Жозеф Кастанье. Часть III

Aug 16, 2024 21:22


Продолжение 3. Предыдущая часть здесь

3   II. Пещеры Ферганы и Памира

В Ферганской области, в горах Кокандского уезда, верстах в 20 - 25 от кишл. Чарку за кишл. Варух, в урочище Шаде-мир есть замечательная интересная пещера, известная у туземцев под именем «Кон-и-Гут», что означает «рудник исчезновения и погибели»... Она состоит из множества ходов и камер, спускающихся уступами вниз. К некоторым из уступов прислонены лестницы, стоящие здесь, по рассказам туземцев с незапамятных времен и покрытые от времени толстым слоем известковых отложений; у подножия одной из лестниц, на скале лежит слой помета летучих мышей толщиною местами более аршина. Пещера эта, бывшая, быть может, некогда рудником, исследована весьма поверхностно, туземцы рассказывают, что на дне пещеры имеется подземная река с переброшенным через нее мостом, за которым вновь начинается пещера. В некоторых ходах встречаются скслеты заблудившихся исследователей пещеры.



Пешера Кон-и-Гут является одной из самых интересных и обширных в Туркестане. Она посещена была в 1881 году г. Вилькинсом, который, впрочем, не очень удалялся от входа и в пропасть не спускался. В 1896 году члены Туркестанского Археологического Кружка М. С. Андреев и Н. Г. Маллицкий посетили также названную пещеру и спустились в одну из пропастей, глубина которой не менее 30 саж. Описание этой поездки составлено Н. Г. Маллицким и помещено в «Протоколах Турк. Кружка Люб. Арх.» (11 декабря 1896 года).  Докладывая об этой поездке на заседании членов Кружка 1-го апреля 1896 г., член его M. С. Андреев говорил, что результаты поездки нельзя считать вполне успешными. Осмотренная пещера настолько велика и представляет так много интересного, если не в археологическом, то в геологическом и энтомологическом отношениях, что двум лицам, ездившим туда и не снабженным всеми необходимыми приспособлениями для спуска в пропасти и фотографирования пещеры, было не под силу довести осмотр пещеры до конца; при спуске ниже 30 сажен y них не достало аркана и людей.

П. С. Назаров, посетивший эту пещеру, сообщил мне, что она представляет из себя заброшенный рудник (попадается железо и серебро-свинцовая руда). Долгое пребывание в пещере, по словам П. С. Назарова, вызывает странное ощущение, и при выходе люди очень бледнеют.

О пещере Кон-и-Гут много было мне дано сведений разными лицами посетившими её. Описания их совпадают, но никто из них дальше второй пропасти не спускался. В пещере, по словам одного из посетителей, попадаются большие змеи.

В этом же Кокандском уезде к ю.-з.от кишл. Варух, в семи верстах от него имеется пещера, которую туземцы считают за  «аулие» (т е. святою). Чтобы до неё добраться, сообщил мне H. А. Зарудный, который её посетил, нужно переходить по мосту на левый берег Варухской речки, a затем пересечь р. Каравшин.

Местонахождение пещеры уже издали определяется растущею здесь группой деревьев: - одна арча (в полтора обхвата руками), два карагача (одному не меньше 200- 250 лет), одна яблоня, тополь и несколько ив. В пещеру ведет невысокий, но крутой подъем. Рассказывают про нее всевозможные чудеса: никто, напр. из тех, кто рисковал далеко проникнуть в неё, не возвращался. Она имеет три выхода: один в Исфару, другой - в Мекку, третий - неведомо куда ... В действительности же, говорил Н. А. Зарудный, пещера не представляет ничего особенного; помещается в холме, состоящем из громадных каменных глыб, и есть ни что иное, как промежуток между этими последними. Вход в пещеру - ползком; несколько шагов ..., и  можно приподняться почти во весь рост; из этой небольшой комнаты с пола ведет несколько щелей, в которых даже тонкий человек рискует застрять; щели ведут в узкие и невысокие расширения; в некоторых можно приподняться и сесть. У входа в пещеру устроен навес, снизу унизанный тряпками и косичками волос мальчишек. Святой, скрывшийся, по словам верующих, в эту пещеру, по временам выходит из неё, чтобы посидеть под навесом. По соседству - несколько площадок, частью искусственных, где после молитвы святому варухцы и жители других кишлаков отдыхают и пируют. Здесь же из камня и дерева сложена комната с деревянною дверью. В ней хранятся - кумган для омовения, несколько фаянсовых блюд и очень старый чугунный котел.

Ближайшие деревья украшены трофеями - рогами архаров и кииков; куча этих рогов находится также около самого входа в пещеру. Некоторые рога повешены на деревья уже давно, не один десяток лет назад, почему обросли древесной корою до того, что невозможно их выдернуть.

В этой пещере H. А. Зарудным найдены были три глиняные светильника (чирака).

В Андижанском уезде на склоне горы Тахт-и-Сулейман около Оша находится много углублений и мест, славящихся специальными целебными свойствами: так, вода просачивающаяся по каналам в небольшой пещере, исцеляет болезни глаз; те или иные углубления излечивают боли головные, рук, ног, и т. под.; стоит только больную часть тела поместить в соответствующее углубление, и больной получает облегчение.

Недалеко от Тахт-и-Сулеймана лежитъ гора Таш-Ата, в которой имеется сталактитовая пещера.

От петроградского профессора Неуструева, занимавшегося ботаническими исследованиями в Ура-тюбинском районе, я узнал, что верстах в70 от г. Оша к югу, в ущелье реки Ак-Бура (Турк), y её истоков имеется весьма чтимая пещера, известная под именем «Ходжа-Кельянь». Эта пещера посещается больными, особенно страдающими глазными болезнями. Лечение заключается в том, что больные заходят в пещеру, добираются до подземного озерка, вода которого обладает целебными свойствами, и примачивают ею глаза. Перед пещерой построен мазар того же названия.

Большой известностью пользуется Араванская сталактитовая пещера, близ кишлака того же названия, в 20-ти верстах от Оша. Она образовалась в мраморных горах, возвышающихся здесь наподобие островов среди подтретичного конгломерата и лесса. Это - единственная в своём виде пещера во всём крае. Образовалась она в трещине на высоте около 6 000 футов. Путешествие в неё сопряжено с большим риском и опасностями, так как около 200 футов приходится карабкаться по совершенно отвесным скалам.

Г-н В. Демченко, посетивший эту пещеру, говорит, что после длинного и утомительного карабканья с проводниками он добрался наконец до пещеры; проводники сразу пали ниц и начали молиться: оказалось, что y сартов эта пещера имеет религиозное значение, как вообще все аномалии природы.

Сталактиты образовываются сразу при входе, но не в большом количестве; пещера при входе в поперечном сечении имеет размер приблизительно около 6-ти квадр. сажен, затем она суживается, образовывая несколько ходов, где видно уже больше сталактитов и притом довольно толстых. Везде течет и каплет вода. В отдаленных её местах г. Демченко (Всеволод Демченко. «Всемирная Иллюстрация» 1898 года.) нашел нечто вроде маленькой мечети и остатки костей человека; это наводит на мысль, что пещера когда-то служила или жилищем, или местом для скрывания, или же, быть может, кто-нибудь заблудился в ней. По преданию, в пещере жил белый див, с которым пришлось Али, родственнику Мухаммеда. Эта пещера впервые описана г. Мюллером в 1878 году, но до сих никем точно не исследовано её археологическое значение. Из описания г. Мюллера видно, что эта пещера известна под названием «Чиль-Стун» или «сорок колонн» и состоит из 3-х частей. Самая большая комната достигает 4-х метров высоты; местами сталактиты и сталагмиты соединяются.

На Памире, в окрестностях озера Ранг-Куль, к востоку от среднего течения притока Мургаба Ак-байтала, встречается множество пещер, которые являются результатом действия ветров. Об этих пещерах местные кочевники рассказывают всевозможные легенды. Так например,  об одной из Рангкульских пещер, расположенной на северной стороне озера, киргизы рассказывают следующую легенду (См. «Турк. Вед.» 1898 г. № 92 ст. Л. О. «Рангкульская пешера и Чарак-таш»): «Лет  200 - 300 тому назад зимою в Рангкульской котловине появились многочисленные китайские войска. Найдя хорошие пастбища по берегам Ранг-куля, они решили здесь зимовать и разбили лагерь вблизи пещеры на берегу озера. Однако вскоре выпал такой глубокий снег, что лошади не могли добывать себе корма из-под него, и начался их падеж; к тому же стали истощаться и продовольственные припасы. Войска начали роптать и бунтовать. Тогда более сметливые союзники китайцев выбрали лучших лошадей и ночью бежали из лагеря, a чтобы не было погони за ними, то перерезали жилы ног оставшихся лошадей, которые поэтому к утру все пали. Таким образом, китайские войска остались в совершенно беспомощном положении, на половину занесенные снегом и лишенные возможности куда бы то ни было двинуться. Тогда китайцы, видя неизбежную гибель, решили спасти хоть казну и богатства. Выбирая для склада ценных вещей место, они остановили свое внимание на пещере, которая казалась им вполне надежным хранилищем. Оставалось найти способ добраться до неё. Для этого они режут на куски трупы лошадей и прикладывают их к отвесу скалы. Куски крепко примерзали к граниту, и таким образом получилась импровизированная лестница, по которой китайцы достигли пещеры и сложили в ней все свои богатства, а сами поселились в другой пещере на южной стороне кряжа, и вскоре от холода и голода все погибли. С наступлением весны куски оттаяли и упали, и пещера снова сделалась недоступной, сберегая по сию пору вверенные ей сокровища. Много раз киргизы пытались добраться до пещеры, но безуспешно и пришли к заключению, что в ней живет шайтан (чёрт), охраняя сложенные там сокровища: так, лет полтораста тому назад один богатый киргиз, воспользовавшись суровой зимой, вздумал сделать тоже лестницу из мяса животных; для этого он перерезал весь свой скот и добрался до пещеры, но лишь только взглянул в нее, как услышал страшные звуки, которых испугался до такой степени, что упал и убился; лет 30 - 40 тому назад появился один таджик, который отважился на рискованное предприятие: цепляясь за незначительные неровности скалы, пополз он к пещере и на половине пути увидел сложенные ягтаны, сундуки и разные тюки, a между ними сидел страшный чёрный зверь, которого таджик так испугался, что упал и сломал себе ребра. После этого несчастного случая больше уже никто не отваживался посягать на приобретение богатства, a между тем, они время от времени, рассказывают киргизы, дают себя знать: так например, лет 20 тому назад ветром выдуло из этой пещеры парчовый халат, и сравнительно еще недавно, выпало оттуда небольшое серебряное ведерко, которое было продано нашедшим его киргизом в Кашгаре за 90 рублей.

Таким образом, киргизы уверены в существовании богатств в этой пещере и, проезжая по дороге, вблизи которой она находится, с завистью посматривают на виднеющееся отверстие.

В пещеру же, в которой, по словам киргиз, погибли китайцы, взобраться можно в течение дня, не подвергая себя большому риску. Однажды, гласит легенда, несколько киргиз, взяв с собою достаточное количество сала для светильников, полезли к этой пещере в надежде найти проход, соединяющий обе пещеры, и, таким образом поживиться богатствами. Достигнув пещеры, они нашли массу золы и груду человеческих костей; затем они пошли по длинному и узкому коридору, где было много громадных летучих мышей, часто задувавших ночники. Шли они этим коридором около трех дней и, наконец, наткнулись на громаднейших размеров человеческий череп; этого черепа они так испугались, что дальше идти не посмели; к тому же сала y них оставалось немного, и они поспешили вернуться обратно. Были и еще попытки пробраться к пещере этим коридором, но ни одна их них не увенчалась успехом, так как одни возвращались, увидев на полдороге какого-то сидящего человека, a другие - страшного черного зверя и т.п. Все это окончательно убедило суеверных киргиз, что клад в пещере несомненно существует, но крепко охраняется шайтаном.

Верстах в десяти от вышеупомянутой пещеры, по дороге к Памирскому посту находится еще одно интересное место. На южном берегу оз. Шор-куль стоит совершенно отвесный утес, под вершиной которого находится небольшая пещера с постоянно светящейся горизонтальной полосой. Днем свет этой полосы совершенно напоминает собою раскаленные угли с более светлой точкой на восточном конце; можно также сравнить её с раскаленной докрасна, a y другого конца добела железной полосой около двух аршин в длину и вершка в три в ширину. Даже простым глазом и днем эта полоса различается довольно ясно. По уверению киргиз, она светит гораздо ярче и иногда мерцает, вследствие чего вся скала получила название «Чарак-таш» (камень-светильник); автор заметки говорит, что он долго наблюдал в бинокль это явление, но положительно не мог найти ему никакого объяснения. На вершину утеса можно подняться с южной стороны, а затем по канату спуститься в пещеру. Некоторые киргизы, думая, что это виден пласт золота или другого драгоценного металла, отваживались туда спускаться, но ровно ничего не могли найти и увидеть и, чувствуя довольно неприятный запах, спешили поскорее выбраться оттуда.

По поводу пещер на Памире П. С. Назарову приходилось слышать от туземцев, что в них водятся пещерные медведи. Эти, давно исчезнувшие в других местах, животные отличаются здесь своими огромными размерами и своей кротостью.

Эти слухи, однако, нуждаются в проверке, т. к. из расспросов местных аборигенов A. А. Семеновым выяснилось, что таких медведей не видали.

От пристава города Чуста Наманганскаго уезда г-на Ягкина я узнал, что в Кутлук-Сеидской волости того же уезда, на реке Сумсар имеется весьма интересная пещера, имеющая чисто погребальный характер. Она носит название «Якуглык-.мазар». В ней, по уверению туземцев, находится могила какого-то святого.

Продолжение здесь

Кастанье, Пещеры, Назаров

Previous post Next post
Up