Великолепная неудача: реактивная ХАДИ-9

Jan 06, 2011 00:01




ХАДИ-9

Почему я так сформулировал? Послушайте эту печальную и поучительную историю... Началась она в 1968 году, когда в ХАДИ под руководством Владимира Константиновича Никитина, который руководил там недавно открытой лабораторией скоростных автомобилей, стартовал амбициозный проект необычной машины. Замахнулись студенты и преподаватели не много, ни мало, - а на скорость звука! Да-да, они решили построить первый в мире сверхзвуковой автомобиль. Идея, мягко говоря, амбициозная, особенно для студенческого КБ.



"презентация" ХАДИ-9 офигевшей публике.

Уже первые оценки показали, что о приводе на колеса можно забыть - никакие колеса не смогут передать такую тягу, просто пробуксуют. Да и других проблем там немало вылезало. Поэтому, логичным решением, к которому пришли авторы конструкции стало использование реактивного двигателя. В качестве такового ими был избран, а скорее - просто оказался единственно доступным, двигатель РД-9БФ от реактивного истребителя МиГ-19 с максимальной тягой на форсаже в 3800кг.

Справиться с таким мотором и такими скоростями автомобилистам было сложновато, поэтому на помощь были призваны старшекурсники Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. Они, используя уже свои специальные знания, помогли спроектировать удивительную машину, получившую, согласно порядку разработок, наименование ХАДИ-9. Машина эта во многом превосходила американские болиды аналогичного назначения. Так, полная масса машины составляла всего 2.5 тонны, что давало конструкторам надежду на успешное взятие звукового барьера.

Достигли этого созданием оригинального кузова "монокока", в котором работающая обшивка из стеклопластика намертво скреплялась с несущей пространственной рамой, сваренной из стальных труб. В итоге вышла легкая и очень прочная конструкция. Оригинально было решено шасси: для уменьшения лобового сопротивления оно было сделано "по самолетному", одно сдвоенное колесо впереди и два на специальных опорах - сзади.



моменты сборки машины. В.К. Никитин стоит справа

К сожалению, работа "на голом энтузиазме" не отличалась высокой скоростью. Пока студенты в свободное время строили эту "машину мечты" - американец Гари Габелич «на сухопутной ракете» Blue Flame преодолел рубеж в 1000 км/ч. Там, конечно, были другие вложения, и машина сама - совершенно другого класса. Достаточно сказать, что номинальная тяга двигателя была у его машины почти 10 тонн, на форсаже еще больше.

Однако, скорость звука стояла непокоренная и работы шли со всей доступной скоростью (в скобках замечу, что дипломов и курсовиков на этой машине, наверное, было несчитано сделано). Но, так или иначе, к 1978 году машина была постройкой окончена и пора было приступать к испытаниям. Но тут случилась непредвиденная беда: во всем СССР оказалось просто негде провести полномасштабные испытания такой машины!!! Самые длинные ВПП аэродромов позволили разогнаться не более чем до 300км/ч, ведь надо было еще тормозить (парашютами, щатками и реверсом тяги).



Пространственная несущая конструкция машины.

Казалось бы, есть озеро Баскунчак, классическое пересыхающее соляное озеро, где на десятки километров идеальная поверхность, ан нет! В процессе освоения природных ресурсов соляное озеро было очень сильно расковыряно соледобытчиками. Небольшие машинки там еще могли найти десяток километров для заезда, а такая вот супермашина - уже нет... Прознав про злоключения конкурента - американцы(!) предложили за свой счет привезти машину в США, на знаменитое соляное озеро Бонневиль, чтобы дать возможность попробоваться на полную катушку, погоняться с американцами - но, "у советских собственная гордость", валюты у института не было (откуда бы?), а за чужой счет проехаться та самая гордость не позволила. Хотя, пилоты говорили, что 700-800км/ч выжать из машины вполне можно было бы, даже на таком слабом двигателе.

Так и остался до конца неизвестным потенциал этой рекордной машины. Собственно, даже неизвестно сколько она на тех аэродромах-то разгонялась. Правда, ходят слухи, что при съемках фильма "Скорость" (на том самом Баскунчаке) ее сумели разогнать до 500км/ч - но это ничем не подтверждается.

Самое же печальное, что фильм, который показал миру эту машину - ее же и погубил. После съемок на соляном озере ее не отмыли, а поставили в ангар "как есть", где она под воздействием соли за несколько лет сгнила в кучу ржавчины. Уцелели только стеклопластиковые конструкции корпуса...P.S. А все из-за странного отношения к рекордам в СССР - раз "в народном хозяйстве неприменимо", то и нафиг не надо. Задуматься о том, что в ходе создания таких машин "попутно" делается технологический прорыв, очень нашему "автопрому" нелишний, что такие рекорды важны для престижа страны - было, видимо, уже некому. В стране набирал обороты "золотой застой". А ведь найдись умный чиновник, дай энтузиастам двигатель помощнее, да оплати поездку в США (смешные деньги в масштабах СССР, чесслово!) - может, скорость звука лет на 10-15 раньше бы взяли, и не американцы... Эххх...

автомобильный транспорт, СССР, 1978

Previous post Next post
Up