120-мм скорострельная зенитка Бофорс на трейлере (кликабельно)
К середине 50-х годов прошлого века в области ПВО сложилась достаточно неприятная ситуация. Опыт прошедшей войны говорил, что при достаточной плотности зенитного огня формации бомбардировщиков существенно теряют свою эффективность, и это хорошо. Но появление ядерного оружия и реактивной авиации все поломало. Вместо армады бомбовозов прилетал один единственный скоростной самолет, который надо было сбивать любой ценой. Не 5% выбить из 200 самолетов, не 10% и даже не 50%. Гарантированно сбить, иначе все будет плохо. Для этого традиционная ствольная артиллерия годилась плохо, - калибры с пристойной скорострельностью не дотягивались, а скорострельность тех, что могли дотянуться - была аховая. 2, много 3-4 выстрела в минуту и все. Нужно было на порядок поднять скорострельность, чтобы успеть завалить реактивный бомбардировщик. Ну, а поскольку компания Бофорс примерно в эти же года конструировала скорострельную 155-мм гаубицу, то опыт этот был приложен к созданию еще более скорострельного 120-мм автомата. Зенитного. Однако, успешный результат создателей и военных разочаровал.
она же, вид сзади (кликабельно)
Чем разочаровал? Да тем, что при чудовищном весе, цене и сложности - все равно задачу не решал. Расставить столько зенитных автоматов, чтобы они могли (с учетом досягаемости пушек) защитить, скажем, Стокгольм от прорыва носителей одной-единственной бомбы просто невозможно. Как и гарантировать с какой-то приемлемой вероятностью уничтожение неуправляемыми снарядами подобных целей. Тем более, что рост скоростей самолетов и появление сверхзвуковых самолетов, способных нести ЯО сократил время ведения огня до каких-то невозможно малых величин, а требуемое для засеивания всего конуса вероятностей количество снарядов получалось совсем безумным. Даже батареи, способные каждым орудием выплюнуть по 16 снарядов за полминуты - задачу не решали.
Наступала эпоха управляемых ракет, способных вдвоем-втроем сбить супостата с гарантией. Крупнокалиберные зенитки, даже скорострельные, остались в прошлом. Да, я знаю, что на флоте они остались, но там другая задача - курс цели известен, поэтому создание завесы на пути идущей к кораблю ракеты или самолета гораздо проще, чем сбивать пролетающий мимо самолет. Да и проблему скорострельности там решают проще, брутфорсом. АК-130 (40-70 в/м), к примеру, 89 тонн весит. +
установка на позиции, мелко.