Текст с сокращениями по книге: Колпакова Г. "Искусство Византии. Ранний и средний периоды", 2004
Я отношусь к нему с большим скептицизмом, так как от оригинальных базилик IV века мало что сохранилось.
Римские базилики отличаются наибольшим единообразием. Построены они в
традиционной римской технике "opus puccelana", но декор их выполнялся из самых
роскошных материалов: колонны цветного мрамора, резные мраморные
капители,разноцветная инкрустация полов и мозаики. Это по-прежнему наиболее
крупные сооружения.
Такие базилики являлись частью осуществления новой общественной роли предстоятелей церкви и возводились на деньги пап, а не императоров. Некоторые сохраняют и старинную пятинефность. Самая древняя из них - знаменитая Санта-Мария-Маджоре, посвященная богоматери после Эфесского собора 431 г.
Огромное пространство выглядит статичным, центральный неф подчеркнуто широк, мерен и спокоен.
Стены клеристория расчленены очень плоскими коринфскими пилястрами, окон в них мало, поэтому мозаики, появившиеся после Эфесского собора, расположились выше антаблемента и впервые украсили не только восточную зону, но и все пространство храма.
Пол базилики Санта-Мария-Маджоре.
Базилика Сан-Пауло-фуоре-ле-Мура ( 381 г., перестроена в 441 г., обновлена в
1823 г.) - последняя базилика, возведенная в Риме на средства императора.
Она, как и предшествующая, еще пятинефная, но колонны в первый раз здесь соединяются арками,
поэтому пространство выглядит более легким, динамичным, менее монотонным и тяжеловесным.
Ритмичный строй арок поддержан полукруглыми оконными проемами и находит гармоничное завершение
в полукружии триумфальной арки и вписанной в нее апсиды.
Одной из самых первых римских трехнефных базилик была Санта Сабина (422 г.). В отличие от предшествующих построек, она возведена на средства частного лица и являлась приходской церковью - " титулом".
Ее композиция проще, массы ясно расчленены, пространство отличает подтянутость, прозрачность и элегантность.
Необычные каннелированные колонны не останавливают движения пространства. Расставлены опоры широко и, так же как в базилике Сан Пауло, соединяются не плоским архитравом, а арками.
Окна клеристория очень широки, их размер и пропорции идеально соотнесены с размерами и
ритмом проемов между колоннами. Нефы сильнее вытянуты вверх, не загромождены лишними формами.
Во втором ярусе базилики нет ордерной декорации, стены гладкие и готовы принять
либо блестящий мозаичный наряд, либо фресковую роспись.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lazio_Roma_SMariaMaggiore2_tango7174.jpg?uselang=ru