Эволюция плохого поведения, ч.2

Dec 09, 2009 09:15

Часть 1.

Ушастый растёт, и его плохое поведение тоже изменяется.



2 года. Злостное кусание…

А еще - царапание, плевание, пинание и посыпание песком. Даже если ребенок настроен не так агрессивно и позволяет себе какое-то одно из этих действий, родителям легче не становится. Ведь враждебность в этом возрасте направлена большей частью на сверстников, и, значит, свидетелями этих социально опасных деяний будут все родители и бабушки на детской площадке. И все они будут обсуждать, от кого можно такому хулиганству научиться и как можно это пресечь. И смотреть при этом на вас совсем не добрыми глазами.

Что делать?

Ну, научиться ребенок к двум годам мог и сам - убедившись, что иногда активные действия дают гораздо больше преимуществ. Просишь, просишь машинку у соседа по песочнице, а он не дает. Укусишь - сразу все дети машинки сдали. А вот в том, что нужно пресечь, окружающие правы. Именно сейчас ребенок должен усвоить, что злость не может быть оправданием причинения вреда другим, и научиться чувствовать границы дозволенного. Какое-то время вам придется следить за каждым движением ребенка и предотвращать его покушения буквально на подходе. Берите за руку, уже приготовленную к броску, и, глядя в глаза, спокойно и уверенно скажите: «Нет, так делать нельзя». Потом вы скажете еще… и еще…

Если этих мер будет недостаточно, то можно поступить жестче - отвести ребенка играть в одиночестве, пояснив при этом причины вашего уединения. Ничего более сурового - физического наказания или ответного кусания (как ни странно, но родители часто так поступают - «чтобы знал, как это больно») - предпринимать нельзя. Ведь это тоже будет агрессия, а она никак не способствует становлению дружелюбного характера. Ребенок просто начнет скрывать свои порывы, но при первой же возможности проявит враждебность. Или - начнет проявлять агрессию в отношении самого себя, кусая ногти, дергая волосы, щипая ладонь. Лучше уже сейчас начинайте приучать к дозволенным способам работы с агрессивностью (ведь это случается не только с двухлетними детьми). Шумные игры, догонялки, игра в мяч, в снежки - все это способствует разрядке и душевному равновесию.

Часто агрессивное поведение ребенка - следствие нашей собственной не­осмотрительности. Мы раздражаемся по пустякам, кричим, хлопаем дверью и тем самым даем детям установку на схожее поведение. Старайтесь реагировать на проблемы улыбкой - и ваш оптимизм станет примером.

3 года. Полное противостояние

«Вы плохие!» - в слезах кричит ребенок и хлопает дверью. «Не буду», - отвечает на любое предложение. «Нет, хочу!» - топает ногами в случае отказа. Что самое неприятное - все это может продолжаться долго, часами, а то и с переходом на следующий день. Самому ребенку, похоже, даже нравится - иначе он не стал бы раздувать такой скандал по любому поводу, а вот родители не всегда могут выдержать. Бесконечное нытье, легкое хныканье, переходящее в рев, опять попытки давления («Ну пожалуйста, ведь всем в садике разрешают») и даже шантажа («К бабушке уйду, вы-то меня совсем не любите») - это испытание не для слабых. Но ребенок уверен - он прав. Потому что чувствует себя взрослым и самостоятельным и уже не согласен с таким родительским влиянием. Он ищет лучшие способы работы со взрослыми методом проб и ошибок, поэтому и скандалы становятся все более разнообразными и неожиданными.

Что делать?

Его фантазией, ловкостью, стратегическим умом можно восхищаться, но в ответ будем вести себя так же разнообразно. Иногда (в зависимости от ситуации и конкретных требований) можно согласиться, ведь чувство достижения и победы ребенку просто необходимо. Иногда стоит говорить «нет», чего бы это вам ни стоило. Во многих случаях возможен компромисс - это тоже учит взаимодействию в конфликтных ситуациях. А иногда подойдет и наказание, ведь часто дети сами не могут остановиться и ждут, когда их остановят взрослые. И бывают даже благодарны за шлепок по попе. В глубине души.



Окончание следует.


ребёнки

Previous post Next post
Up