Эволюция плохого поведения, ч.1

Dec 09, 2009 09:07

Ушастых, которые всегда хорошо себя ведут, не существует в природе. Но плохое поведение плохому поведению рознь. Большой материал на тему того, как на это реагировать. Автор - психолог Светлана Иевлева. Ссылка пойдёт в раздел детского проекта "Повседневные проблемы".



Если ваши дети периодически шалят, хулиганят и безобразничают, ничего cтрашного - это их естественные занятия, признанные детьми всего мира и во все времена. Но то, как именно они это делают, очень важно. Ведь любое поведение является показателем развития - даже очень плохое. Значит, в каждом возрасте у ребенка должны появляться новые плохие поступки. А у взрослых - новые методы работы с ними.

Представьте - шестилетний Миша встает каждое утро ровно в семь. Он без напоминаний и капризов умывается, одевается и ест кашу из пяти очень полезных злаков. Он всегда помнит, что «делу - время, потехе - час», и даже не попросит включить мульт­фильмы, пока не будут сделаны все задания по подготовке к школе. В гостях этот чудо-ребенок никогда не будет тянуть маму за руку с просьбой идти отсюда побыстрее, а, наоборот, включится в общую беседу, ответит на все интересующие взрослых вопросы и с выражением расскажет недавно выученные стихи. Ему нельзя сказать «Вот не слушался - и заболел», потому что ни один снежок не будет слеплен им без особого разрешения, не обследовано дно ни одной лужи. Взрослые - от родителей до случайных прохожих - от такого поведения в восторге, а Мишу называют прекрасным, послушным и дисциплинированным.

Недолго осталось им радоваться - через пару лет такое послушание будет вызывать недоумение и гнев. Потому что привычка постоянно руководствоваться советами никак не может уживаться с таким важным качеством, как самостоятельность. Ребенок и дальше будет спрашивать разрешений и советов по самым разным вопросам. «Ты же уже взрослый! Когда же научишься думать сам?» - воскликнут однажды родители. Но проблема-то как раз в том, что самостоятельность не может появиться в один день - когда все решили, что сейчас ей появиться самое время. Она должна развиваться с раннего детства - через упрямство, нарушения запретов, наказания и, наконец, понимание того, когда же все-таки стоит послушаться, а когда нужно настоять на своем.

Так что плохое поведение - понятие относительное. Оно может быть плохим для нас, взрослых, потому что доставляет беспокойство, отнимает время и просто раздражает. А для развития ребенка оно просто необходимо. Так что первое, что стоит сделать родителям при появлении новых «ужасных» выходок, - порадоваться, что все идет как надо. Затем - подумать, что это означает и что ребенок таким образом демонстрирует. И потом уже - действовать. Действовать таким образом, чтобы помочь совершить это чудесное превращение - плохого поведения в хорошее качество.

1 год. Беспочвенный скандал

Нет, для выражения «плохо себя ведет» у взрослых бывают поводы и раньше - практически с первых дней жизни ребенка. Готовясь к рождению малыша, мы ведь представляем все совсем иначе. Только потом оказывается, что реальные дети гораздо меньше спят, гораздо больше плачут (по сравнению со своими книжными и рекламными собратьями) и готовы отнять вообще все наше время и силы. Но мы им прощаем и стараемся не злиться - маленькие ведь, милые такие. Вот повзрослеют к году, ходить начнут, и будет гораздо проще и веселее… Веселее и правда становится - в том смысле, что теперь вообще не знаешь, чего ждать. Буквально в считанные секунды у ребенка меняется настроение, и от улыбки и милого лепетания он переходит к такому визгу, что невозможно находиться рядом. Слезы текут ручьями, но и это еще не все. Ребенок падает на пол и начинает биться ногами, руками и даже головой. Особо впечатлительные родители, бывает, даже врача вызывают - очень уж похоже на нервный приступ. На самом деле - ничего страшного. Это просто первый кризис, который обусловлен развитием памяти, внимания и эмоций. Когда шестимесячный малыш тянул ручки к запретному предмету, вы его просто отвлекали - подносили к окну и говорили, что там очень красивая птичка. Сейчас такой номер не проходит - любое желание задерживается в памяти дольше, а эмоции становятся более устойчивыми. Этим и объясняется взрыв негодования - ведь других способов объяснить взрослым свои намерения он еще не знает.

Что делать?

Просто подождать - и вообще, и при каждом конкретном скандале. Любые объяснения, убеждения и тем более наказания в этом возрасте бесполезны. Ведите себя спокойно и, если есть возможность, выйдите из комнаты (это поможет и вам самим немного успокоиться). Оставшись в одиночестве, ребенок не нанесет себе никаких повреждений. Более того, он вообще перестанет вести себя так неистово. Какой смысл, если никто не видит? Зайдите чуть позже, когда он, избавившись от накопленного гнева, сам уже найдет способ переключиться. И, взяв на ручки, улыбнитесь - как будто ничего и не было.



Продолжение следует.


ребёнки

Previous post Next post
Up