Жозеф Кастанье. Часть IV

Aug 17, 2024 23:32


            Продолжение 4. Предыдущая часть здесь.

Начало здесь

4.          III. Пещеры Самаркандской области

В Самаркандской области, прежде всего, известны пещеры вблизи города Самарканда. Они выдолблены в лёссе, который, благодаря своей устойчивости и твёрдости, может долгое время поддерживать своды. Эти пещеры различной величины начинаются горизонтальным входом, распложенным на некоторой высоте в почти вертикальном обрыве. Вследствие этого весьма трудно к ним добраться.

Об этих пещерах вот что писал исследователь Туркестана Мушкетов: «В лёссе рассеяно множество пещер различной величины, которые все начинаются горизонтальным входом, лежащим на некоторой высоте почти вертикального обрыва. Многие выходы сделались недоступны по причине размыва лёсса, например у гробницы будто бы пророка Даниила, или, как говорят туземцы, Даньяра; там заметно два входа в пещеру, но ни в один из них нельзя попасть благодаря отвесному обнажению лёсса, который даёт здесь огромные оползни; вообще пещер здесь довольно много, и про них рассказывают разные басни. Мне удалось осмотреть только пещеры меридионального глубокого оврага, называемого Атчапар, и впадающего слева в Сиоп. Высокие берега его состоят из типичного лёсса толщиною более 100 фут. В правом восточном берегу, почти на половине высоты весьма крутого склона находятся выходы в виде небольших круглых отверстий не более 2 футов в диаметре, в которые едва можно пролезть.



С трудом добрались мы до этих отверстий и с еще большим трудом пролезли их. Хотя проводник наш ученый мулла Аламирн пугал нас великими ужасами, которые мы должны встретить в пещерах, но, тем не менее, вооружившись канатами и свечами, мы к его неудовольствию продолжали путь внутрь пещеры ползком, поднимая тучи лёссовой пыли, что страшно затрудняло дыхание, но этим и окончились все ужасы, потому что вскоре, саженей через 4 - 5 , галерея значительно расширилась: можно уже свободно идти. С первого взгляда пещеры представляют как бы запутанную сеть ходов, но, исходивши их с компасом, я вскоре убедился, что сеть этих галерей очень правильна, и что все они, несомненно, искусственные. Наружное отверстие - устье ведет в горизонтальную галерею - род штольни, которая затем расширяется до 1 кв. саж.; длина её до 10 квад. саж., и простирается она почти перпендикулярно к берегу оврага. Параллельно первой штольне идут еще несколько таких же, которые почти все имеют выходные отверстия в обрыв берега. Главные параллельные ходы внутри соединяются поперечными, весьма низкими и узкими, в которые пролезать можно ползком, т. к. высота их не более двух футов; только в южной части правильность ходов несколько нарушается, но тут же находятся и довольно значительные расширения, представлявшие, по-видимому, дворы.

Почва пещер покрыта толстым слоем лёссовой пыли, которая при малейшем движении поднимается, что называется, столбом; под лёссовою пылью через ½ аршина глубины залегает типичный коренной лёсс, не содержащий никаких остатков, но в пыли на дне пещеры попадались в небольшом количестве кости барана, зубы и череп собаки, копыта ишака (особенно много костей собак и собачьего помёта).

Пещеры эти некогда считались жилищами троглодитов, но на самом деле, они представляют своеобразные жилища не только древнего, но даже современного человека. Своею формою и расположением они весьма похожи на пещеры Бамиана и особенно Китая, про которые Рихтгофен говорил: «Судя по описанию внутренности пещер, они отличаются от Самаркандских только некоторыми большими удобствами, что, разумеется, зависит от практичности». Рисунок в книге Рихтгофена также хорошо изображает Самаркандские пещеры, если на нем отверстия поднять немного выше и уничтожить наружный вал с пасущимися свиньями, что не согласно с достоинством мусульманина, который, вероятно, населял наши пещеры. О пещерах в долине Бамиана по дороге в Кабул упоминает еще Борнс и др., a в последнее время доктор Яворский, состоявший при посольстве в Кабул генерала Столетова в 1878 г.

Судя по сообщению Борнса, Бамианские пещеры находятся около древнего города Бамиана, времен Александра Македонского: они имеют квадратную форму, лишены всех архитектурных украшений. Эти пещеры необыкновенно обширны, о чём свидетельствуют многие предания, которые Борнс собрал на месте, как например, рассказ о том, что одна женщина, потеряв в них ребенка, нашла его только через 12 лет. Впрочем, доктор Яворский не признает громадных размеров пещер. Тут же находятся и знаменитые Бамианские колоссальные идолы.

К сожалению, ни Борнс, ни Яворский и никто из путешественников не определяет породу, в которой залегают пещеры. Но, судя по рассказу, слышанному мной от знатока этих пещер Н. О. Разгонова, a также по рисунку Яворского можно думать, что Бамианские пещеры вырыты частью в конгломерате, а частью в лёссе, как Самаркандские. До сих пор в этих пещерах живет беднейшая часть населения, которая пользуется ими, впрочем, только зимой, а летом кочует в горах.

В окрестностях Самарканда таких пещер, по-видимому, очень много, но все они в настоящее время необитаемы, за исключением разве некоторых, служащих убежищем различным отщепенцам общества, т. е. мелким ворам и проч.

В бассейне Зеравшана по реке Искандер-Дарье встречается много пещер, но они вообще мало доступны; тут же, по словам военного топографа г. Ледомского при слиянии реки Искандер-Дарья с Фан-Дарьей, по правому её берегу и в 2-х верстах от кишлака Рабата, находятся любопытные пещеры со священным неугасаемым огнём. Об этих пещерах упоминается в отчете о поездке полковника Н. Л. Корженевского через Туркестанский и Зеравшанский хребты.

- Здесь - говорит г. Корженевский, - имеются выходы раскалённых газов, a также священная пещера на высоте 10 500 футов.

Более подробное описание этих пещер можно найти в «Ежегоднике по геологии и минералогии России» (T. XV вып. 8 и 9 за 1913 г. Нов.-Александрія.). Здесь, между прочим, говорится: «В 3-х верстах от устья р. Ягноб-Дарьи против кишлака Рабат (на юге Самаркандской обл., между Гиссарским и Зеравшанским хребтами), имеются природные, вечно-горячия печи, которыми пользуются местные жители. Находятся они на скалистом берегу реки Ягноб-Дарьи на высоте 2000 - 2500 футов над рекой. На крутом склоне горы имеется подковообразный провал, заваленный почти до верха шлаками и камнями. Из всех скважин провала с шумом вырываются раскаленные газы такой высокой температуры, что на ближайших камнях жарят мясо и выпекают лепёшки. Газы истекают здесь с незапамятных времён. Причины образования их ещё не исследованы.

«Горящая гора» в этих местах упоминается Леманом, но он объясняет это название горячим пластом угля, что вполне и подтвердилось при посещении этой горы, называемой Кан-таг во время экспедиции A. П. Федченко, Мышенкова и Вунча в 1870 г. По словам А. П. Федченко, из расщелин выходят газы, имеющие такую высокую температуру, что палочки, положенные в щель, загораются, и что поставленный на ток горячих газов чайник быстро закипает. На несколько сажен выше этого места газы, выходящие из земли, очень богаты содержанием серы; последняя осаждается на камнях, которыми туземцы закладывают щели. В одном месте пары выходят в особом изобилии: они изъели огромную скалу известняка. В своих причудливых очертаниях, полускрытая во мгле удушливых волнующихся паров, эта скала является одним из самых эффектных явлений природы в Туркестане. - «Гора Кан-таг,-пишет Федченко,-живо напоминает Везувий: те же массы удушливых паров, серный запах, горячая почва; однако дальше - говорит вышеупомянутый автор - нельзя считать явления на Кан-таге за что-либо другое, кроме горения под землей каменного угля: он тут же - на лицо, выходя на поверхность многими слоями». Однако Федченко упоминает о нашатыре, как продукте этой местности. Древние арабские географы описывают, что нашатырь собирают в фумаролах в горах Аль-Ботм (Еще известны под именем Фан-таг н Кара-таг), которые образуют границу между бассейнами Согдианы и Бактрии(Cм. Notices et Extraits XIII. 256. Edresi I. 486.). Масуди рассказывает, что видел на расстоянии 100 фарсангов огни, горевшие в горах Согд, из которых добывали нашатырь (I. 347). Туземцы говорят, что такие огни, но еще более интенсивные имеются в северной части Гиссарской области, в местности, называемой Ходжаи Аби Гарм.

Немало интереса представляет обширный навес (abri sous roche) на оз. Искандер-куле, называемый «Камарь-Мухта». Известно, что первобытный человек умел им пользоваться, как местом стоянки.

Большой известностью пользуется Макшеватская пещера, находящаяся в одной из известковых скал близ кишлака Макшеват, в верхней части Зеравшанской долины, на расстоянии около 40 верст от озера Искандер-куль.

Наиболее подробное научное описание этой пещеры дает профессор Новороссийского Университета И. Л. Яворский (Отчет о географ. и антрополог. поездке в Туркестан в 1894 г. в «Зап. Импер. Новорос. Унив. Т. 67. Одесса. 1896 г.), но о ней писал еще покойный А. П. Федченко. Сведения о Макшеватской пещере Федченко получил от А. Л. Куна, который её посетил. Кроме Куна, в этой пещере были еще - несколько участников экспедиции барона Аминова, военный топограф Ледомский и разные лица, посетившие эту трудную пещеру ради спорта или ради простого любопытства. Из Макшеватской пещеры добыты были в 1895 году графом A. А. Бобринским и H. В. Богоявленским совместно с капитаном Л. С. Борщевским шесть черепов, изучение которых поручено было Н. Ю. Зографу («Зеравшанские горы и верховья Аму-Дарьи. Поездка графа A. А. Бобринскаго и H. В. Богоявленского в 1895 г.; вып. I. Н. Ю. Зограф. Черепа из Макшеватских Пещер». Москва 1899 г.).

В пещере сохраняются священные для туземного населения мощи Идриса-Пайгамбара. Мумия эта - вернее скелет этого святого, зарытого в землю по пояс с полуобнаженным черепом.

Туземцы-таджики, приписывающие скелету очень древнее происхождение (1200 - 1400 лет) чтят эту святыню возжиганием свечей и факелов. В пещере имелось много человеческих черенов и костей, позволяющих предположить, что она некогда служила оссуарией. Присутствие черепов и костей туземцы объясняют тем, что это - будто бы останки воинов, которые сражались против Александра Македонского; будучи разбитыми, они укрылись в этой пещере, где и умерли от голода. По мнению антрополога Н. Ю. Зографа, шесть исследованных им черепов из Макшеватской пещеры не производят впечатления черепов очень древнего происхождения; некоторые из них чрезвычайно близки к черепам современных обитателей Туркестана, особенно таджиков. В настоящее время, по словам военного топографа г-на Ледомского, костей не видно; они, как говорят туземцы, увезены иностранными посетителями.

Из первой пещеры, где находится вышеупомянутая мумия, узкий проход ведет в следующую, а из этой в 3-ю, которая очень обширна, и дно которой ниже, чем у предыдущих, на несколько сажен. В передней пещере профессором Яворским произведено было два часовых - в 10 и 11 ч. Утра - метеорологических наблюдения, причем оказалось следующее: анероид показывал 542 миллимет., сухой термометр 9,5°, смоченный 4,3° С, что дает поправленную величину анероида 535 мм., абсолютную влажность 4,0 и относительную 45%. На основании этих элементов абсолютная высота пещеры определяется приблизительно в 2820 метров.

В Ходжентском уезде мною были осмотрены несколько пещер. Первая из них, осмотренная в 1914 г., находится около Шахристана - селения, расположенного верстах в 25 к юго-западу от города Ура-тюбе. От селения, чтобы добраться до холма Чиль-Худжра, или «сорока келий», где находится эта пещера, нужно пройти мимо старой крепости и подняться вверх по руслу реки Шахристан-сай. Верстах в трех с половиной от селения, при устье ущелья, против горы Кызымчик, расположен небольшой разбросанный кишлак Джаркутан, тут же - и холм Чиль-Худжра.

Главный вход в пещеру обращен к северо-западу и находится на 8 метров ниже вершины, он почти весь завален камнями и землею, так что трудно было бы заподозрить в этой чуть-чуть заметной норе присутствие входа. Если не знать о существовании здесь пещеры, можно было бы смело пройти мимо и не заметить даже входа. Обвал этот - не случайный, а сделан человеком преднамеренно, чтобы скрыть доступ в пещеру. Это моё предположение еще подтверждается тем, что спрошенные мною местные туземцы и хозяин земли, где расположена пещера, дом которого стоит у самого подножия Чиль-Худжра, заявили, что тут никаких пещер не имеется; в подтверждение своих слов, хозяин даже взялся показать небольшое углубление в горе, напоминающее киргизскую кибитку; по его словам, кроме этой пещерки, здесь никаких пещер больше нет.

Не удовольствовавшись его ответом, мы стали искать входа в пещеру вокруг холма. В нескольких местах были видны норы, или заваленные входы, так что войти туда не представлялось никакой возможности. Захватив с собою несколько кетменей, мы начали расширять отверстие главного входа, перед которым лежало множество огарков и лучинок (приношения посетителей туземцев). Сняв последние камни и слой земли, мы очутились в широком коридоре, ведущем внутрь горы. При входе вделана арка из хороших сырцовых кирпичей, правильно сложенных; высота коридора при входе - один и три четверти аршина, ширина - два с половиною аршина, длина - 5 аршин. Затем сводчатый коридор понижается, и пол идёт уступом. С правой его стороны имеется площадка в два аршина длиною, в один аршин шириною и в три четверти аршина высотою. Отсюда коридор опять поднимается; длина его - 7 аршин, ширина его по низу - два с половиною аршина, высота 4 аршина, из них последний аршин сведен на арку. Нижняя часть коридора аккуратно сложена из больших сырцовых плит в три четверти аршина высоты при одном аршине длины. Выше кладка сделана из кирпичей обычного размера, отштукатурена глиной на соломе.

Между входом и аркой встречаются три маленькие боковые ниши в одну квадратную четверть при двух четвертях глубины. Ниши расположены не на одинаковой высоте: при входе на левой стороне виден ход, размер которого аршин на аршин, по нему можно продвинуться только на расстоянии трёх аршин, дальше ход этот завален землею и кирпичами. Везде пол покрыт толстым слоем мельчайшей лёссовой пыли, высоко поднявшейся позади нас. Арка проделана в стене, служившей перегородкой коридору; высота её - аршин с четвертью, ширина - 1 аршин. В верхней части стены над аркой имеется ниша.

За аркой пол подземелья значительно поднимается, так что взлезть туда можно только ползком. Тут коридор разветвляется: один ход идёт полукругом направо, круто поднимаясь вверх и кончается аршин 7 спустя от вышеупомянутой арки. Дальнейшее следование невозможно без предварительных земляных работ, так как вход завален глиной и кирпичами (холм Чиль-Худжра состоит из лёсса с прослоями валунов и галек); пол входа очень сырой, заметны даже следы водяного потока, проникшего сверху и увлекшего за собою массу земли. Здесь мы нашли иглы дикобраза и под кирпичом задавленную ящерицу. В одном месте даже найден черепок из обыкновенной простой глины без узора. Другой ход - за аркой, по левой стороне сначала очень узкий, потом слегка расширяется. Пройдя с большим трудом, ползком аршин 5, натыкаешься на ход, заваленный кучей кирпича и глины. Эти два хода, видимо, раньше были больше по размерам и по главному коридору можно было свободно ходить; оба они были выложены кирпичами и, опоясывая холм кругом, все поднимаясь, должно быть соединялись в каком-нибудь пункте. Они, по-видимому, имели общий выход наверх в том месте, где теперь кладбище. Вероятно, в древности существовали другие входы, следы которых все еще видны вокруг холма.

В восточной стороне холма, на половине подъема вырыта пещерка, о которой было уже раньше говорено; вход в неё закрыт дверью. Перед дверью лежит несколько больших черных камней, поставленных ребром и настолько гладких, что они кажутся отшлифованными; местами они запачканы копотью или салом от свечей. У двери привешены тряпицы и рога, обычные атрибуты священных мест. На вершине холма, над пещерами построен мазар в честь какого-то святого; тут же расположено кладбище со старыми намогильными камнями без надписей.

О холме «Чиль-Худжра» или «сорок келий» существует поверье, что в древности в нем были прорыты искусственные пещеры с кельями; число их, как указывает самое название холма, доходило до сорока. В этих подземельях жили будто бы 40 богатырей халифа Алия. Эта легенда, по-видимому, тесно связана с преданием о сорока девицах, живших когда-то при каком-то мифическом царе Кахкаха в Шахристанской крепости.

Г-н Лыкошин, посетивший пещеры Чиль-Худжра в 1890 году, высказывает предположение, что в подземных кельях в древности спасались подвижники веры и тут же, на верху горы погребались после смерти... Как бы там ни было, холм и пещеры Чиль-Худжра до сего времени считаются священными. Сюда окрестное таджикское население приходит молиться, совершая при этом обряд жертвоприношения.

В Ходжентском уезде я посетил еще две небольшие пещеры; обе находятся верстах в шести от г. Ходжента, на восток от него, в Рухакском кряже. Одна из них, под названием «Джайда-хане» (дом дикобразов) имеет несколько ходов, вернее несколько нор, вырытых в конгломерате. Проникнуть туда не представляется возможности; только у входа её могли бы укрыться 2 - 3 человека.

Другая пещера, известная у туземцев под именем «Тилла-хане» (дом золота), больше первой по размерам; она напоминает большой навес. Ширина её у входа до 2-х сажен, глубина -до 3 сажен. Из этой искусственной пещеры еще недавно, по-видимому, добывали чистую глину, которую употребляют для выделывания гончарных изделий. Эти две пещеры не представляют никакого научного интереса.

Из расспросов во время моей поездки я узнал от инженера-гидротехника Ура-тюбинской гидро-геологической партии A. Н. Винокурова, что поблизости рудников Парча-тау в этом же Ходжентском уезде, в самом ущелье находится большая пещера, простирающаяся на полторы версты (Эти сведения были ему сообщены горным техником Д. С. Ожигановым на руднике Парча-тау в Ходжентскомъ уезде.). От нотариуса Мангельдина в Ходженте я получил немало сведений об известных ему пещерах; так например, но его словам, по дороге к Исфану в Боки-Сибергентской волости Ходжентского уезда он видел небольшую пещеру. От того же нотариуса я узнал, что в верховьях реки Сардан, на границе Ходжентского и Ташкентского уездов имеется пещера известная под именем Кан-й-Сурби. Другая пещера, ему известная, находится около Кара-Мазара, на границе Ходжентского и Наманганского уездов, к востоку от сел. Кара-мазара, в двух или трех верстах от него. Эта огромная пещера известна под именем Кан-и-Мансур. Чтобы добраться до входа, нужно пройти по коридору, высеченному в скале на протяжении 150 саженей. У входа сейчас начинаются разветвления. Многие полагают, что пещера Кан-и-Мансур - заброшенный медный рудник.

Такой же заброшенный рудник представляет из себя пещера «Кух-и-Сим» («серебряная гора») на границе Ходжентского и Ташкентского уездов; она состоит из целого ряда галерей, проделанных рукою человека. По словам П. С. Назарова, некоторые входы в подземные галереи частью засыпаны, другие же поражают своими размерами. Ходы далеко идут под землею; некоторые из них вследствие размыва, выветривания, сырости и прочих геологических явлений превратились в настоящие пещеры, усеянные сталактитами и сталагмитами. Этот заброшенный серебряный рудник, превратившись теперь в настоящую пещеру, имеет огромное историческое значение. Из серебра этого рудника чеканились монеты илакских правителей в давно исчезнувшем городе Тункете. На этих монетах имеется надпись, указывающая, что серебро их происходит из рудника «Кух-и-Сим» (См. ст. П. С. Назарова в «Туркест. Вѣд.» 16 янв. 1914 г).

Верстах в 30 - 25 к в. от Ходжента, неподалеку от гор находится селение Самгар, что буквально означает «пещера Сама», как называют туземцы мусульмане старшего сына Ноя Сима. Происхождение этого названия объясняется существованием вблизи кишлака пещеры «гар», откуда вышло название «Сам-гар». По словам г-на Андреева (Средне-Азіатскій Вѣстникъ, Май 1896 г.), пещера эта, по-видимому, искусственного происхождения, представляет из себя заброшенную, обвалившуюся соляную копь. Верхний пласт упал и завалил вход в пещеру. В пещере туземцы нашли 2 - 3 человеческих черепа.

Previous post Next post
Up