2017 год.
Вопреки общему мнению хочу признаться в любви к Пизе. Может быть, любовь случилась оттого, что это был первый тосканский город, который мы увидели. А может быть, оттого, что было ощущение пусть временного, но удобного и обжитого дома. Мы жили в Пизе и оттуда ездили в разные города. И нам повезло с квартирами, возвращаться всегда было приятно. И так же приятно было вставать рано-рано утром и смотреть из окна на горы, на тихую реку, на дивную мраморную игрушку - церковь Санта Мария делла Спина.
Вид из окна гостиной (она же столовая) превосходный.
Если смотреть в другую сторону от моста Solferino, то за рекой, там, где деревья, видно Башню гвельфов и Арсенал Медичи, но о них будет другой рассказ.
Нам сверху видно всё (с)
"Церковь была построена в 1230 году возле самой реки, под мостом Понте Нуово (тот мост связывал улицы Санта-Мария и Сант-Антонио и в 15 веке был разобран) и по этому мосту получила название Санта-Мария-дель-Понте Ново. В 1333 году церкви был поднесен в дар шип из тернового венца Христа, и она стала называться Санта-Мария-делла-Спина, или церковью «Шипа».
По-видимому, автор проекта, Лупо ди Франческо, ученик Джованни Пизано, при оформлении церкви вдохновлялся соборами в Орвието и Сиене. Церковь, стоявшую на самом берегу, постоянно заливало во время наводнения, поэтому в 1875 году ее переставили повыше. Во время переноса были разрушены несколько скульптур и сакристия.
Санта Мария делла Спина - одна из самых выдающихся готических церквей Европы. Она имеет форму прямоугольника в плане, а ее внешняя отделка целиком выполнена из цветного мрамора. Здание примечательно своими треугольными выступами, фронтоном и дарохранительницами, а также скульптурной декорацией с деревянной мозаикой, окном-розеткой и многочисленными статуями работы главных художников Пизы 14-го века. Среди тех, кто работал над оформлением церкви, можно выделить Лупо ди Франческо, Андреа Пизано с сыновьями Нино и Томмазо и Джованни ди Бальдуччио. Фасад Санта Мария делла Спина имеет два арочных портала с табернаклями со статуями Мадонны с Младенцем и двумя ангелами, создание которых приписывают Джованни Пизано. В верхней части фасада можно увидеть две ниши - в них расположены статуя Христа и фигуры ангелов. Правая сторона украшена тринадцатью статуями Апостолов и Иисуса Христа. Маленькая скульптурная композиция, изображающая святых и ангелов, над тимпаном была выполнена Нино Пизано.
Фотографий этой церкви значительно больше, чем 100500, поэтому добавлю к ним совсем немного.
На задней стене церкви видны три круговые арки с простыми окнами, а фронтоны украшены символами Евангелистов, чередующимися с нишами, в которых помещены статуи святых Петра, Павла и Иоанна Крестителя. В сравнении с богато декорированным фасадом внутреннее убранство церкви кажется весьма скромным. Оно состоит из единственного зала, потолок которого был расписан во время реконструкции в 19 веке. В центре пресвитерия находится один из главных шедевров готической скульптуры - Мадонна Роз работы Андреа и Нино Пизано. А у левой стены расположена та самая дарохранительница, в которой по легенде хранился шип с Тернового Венца Христа.
Здание за рекой - это вторая резиденция Медичи в Пизе. В 1583-87 годы Франческо I Медичи построил новый дворец на берегу Арно (архитектор Бернардо Буонталенти).
Для строительства нового дворца были выкуплены и перестроены предыдущие здания на этом месте, в первоначальном виде оставили лишь одну башню Верга доро («Золотого стержня»), которую мы и сейчас видим за дворцом. В этой башне Галилей демонстрировал хозяевам и гостям дворца чудесные возможности своего нового изобретения - телескопа.
В 18-19 веках здесь находилась резиденция Великих герцогов Тосканских, а после объединения Италии во дворце обосновались Савойские.
В 1943 году Королевский дворец (Палаццо Реале) пострадал при бомбардировках и впоследствии был перестроен.
Сейчас в Палаццо Реале располагается Национальный музей, в котором можно посмотреть коллекции картин итальянских и фламандских художников Позднего Возрождения, гобелены, одежду, мебель, керамику, рыцарские доспехи и портреты членов семьи, проживавших в этом дворце.
Немного дальше, зажатая между массивными палаццо, крошечная барочная церковь Chiesa della Madonna dei Galletti, построенная в 1227 году. Она стоит на месте церкви Сан-Сальваторе в Порта Ауреа, древних ворот раннесредневековых стен.
Фасад 1757 года принадлежит Игнацио Пеллегрини. Церковь с одним нефом и часовней на каждой стороне. Зал был отремонтирован в 16 веке. Следует отметить золотой деревянный потолок 1642 года, приписываемый Дель Норчиа, и полотна Якопо Виньяли, Чекко Браво, Лоренцо Липпи и Франческо Курради. Название церкви происходит от фрескового изображения Мадонны с Младенцем, приписываемого Таддео ди Бартоло (XIV век), найденного в 1640 году в домах семьи Галлетти ( сохранилось на высоком алтаре).
Мы проходим мимо элегантного магазина Autres Choses
А на противоположном берегу Арно выделяется светло-серый фасад дворца Ланфредуччи. Франческо Ланфредуччи был мальтийским рыцарем, который провел долгое время в плену в Алжире. Вернувшись в Пизу, в 1607 году он построил дворец на берегу Арно (проект архитектора Козимо Пульяни). В облике палаццо, действительно, просматривается нечто рыцарское, строгое и возвышенное. Над входом в палаццо рыцарь велел поместить загадочную надпись «Alla Giornata» (буквально «В день»).
Сейчас во дворце размещен ректорат Пизанского университета.
Небольшая церковь, стоящая немного под углом к набережной и линии домов - это церковь Санта-Кристина, очень старая - она упоминалась еще в 8-м веке. Свой теперешний вид церковь обрела в 19 веке. Сохранилась апсида 10-11 веков (нужно обойти церковь, чтобы увидеть древнюю кладку). В этой скромной церкви Святая Екатерина Сиенская в 1375 году обрела свои стигматы. Этот эпизод запечатлен на одной из картин, находящихся в церкви (художник Пассиньяно, 17 век). В церкви хранится копия распятия, перед которым произошло это событие.
На другой стороне реки из череды прочих выделяется дворец терракотового цвета с искусными узорами на фасаде - палаццо Агостини Венеро делла Сета. Здание, как и многие дворцы в исторической части Пизы, представляет собой симбиоз предыдущих строений, и возникло оно в начале 15 века. Дворцом владела семья Астай, которой принадлежали кирпичные заводы; при них фасад здания и был украшен резным кирпичом. В 1496 году палаццо купили Агостини, занимавшиеся продажей шелка. По их имени дворец получил свое название.
Рядом с мостом Понте ди Меццо на набережной Галилео находится Дворец Преторио (Palazzo Pretorio). Построен он в средние века, некоторое время был резиденцией губернатора, Академией художеств и даже тюрьмой.
Построен, как часто бывало в те времена, путем слияния двух башен. Для придания большей гармоничности объединению было решено в 1785 году произвести реконструкцию здания. Полностью перестроили фасад, декорировав его плитками из мрамора и фризами, установили башенные часы.
Палаццо Преторио за свою историю неоднократно подвергался разрушениям, в 1846 году в результате землетрясения и во время бомбежек во Вторую мировую войну. В пятидесятые годы при восстановлении ее укрепили железобетонными конструкциями, расширили портик по фасаду, увеличили высоту самой башни. В настоящее время во Дворце располагается городская библиотека.
Не могу сообразить, на стене палаццо Преторио или палаццо Гамбакорти сделано фото, в любом случае мозаика чудесная.
Квартал Сан Мартино, расположенный вдоль набережной Лунгарно Галилей, - это настоящий рай для любителей поблуждать среди старинных домов, прекрасных скверов и маленьких оригинальных церквей.
Церковь Санто Сеполькро Санто Сеполькро - церковь в Пизе, название которой буквально переводится как «Храм Гроба Господня». Она была построена в начале 12 века по проекту архитектора Диотисальви, который сорок лет спустя работал над знаменитым Пизанским Баптистерием и городским Кафедральным собором. Изначально церковь предназначалась для Ордена Госпитальеров. Вплоть до 16-го века восьмиугольное здание Санто Сеполькро было окружено крытой галереей. Центральный тамбур купола, поддерживаемый восемью стрельчатыми арками, имеет весьма величественный вид. Название церкви Храмом Гроба Господня не случайно - дело в том, что здесь какое-то время хранились реликвии из настоящего Храма в Иерусалиме, которые в Пизу привез архиепископ Дагоберт, участвовавший в Первом Крестовом походе. Более того, само строение напоминает Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме, захваченный крестоносцами в 1099 году. От Госпитальеров церковь Санто Сеполькро перешла к Ордену Мальтийских рыцарей, преемников госпитальеров. С 1817 года, когда орден был упразднен, здание начало приходить в упадок. Только в 1849 году начались реставрационные работы, в ходе которых было обнаружено первоначальное напольное покрытие, располагавшееся на метр ниже уровня улицы. Для того, чтобы вернуть церкви ее средневековый облик, было решено снести крытую галерею эпохи Ренессанса и каменные своды. Внутреннее убранство, отреставрированное в стиле барокко в 1720 году, также было уничтожено. Сохранились лишь ковчег 15-го века с бюстом святого Убальдеска, надгробная плита Марии Манчини, племянницы знаменитого кардинала Мазарини, и панель с изображением Мадонны с Младенцем 15-го века. Порталы церкви украшены изображениями животных и мраморными львиными головами. Недостроенная маленькая колокольня выполнена в пизанороманском стиле. (Колокольня на реставрации и на двери висит объявление, что службы проводятся в другой церкви).
Палаццо Рончони (слева) на правом берегу Арно был образован путем объединения пяти (!) башен-домов. Башни как символ знатности и богатства уходили в прошлое, да и жить в них, наверное, было не очень удобно.
Дворец Ланфранки «вобрал» в себя целых семь башен 13-14 веков. В этот перестроенный дворец семья Алессандро Ланфранки переехала в 1539 году. То, что здание включает в себя нескольких отдельных строений, особенно ощущается, когда вы находитесь внутри. Внутрь попасть несложно - сейчас в здании находится Музей графики.
А вот здесь хорошо видно, что башня так и осталась башней.
Дворец Медичи (Palazzo dei Medici, Палаццо Веккьо ди Медичи, первая резиденция Медичи в Пизе).
Построенный в 11 веке как дворец-башня местным дворянином Альбизони, в 1441 году он перешел к семейству Медичи. Век спустя Козимо I Медичи перестроил его интерьеры по своему вкусу.
С конца XIX столетия проводилась реставрация дворца по заказу дочери Витторио Эммануила II. В результате он приобрел неоготический облик с арочными окнами и пристроенной башенкой с зубчатыми оконечностями. Внешние стены отделаны грубым необработанным камнем, что придает ему суровый воинственный вид. Один из углов здания украшает семейный герб Медичи.
Внутренний дворик окружен галереей, украшенной изящными колоннами. Сам дворец трехэтажный. На верхнем этаже располагались жилые комнаты, на нижних - великолепно украшенные залы для праздников и торжеств. Во дворце была своя капелла, богато расписанная фресками. В 1574 году Франческок I Медичи решил перенести резиденцию в западную часть города. Там был построен новый дворец (сейчас - Палаццо Реале), и двор переехал туда, а этот дворец продали. Сейчас во дворце располагается префектура.
Слева от здания префектуры располагается прямоугольная площадь Мадзини, в центре ее стоит памятник основателю «Молодой Италии», борцу за объединение Италии Джузеппе Мадзини. Вынужденный большую часть жизни провести в эмиграции, в 1871 году он наконец въехал в уже объединенную страну и скончался в Пизе, в самом начале своего триумфального возвращения на родину. (Когда мы первый раз были в Пизе, жили в старинном доме в глубине этого квартала.)
Но мы поворачивает с набережной в переулки.
Выходим на площадь Сан Мартино с очень старым фонтаном, чуть ли не 17 века. Не знаю, откуда я это знаю, наверное, там была табличка, вот только ее не сфотографировали, а найти информацию в сети я не смогла.
Церковь Сан-Мартино была построена в 1067 году и перестроена в 1331, а верхняя часть строгого мраморного фасада была завершена к 1610 году.
Оригинал барельефа с изображением Сан Мартино и нищего (приписывается Андреа Пизано) хранится внутри, на фасаде его копия. Это чуть ли не единственный сюжет, который я самостоятельно распознаюJ
Внутри сохранились фрески.
Судя по описанию, в церкви интересные фрески и распятие, но всё безнадежно закрыто, и вид малообитаемый.
В итальянской Вики загадочно написано, что остатки башни видны. Возможно, что она была выше.
Продолжаем путь к Фортецца Сангалло.
Сад Скотто (Giardino di Scotto; Cittadella Nuova) находится на южном берегу Арно, на набережной Фибоначчи. После того, как флорентийцы завоевали Пизу в 1406 году, они нуждались в некоем оплоте внутри враждебно настроенного покоренного города. С этой целью на его воcточной окраине в 1440-1475 годах была построена крепость Читаделла Нуова. К ее возведению привлекался великий флорентийский зодчий Брунеллески. При строительстве использовали проходившую здесь городскую крепостную стену. Ближайшие к стене жилые кварталы были разрушены.
На короткие 15 лет (1494-1509 годы) Пиза вернула себе свободу. Горожане попытались разрушить ненавистную крепость чужаков. Но флорентийцы вскоре вернулись, уже всерьез и надолго. Крепость была восстановлена и дополнена на юге мощным фортом в виде звезды (архитектор Антонио ди Сагалло).
В конце 18-го века, когда уже не было необходимости следить за порядком в подчиненном городе, крепость частично разобрали, а один из бастионов купил некий Доменико Скотто и перестроил его в виллу. Вокруг виллы были разбиты сады. Строительство и формирование парка было поручено архитектору Джованни Калури.
В прошлом веке эти сады были переданы городу. Теперь это городской парк, который называется Джардини Скотто. Народ себя чувствует совершенно свободно и непринужденно. Там студенты в основном.
Интересно, что в этой части города в XIII столетии проживали ремесленники, занимающиеся производством керамики. Для ее изготовления, а так же для выплавки колоколов использовались некоторые растения, специально высаженные в этом районе.
Платан-патриарх. Трудно себе представить, сколько ему лет.
Есть маленькая аллея скульптур, не знаю только, постоянная ли.
Студенты все в работе.
Каждый выбирает место по душе.
Антики самым естественным образом вписаны в пространство сада.
Джардини Скотто мы навестили, выйдем на набережную Фибоначчи (тоже уроженца Пизы) и пойдем от Читаделла Нуова к Читтаделла Веккья, но это будет следующая прогулка.
P.S. Самое внятное, что я прочитала о Пизе
здесь. В числе прочего рассказано о прогулке по крепостной стене, я даже не подозревала, что так можно было.