша межведомственная группа должна дела этих террористов находить, изучать, ну и отлавливать этих преступников, конечно. Тут и кроется упрощение - почти все дела прямым или косвенным образом подводят специальных агентов к могущественной организации «Мэссив Дэйнамек». Эта компания является подрядчиком министерства обороны, занимается разработкой самых передовых технологий и даже имеет право на содержание собственной армии. В преступной деятельности эта компания, естественно, не сознаётся, однако, так или иначе, является причастной к большинству расследований межведомственной спецгруппы. Вырисовывается такая классическая картина противостояния - мегакорпорция и правосудие. Практически каждая серия упирается в эту борьбу, причём идёт она не только на формальном уровне, но и внутри спецгруппы.

Может, конечно, для американцев подобное упрощение и можно назвать нормой, однако, по моему мнению, на российской почве это вызывает лёгкое недовольство. Мне бы хотелось, когда речь идёт о паранормальных вещах, видеть более обширную картину действительности, больше тайн и загадок, а не одну мегакопорацию - источник зла на земле. Другой недостаток сериала тоже связан с упрощением, но иного рода. Мне не понравился тот факт, что многие из неизведанных вещей, страшных событий, загадочных предметов становилось достоянием одной-единственной лаборатории, инициативное руководство которой принадлежит главной героине агенту Оливии Данем. Это блондинка модельной внешности, одетая всегда в строгий брючный костюм. Блузки под мужские рубашки туго обтягивают её бюст и расстегнуты выше. Благодаря своему «обмундированию» эта блондинка трогает моё сердце. А ещё когда она с пистолетом на вытянутой руке догоняет преступника с криком: «Стоять, ФБР», то моё сердце просто тает. Ну или когда она достаёт удостоверение и представляется: «Оливия Данем, ФБР». Вы только не подумайте - удовольствие чисто эстетическое. Мне нравится картинка.

И вот этот агент ФБР нашла в психиатрической больнице сумасшедшего ученого Уолтера Бишопа. Когда-то давно этот профессор работал на министерство обороны, занимался тем, что они называют «наукой за гранью», а соратником по исследованиям у Бишопа был основатель той самой мегакорпорации «Мэссив Дэйнамек» Ульям Бэлл. До последнего, как вы понимаете, достучаться невозможно - он небожитель. А вот Бишопа из психиатрической больницы Оливия Данем вытаскивает - с помощью его сына Питера Бишопа. Находит его агент ФБР в Ираке. Питер занимается какими-то полукриминальными делами, от кого-то ещё скрывается, у него полно преступных связей, но впечатления негодяя он не производит. Оливия возвращает ученому Уолтеру его лабораторию в Гарварде. И вот туда, почти сразу, минуя все инстанции привозят загадочные трупы, неясные предметы и тому подобное. Я, конечно, могу понять, что это связано с секретностью, однако мне казалось, что секретность должна обеспечиваться людьми более профессиональными, чем Уолтер Бишоп. Нет, я не в его квалификации сомневаюсь - он даже чересчур умён. Проблема в том, что двадцать лет пребывания в психиатрической больнице отложили на него серьёзных отпечаток. Временами он ведёт себя как настоящий псих.

В тоже время Уолтер Бишоп - находка создателей сериала. Он добавляет очень свежую повседневно-юмористическую нотку. Да, он чудовище - Бишоп сам это сознаёт, вспоминая свои предыдущие работы, но он чудовище раскаявшееся, жаждущее замолить свои грехи и просто милое. Я постоянно умилялся глядя на его выходки. Бишоп-старший постоянно рассказывает о еде - красочно и очень вкусно описывает какой-нибудь сэндвич, торт, коктейль или что-то ещё, в то время как проводит исследование всякой мерзости. В сериале этого предостаточно - тут и жидкие мозги, и самые разные червяки, и мерзкая слизь, откачанная спинно-мозговая жидкость, скользкие твари, вылезающие изо рта ещё живого человека и много чего другого. А доктор Бишоп рассказывает о еде - даже в момент, когда сливает из черепа мозги, что превратились в жидкость. Этот его цинизм меня почему-то заставлял улыбаться. Забавный очень персонаж.

Хотя больше симпатизировал я другому герою - агенту Френсису. Это самый «пустой» персонаж сериала. У него всегда идеальная причёска, великолепный костюм, а поступает Френсис всегда правильно. Не справедливо, не по закону, не по дружбе, а правильно. Где надо он закон обойдёт, правилами пожертвует, дружбу чуть выше работы поставит, о благе общего дела вспомнит и так далее. Я, конечно, сомневаюсь, что такие люди на земле существуют. Этот агент Френсис, он не то чтобы из серии «не к чему придраться», он ближе к серии «и придираться не хочется». Его не назовёшь сильно правильным или сильно справедливым - он держит очень грамотный баланс и остаётся удобен для всех. Вот в чём его главное преимущество - с ним никто не конфликтует и ему не приходиться ни с кем вступать в конфликты. Что ж, видимо, потому мне так понравился этот персонаж, что я сам очень хотел бы быть на него похожим. И есть во мне искорка надежды: «А вдруг уже похож?».

Интриги сериалу добавляет прошлое главной героини. В процессе развития сюжета выясняется, что в детстве на Оливии Данем проводили испытания какого-то почти мистического препарата и теперь она представляет какой-то особый объект для упомянутой уже организации биологических террористов. Есть у Оливии и разбитое сердце - её возлюблённый, тоже агент ФБР, оказался предателем. И ладно если бы жил, так ведь умер же на руках у Оливии в первой серии. Впрочем, словосочетание «полная смерть» здесь не вполне уместно, но это уже смотрите сами. Загадок, тайн, мистики, экшена и в тоже время юмора «За гранью» хватает.

Должен ещё предупредить, что сериал этот, как и многие другие, невероятно затягивает. Американцы умеют снимать многосерийные фильмы - драматургия на высоте. Да и качество каждой серии не уступает среднестатистической киноленте. В России так не умеют. Как некий аналог «За гранью» могу вспомнить российский сериал «След». Там тоже вроде работают настоящие профессионалы, у организации невероятные ресурсы, даже актёры неплохо играют, но чего-то всё равно не хватает. Хотя может это чисто российский взгляд - здесь, в России, американское может казаться лучше. Но даже на фоне американских последних кинолент «За гранью» выделяется. Советую посмотреть.

фильмы

Previous post Next post
Up