НачалоКогда я готовила этот пост, полистала чужие журналы и огорчилась: у меня не только специального образования нет, но и умения всмотреться в детали, очень многого мы не увидели. Или увидели, но не поняли. С другой стороны, я же не путеводитель и не учебник пишу, просто вспоминаю места, где нам было хорошо. Своего рода эскапизм. Церковь Санта-Мария-Маджоре для меня была прямо-таки обмороком от ее нестерпимой красоты. Нестерпимой - потому что ее было слишком много. Но это не было "слишком красиво" по любимой формуле наши детей. Но продолжу текстом из "Большого исторического путеводителя" А.Л. Хайкина.
"А теперь давайте, господа, выйдем из маленькой капеллы и ровно через десять с половиной метров войдем в двери соседнего храма. С виду даже менее примечательного...
Санта-Мария Маджоре была начата в 1157 г. Эта базилика производит абсолютно разное впечатление снаружи и изнутри, вследствие неоднократных перестроек внутреннего интерьера (в XV, XVI и XVII вв.), приведших к господству во внутреннем убранстве церкви пышного итальянского барокко.
Слева от входа сохранилась единственная роспись середины XIV в.: «Тайная вечеря» школы Джотто, которую особенно интересно смотреть после миланского Леонардо. (А мы не увидели...)
Если вам повезет, то перед алтарной преградой будут открыты четыре замечательных инкрустации работы Каподиферро, исполненные по рисункам Лоренцо Лотто, который жил здесь довольно долго, с 1522 по 1555 г.
Нам не повезло: ценные инкрустации были закрыты специальными шторками, которые сами по себе тоже произведения искусства (освещены по центру внизу).
Темы этих уникальных деревянных панно: Ноев ковчег,
Юдифь и Олоферн,
Давид и Голиаф,
и, наконец, переход евреев через Красное море. Совершенно Сальвадор Дали, не правда ли?
Техника уникальна. Подобное есть еще только в аристократическом соборе Сиены.
Вот что я вычитала: "Интарсии выполнял талантливый ремесленник Франческо Капоферри по эскизам Лоренцо Лотто, мастера перспективы и цвета. Результат превзошел все ожидания - эти работы до сих пор считаются одними из наиболее ценных в художественной коллекции Бергамо. Когда Лотто понял, что у них с Капоферри получаются настоящие шедевры, он попросил, чтобы ему повысили оплату за работу, но получил отказ. После чего Лотто вспылил и навсегда покинул Бергамо, оставив город без других возможных шедевров."
Что еще поражает в соборе, так это потолки, где просто нет свободного от росписей пространства,
Я прекрасно понимаю, что такие фотографии не имеют никакой ценности, на них ничего не разглядеть, но сделаю нечто вроде приложения, чтобы помнить, как я смотрела на изумрудно-золотые потолки.
а также великолепные и огромные по размерам фламандские гобелены (особенно впечатляет «Голгофа» мастера Йохана Регельбурга из Антверпена, 1697 г.)
и, как считают многие искусствоведы, самая красивая в мире исповедальня, вырезанная из ценных пород дерева так изящно, будто рукой мастера Андреа Фантони водил сам Господь Бог... Настолько совершенна и реалистична ее скульптура. Датируется 1704 г. Такого шедевра нет даже в римском соборе Святого Петра. Тому же мастеру принадлежат великолепные резные двери с сидящими наверху святыми.
А выходя, не забудьте поклониться музыкальному гению всех времен и народов - маэстро Гаэтано Доницетти, который родился в маленьком Бергамо и здесь же провел последние годы своей бурной театральной жизни, создав лучшие оперы для знаменитого «Ла Скала», а также неаполитанского театра «Сан- Карло», бессменным маэстро которых он был без малого тридцать лет... У его надгробия всегда свежие цветы. Итальянец не может без музыки, но без такой музыки, какую писал маэстро, не может, вероятно, и сам Господь Бог. Ибо она - божественна... Поэтому и похоронен маэстро в церкви..."
На этом текст о церкви из путеводителя закончился, поэтому и курсив заканчивается. Далее информация из разных источниов, в конце дам ссылки.
Купол расписал знаменитый венецианец Джованни Баттиста Тьеполо.
К сожалению, базилика так тесно зажата подступившими к ней зданиями, что разглядывать ее приходится по кусочкам, и сложно разобраться, что к чему относится.
Надпись на южном фасаде базилики говорит о закладке базилики в 1137 году, но строительные работы, вероятно, начались в 1157 году. Возведение базилики шло на месте, где ранее стояла церковь Девы Марии VIII века, в свою очередь возведённая на месте бывшего римского языческого храма. Главный алтарь был освящён в 1185 году, двумя годами позже было закончено возведение трансепта.
Архитектура базилики сочетает в себе сразу два стиля - лангобардский и романский. Ее главной отличительной чертой является отсутствие главного портика. Фасад здания лишен дверей, потому что когда-то эта церковь была пристроена к епископскому дворцу, и эта стена была как раз между дворцом и церковью. Зато есть входы с трех других сторон, два из них - парадные. Это так называемые ворота красных львов и ворота белых львов.
Третий, не парадный вход здесь, со стороны епископского дворца.
Ворота красных львов (Porta dei Leoni rossi) созданы Джованни да Кампионе (Giovanni da Campione) в 1353 году. Они находятся в левом (северном) рукаве трансепта, выходят на Пьяцца Дуомо по соседству с капеллой Коллеони. Арка поддерживается колоннами, опирающимися на львов из розового веронского мрамора, резной фриз содержит геометрические узоры и охотничьи сцены. Над ним находятся статуи святой Барбары, святого Винсента и святого Александра (на коне). На самом верху портала - готическая ниша со статуей Девы Марии с Младенцем, по сторонам - святая Эстерия и святая Грата (Андреоло де Бьянки, 1398 год)
Южный фасад базилики - насколько его можно увидеть.
Он выходит на Piazze Rosate
Ворота белых львов (Porta dei Leoni bianchi) находятся в правом рукаве трансепта и имеют схожую, хотя и более простую структуру, чем в на площади Дуомо. Колонны опираются на львов из белого мрамора, содержат на фризе изображения Христа с двенадцатью апостолами. Ворота также созданы Джованни да Кампионе в 1367 году. Для белых львов использован мрамор из Кандолья.
«Интереснейший памятник готики. И в нем поражает следующее: все великие готические фасады - это…философский трактат в камне, с внутренней нерушимой логикой как в большом, так и в малом, они подчинены строгой симметрии. Этот же фасад - сплошная асимметрия, не трактат, а очень прихотливое стихотворение, построенное на ассонансах….Изукрашенный вход, смещенный от центра, никак не соотносится с проемом окна, и необычное скульптурное сооружение, похожее на мраморный реликварий - творение Дж. да Кампионе -этакая кружевная башенка, притороченная к стене, также смещена несколько вбок, хотя вроде бы именно она - важнейшая деталь и должна быть в центре. Все эти архитектурные причуды разбросаны по стене, лишенной каких-либо украшений, оном им служит обнаженная каменная кладка, и простецкая строгость стены усиливает прихотливость танца деталей, так что в целом архитектура производит какое-то модернистское впечатление. …Портал Белых Львов очень многое объясняет во вкусах и Бергамо, и Лотто и во взаимной их друг другу привязанности» (А.Ипполитов «Особенно Ломбардия»)
Если стоять перед Воротами белых львов, то слева будет Пьяцца Санта Мария Маджори,
а дальше, в глубине, круглая, весьма древняя романская постройка - Tempietto di S. Croce, храм Святого Креста. Это здание упоминается впервые в документе 1133 года как "капелла епископа".
Здесь попадаешь в совершеннейшую древность.
Далее можно пройти в зал Курии. Соединенный со старинным Дворцом епископа и базиликой, зал служил для аудиенций епископа. Сейчас в этом пустом помещении хорошо видны фрагменты фресок XIII века, обнаруженные при реставрации в 1937 году.
В нишах изображены первые епископы Бергамо - святые Нарн (Narno) и Виатор (Viatore). А всадник над ними - это мученик Александр Бергамский, покровитель города.
Если вы хотите увидеть не дилетанский пост и прекрасные фотографии, то вам в ЖЖ
uchitelj,
церковь Санта-Мария-Маджоре, там в конце есть ссылка на ЖЖ
sibeaster.
Потеряла ссылку на хороший пост вообще о Бергамо, но потом найду и напишу.
Вот, нашла.