Продолжаю публикацию материалов для родителей будущих первоклашек, которые пойдут в школу через пару недель. Ссылка - в ушастый проект, раздел
"Учёба".
Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу
В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.
Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой, он ее о-своил, при-своил, сделал своей. Так что незнание месяцев - не признак неготовности к школе.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух
Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому. Я проверила все, что можно было проверить, - не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю, смотрю. Вдруг вижу - она в слове лев пишет не в а ф. И тут я стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонкости-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно писать".
- А почему раньше у нее были четверки-пятерки?
- В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не отследил.
Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман "Чтение без принуждения" - там все написано про развитие в игре, в том числе и фонематического слуха, - и с четырех лет начинаем поигрывать. Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке: "Папа пишет" - какие тут п? "Рыбка-ребенок" - какие р? "Ласковый лев" - какие л? И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!
Чувство величины
Опять-таки пример из практики психолога. "Девочка учится в третьем классе хорошей гимназии, но вдруг ни с того ни с сего начинает получать двойки по математике. За все контрольные подряд. Явно у ребенка что-то не складывается. Проверяю. Выясняется - девочка не понимает, что такое величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства, что за каждой цифрой стоит величина. Она не могла разделить полоску бумаги на равные части, не догадалась сложить пополам, а потом разрезать. А научившись с моей подсказкой складывать полоску пополам, не смогла сложить из нее четыре равные бумажки - она не понимала, что для этого полоску нужно просто перегнуть еще раз".
Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами. А это чувство должно сложиться к семи годам обязательно. "Принесли в класс десять тетрадей и пять раздали ученикам", и нужно почувствовать, что пять - не само по себе некое число, не независимая переменная, а половина от десяти. Что количество литров в бутылке не зависит от формы емкости - и в кастрюле и в бутылке одно количество.
- Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд сена или пуд железа.
- Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины. Почаще задавать детям такие задачки - и все будет с математикой в порядке.
Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто:
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
эта долька для стрижа...
А для волка кожура.
А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:
Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!..
Последовательность изложения мыслей
"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно. Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг, пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что задача. Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз - про что задача? Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то, наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева, крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался: задача про количество книг".
Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.
Ориентация в пространстве
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям, нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания, как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще. Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо, горячее, горячее, кипяток!)
База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве - полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.
- Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это наверняка ясно и дошкольникам.
- Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна девочка не сообразила, что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали по ковру, и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за десять, и начались новые мучения. И снова не сразу, но кто-то догадался. А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети растерялись. Встали. Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это было открытие.
Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе, воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее, чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум. Кто-то что-то соображает, и это становится общим знанием.
Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками. Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки", где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.
Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку, туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки. Но это уже другая история...
![](http://bigsauron.ru/valid491_h54e12f9aa484d7d8ee435e8102530943.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/797/39797288_96af3a3d67fc123575389ec061ebfc9b.gif)
Иногда состоятельным людям, обеспечивающим работой других граждан, свойственно самодурство. Один приказал всем работникам бросить курить, другой дал срок на венчание тем, кто "живёт во грехе", третий - требует диплома о высшем образовании для занятия должности, функции которой этого не требуют (вроде ответственного за небольшой склад). Причём последняя разновидность самодурства - наиболее распространённая. Что делать? Да просто
купить диплом. Это не слишком честно, но по мощам и елей.