Посвящается прошедшему дню знаний

Sep 02, 2009 21:19

Ехал сегодня в травмае. День был не самый хороший. Пришлось совершить много безрезультатных поездок. Погода тоже не самая лучшая. И вот когда уже ехал домой то рядом со мной села женщина и напротив посадила сына - школьника младшего возраста. По их разговору я понял, что на какое-то время мама давала свой телефон сыну, пока тот её где-то ждал. Мама стала выяснять, звонил ли кто на её номер, какие номера и зачем набирал сын и всё это в очень дружелюбном тоне. Сын отвечал на вопросы очень ясно и чётко. Меня вообще поразила его, позволю себе такое слово, «взрослость». Ещё когда сели, он прочитал надпись о стоимости проезда, и, видя как мама расплачивается с кондуктором, спросил, не надо ли ей ещё мелочи, которая, по-видимому, лежала у него в кармане.

Вскоре выяснилось что сын пытался с маминого мобильного телефона позвонить на мамин же мобильный телефон. Мальчишка очень быстро понял сотворённую им глупость. Они вместе посмеялись. Дальше мама стала расспрашивать сына о школьном дне сегодня. Я к тому времени было подумал, что передо мной третьеклассник, ну второклассник как минимум. А оказалось, что это был первоклассник. Он сказал маме, что у него сегодня был один урок на целых четыре часа без перерыва. Мама изумилась, потому что сын её в школе провёл всего три часа, а ведь был ещё обед и перемены.

Тут уже я добавил, что уроки в школе тянутся очень долго, всё превращается в одну монотонную линию без всяких перерывов. Первоклассник засмеялся - понимал он прекрасно, что преувеличивает, явно забыв о перерывах. Я слушал этот разговор и продолжал улыбаться, одновременно с этим удивляясь - насколько умным и очень зрелым казался мне этот первоклассник. Ему совершенно не нужна никакая социальная адаптация. Он уже готов для жизни в современном городе. Всё что ему расскажут в школе и всё что он узнает дальше, это будет только общим развитием, которое уже не изменит этот сформировавшийся базис его жизни.

Я вновь задумался о том, что дети сегодня растут и развиваются гораздо быстрее. Но не эта мысль стала для меня новой. Я вдруг подумал о том, что все проблемы людей проистекают от нашего излишнего развития. Помните фразу «ум, создавший проблему, не способен её разрешить?». Так ведь и есть - мы развиваемся и это развитие создаёт проблемы. А у таких как этот первоклассник проблем нет - у него нет опыта, нет сильного разума взрослого, нет памяти о неудачах и провалах, нет социальных страхов. Он живёт импульсно и при этом вполне здраво рассуждает. Ему легко на земле. Он поистине свободен. А мы все скованы - собственным развитием.

И ещё я порадовался тому, что, наконец, увидел хорошие отношения между матерью и ребёнком. В последнее время это стало большой редкостью. Я часто обращаю внимание на детей, что гуляют вместе с матерями, и крайне редко вижу то, за что хотелось бы порадоваться. В большинстве случаев между ребёнком и родителями отсутствует понимание. Происходит это просто потому, что родители не хотят прикладывать усилий. Отношение родителя как собственника по отношению к ребенку сейчас абсолютизировалось. Родители не пытаются вникнуть в психологию поведения своих детей, разгадать их движение мысли, настроиться на волну их мироощущения.

Есть ещё одна серьёзная проблема - зависимость матерей от своих детей. Мир сейчас, что называется, «трещит по всем швам», люди ищут что-то святое и хватаются за это как за спасательный круг. Дети и становятся таким кругом. Зачастую ведь за «желанием сделать для ребёнка всё» кроется фраза «иметь полный контроль над ребенком». Я, конечно, не родитель, я сторонний наблюдатель, но я это вижу. Часто приходится наблюдать матерей, которые буквально упиваются своим ребёнком, живут и дышат им, оберегая от всех невзгод. При этом понять они его не могут. Именно психологию, которая начинает активно развиваться лет с пяти. Ребёнок с этого возраста уже сверхактивно становится самостоятельной единицей, у него появляются собственные желания, которые могут противоречить желаниям родителей. И вот тут их задача - попытаться войти в мировоззрение ребёнка, поразмышлять также как он, а не кричать и уж тем более бить.

Буквально позавчера был в торговом центре и рядом с развлекательной зоной игровых автоматов наблюдал душераздирающую сцену. Мама чуть ли не матом кричала на своего сына лет девяти: «Ты почему так надолго ушёл от меня? Кто тебе разрешал? Почему на телефон не отвечал?». И она ещё кидалась его бить, а мальчик почти плакал и отскакивал назад, а мать кричала ему, чтобы подошёл к ней. При этом мама вполне нормально одетая и семью с внешнего вида можно назвать интеллигентной.
Я, конечно, понимаю, что мать могла перепугаться за сына, но, извините, когда он уже нашёлся - зачем устраивать такой скандал? Причём сын её расплакался почти мгновенно - видимо, подобное насилие со стороны матери было не в первый раз. А нельзя было просто понять, что сын её пошёл поиграть, его всё очень увлекло, он забыл про время, телефон в таких обстоятельствах тоже трудно услышать и так далее. Неужели нельзя было войти в положение сына и далее объяснить своё положение? Почему нельзя установить добрый контакт? Зачем кричать?

А проблема в том, на мой взгляд, что многие родители как раз и не сознают своих детей как самостоятельно мыслящие единицы. Относятся как к вещи - по-другому поведение той мамы в торговом центре и не назовёшь. Её вещь вдруг отлучилась дольше положенного. Да, я повторюсь, понятна её тревога, но не проще ли было попытаться объяснить сыну о ней, чем просто бить его на глазах у людей? Было у меня, кстати, желание подойти и заступиться, даже просто сказать хотелось: «Только не здесь», но вмешиваться не стал. Все же я своих детей не имею. Как воспитывать надо - не знаю. Я просто из логики рассуждаю.

И вот потому мне так понравился этот разговор мамы с сыном сегодня в травмае. Я не уловил между этими двумя людьми никакой преграды в общении. Мама пребывала на той самой волне движения мыслей своего сына. И я гарантию даю - при каких-то плохих поступках, что может совершить её сын, она не будет кричать на него, а просто детально выяснит что, зачем и почему он сделал. Она-то уж точно попытается понять, как так вышло, что сын совершил именно это. Такое поведение и будет называться истинной любовью.

Вчера ещё наткнулся неожиданно на «детское радио». Попал прямо на программу по заявкам. Не знаю вообще, что это за радио и как работает, но звонили в программу только дети, причём большинство было второклассниками. Их там расспрашивали, как положено, про любимые предметы, хотят ли они в школу, сколько друзей и так далее. Просили они все поставить добрые детские песенки. Последней такой песней стала традиционная композиция «Первоклашка». Её, наверное, в каждой школе ставят на первое сентября.

Мне эта песня всегда нравилась. Всегда задевала за тонкие струны моей души. Особенно дополнительные напевы: «Был вчера ещё только ребёнком, ничего не поделаешь тут; Называли тебя дошколёнком, а теперь первоклашкой зовут». Грустно и больно всегда становилось от этих строк. Буквально плакать хочется на словах: «Всё пока в образцовом порядке, и вопрос ни один не возник; Ни помарочки нету в тетрадки, чист как синее небо дневник». Вот это «ни помарочки» и цепляет. Я воспринимаю это как образ кристальной чистоты. И больно от того, что очень скоро в тетрадке будет ой как много помарочек.

Грустная это для меня песня как раз из-за того, что кристальную чистоту сталкивают в грязь нашей жизни. «Называли тебя дошколёнком, а теперь первоклашкой зовут». Евгений Гришковец однажды сказал в своём блоге, что не любит школу из-за того, что это место, где маленький человек впервые сталкивается с государством. Я с ним соглашусь и добавлю - это место, где человек впервые сталкивается с обществом, где он впервые сталкивается с нашей людской грязью. И знают многие, как трещат те детско-наивные представления, которыми нас кормят в раннем детстве.
Я думаю все согласятся с тем, что дети обладают чем-то, чего нет у взрослых. Мы теряем это истинное волшебство в период где-то с 16 до 20 лет. Но я не хочу терять. Я хочу жить импульсами ребёнка. Кто-то скажет, что у меня было трудное детство, и я не наигрался. Не знаю. Я обрёл уже достаточное количество внешней оболочки, давно уже не верю в сказки, но продолжаю беречь в себе наивность и искренность своих чувств. Дорожу тем, что могу заплакать от песни. Дорожу тем, что поход в парк может стать для меня приключением. Дорожу тем, что до сих пор смотрю фильмы из серии «для детей».

Я хочу оставаться ребёнком. Взрослым ребёнком. Потому что только ребёнок знает, что такое по-настоящему быть счастливым. 

детство, школа, радость, государство, общество, Гришковец

Previous post Next post
Up