Ядерная терапия или уроки Хиросимы

Aug 06, 2005 19:41

60 лет назад американский бомбардировщик "Энола Гэй" сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу, уничтожив порядка 200 тысяч человек, включая тех, кто погиб в ближайшие недели от радиации и ожогов. Через три дня был атакован портовый город Нагасаки, и результат был схожим.
О целесообразности ядерного удара по сей день идут споры. Есть мнения, что это ускорило капитуляцию Японии. Есть и такие, что считают, что Трумэну просто не терпелось опробовать "игрушку", предоставленную ему учеными, а заодно и продемонстрировать СССР возможности сверхоружия (хотя для этой цели было бы достаточно провести еще одно испытание в Аламогордо, пригласив послов и военных атташе союзников США, в первую очередь, советских - Сталин получил бы подробнейший и достовернейший отчет о мощи ядерного оружия на следующий день). Любители ругать США по поводу и без такового утверждают, что Япония бы капитулировала в любом случае, и жертвы среди мирного населения были излишними. Трудно согласиться с этим утверждением или оспорить его: история не знает сослагательного наклонения.
Но при этом упускается очень существенный момент. Начиная с революции Мэйдзи и до самого момента капитуляции Япония представляла собой то, что называется "Чингисханом с телеграфом", который, как известно, намного хуже Чингисхана без такового. Развитие современных технологий сочеталось с архаичной самурайской этикой, основанной на средневековом кодексе Бушидо, и в таком качестве Япония представляла собой угрозу для окружающих: Китая, России, США и индокитайских стран. Вооруженные современным оружием самураи вели себя подобно дикарям во всех местах, которые им удавалось взять под свой контроль: систематический геноцид китайцев и корейцев до сих пор омрачает отношения КНР и Республики Корея с Японией. Как лидеры, так и народ были убеждены, что грубой силой можно достичь как экономического процветания, так и чувства собственного превосходства над представителями других народов. Ядерный шок раскрыл им глаза - оказалось, что "трусливые белые" превзошли их и в умении убивать, несмотря на то, что они тряслись за жизнь собственных солдат и профукавший сражение военачальник не совершал над собой харакири. Часть японских пассионариев, менее рассудительная, выпустила себе кишки. Другая же вполне разумно решила, что коль скоро изменились условия, и могущество определяется не только и не столько самоотверженностью и личной отвагой, сколько технологическим превосходством, то настало время сменить национальную парадигму. И не теряя ни грамма пассионарности, японцы направили свои усилия в сторону созидания и немало в этом преуспели, создав то, что называется "японским чудом". И при этом обнаружили, что то, чего они пытались добиться, проливая свою и чужую кровь, пришло как бы само собой: как высокий уровень жизни, так и беспрецедентный престиж их страны и их народа в мире. Из "кровожадных желтых обезьян", которыми их называли за рубежом в период пика их военных успехов, они превратились в образец для подражания, в том числе и в тех странах, которые внесли решающий вклад в разгром Японской империи во время Второй мировой войны. И это все при полном отсутствии сильной армии и наступательной военной доктрины.
Варварские ковровые бомбардировки союзников и эксцессы, приписываемые советским солдатам, оказали подобное отрезвляющее действие и на немцев. Преуспевающий квалифицированный специалист вытеснил Зигфрида и прочих романтических героев, и немцы использовали свои природные качества, такие, как дисциплинированность, педантичность и трудолюбие и сумели превзойти своих победителей по качеству жизни. Трудно сыскать в наши дни более миролюбивую страну в Европе, нежели Германия, и это при том, что на протяжении веков немцы славились своей воинственностью, вплоть до того, что местные князья и герцоги торговали своими подданными, продавая их в зарубежные армии...
Разумеется, и там, и там погибли сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Но это можно сравнить с травматической и крайне болезненной операцией, целью которой является спасение жизни. Была проведено хирургическое лечение национальной психологии, и оно прошло успешно - "больной" не только скорее жив, чем мертв, но качество его жизни стало намного лучше, чем до операции. Значит, те сотни тысяч погибли не зря.
Между прочим, японцы, отмечающие день скорби жертв Хиросимы, не обвиняют США и не призывают к возмездию, разве что несколько крикливых группок психически неуравновешенных лузеров, не вписавшихся в силу психических отелонений в современное цивилизованное японское общество, нарушают атмосферу тихой скорби. Видимо, японцы поняли, что и они выиграли от ядерной терапии 1945 года...
Дисклеймер: сейчас налетят поклонники всевозможных рыцарских кодексов, европейских, азиатских и евроазиатских, не наигравшиеся в детстве в "казаки-разбойники", и начнут вопить о том, что я-де призываю поступить подобным образом с Россией. Заявляю: это не так. Россия без всякой ядерной атаки претерпела столько невзгод, что жителям других стран не снилось и в кошмарном сне. И всякий раз возрождалась. Возродится и на этот раз. Но при одном условии: если простой народ и лидеры займутся обыкновенным созидательным трудом, каждый на своем рабочем месте, ставя перед собой задачи не достижения запредельного и вводящего в трепет всех окружающих величия, а гораздо более прагматические и прозаические - обеспечить каждому гражданину страны спокойную, безопасную и обеспеченную жизнь, собственным трудом и талантами, которые никогда на Руси не переводились. А если эта цель будет достигнута, то придет как самоуважение, подорванное в ходе недавних смутных лет, так и глубокое уважение со стороны цивилизованной части мирового сообщества.
Previous post Next post
Up