Е. Пчелов, "Рюрик" (ЖЗЛ)

Oct 12, 2015 13:46

Всё-таки добралась до этой книги. Дла начала текстологическая справка: первое издание вышло в 2010 г., второе (с которым я имею дело) - в 2012, а в 2013 г. отдельный фрагмент книги был почему-то перепечатан в качестве научной статьи в "Древнейших государствах Восточной Европы ( Read more... )

скандинавистика, лингвистика, книги, медиевистика, скепсис, Древняя Русь

Leave a comment

Comments 47

vsparrow October 12 2015, 11:22:56 UTC
я, конечно, очень извиняюсь - но кому верить "простому человеку"? В школьном учебнике пишут про "сине хус тру вор", типа "с домом и дружиною". Но доверять школьным учебникам - последнее дело. Так где же сову не натягивают? У всех свои мнения.

Reply

akim_trefilov October 12 2015, 14:51:01 UTC
"пишут про "сине хус тру вор", типа "с домом и дружиною"
зря оне так

Reply

skeily_ramires October 12 2015, 18:30:46 UTC
Я всю жизнь так считала. как-то привилось из учебника. Логично же очень - кто один на такое дело пойдёт?

Reply

vsparrow October 13 2015, 00:07:35 UTC
а как правильно? (вариант "на самом деле никто не знает" вполне имеет право на существование; а то такое ощущение, что историки панически боятся в этом признаваться и городят что угодно, лишь бы не оставлять "пустые места").

Reply


lev_agni October 12 2015, 11:46:43 UTC
Почитайте А. Толочко "Очерки начальной Руси" (2015). Интересная.

Reply

vyatchanin October 12 2015, 13:06:08 UTC
Чтение захватывающее конечно, но именно про Рюрика сотоварищи там кажется ничего нет (разве что про сюжет, общий для европейских этиологическо-династийных легенд). И непонятно, откуда летописец знает эти имена, если его единственными источниками о дохристианских временах были договоры из архива императорской канцелярии

Reply

steblya_kam October 13 2015, 08:14:29 UTC
Просто никто не хочет, сказав "а" (летописец опирался на устную традицию), сказать и "б" (устная традиция через 200 лет неминуемо превращается в сказку, в которой остаётся мало достоверного).

Reply

lev_agni October 13 2015, 14:18:45 UTC
Мыслится, сказка про Рюрика могла попасть на Руь вместе с женой Ярослава Ингегердой. Тем более что Иларион знает предка Ярослава только до Игоря, а у внука из-под Новгорода появляется первый известный исторический Рюрик в русской династии.

Reply


anrike October 14 2015, 11:29:41 UTC
== Дла начала текстологическая справка

Если я не ошибаюсь, а), б) и в) были изложены ещё вот в этой книге - Генеалогия древнерусских князей IX - нач. XI ... IX - начала XI в. / Отв. ред. д.и.н. О.М. Медушевская; РГГУ. М., 2001. 262 с.
На ней, по сути, основана большая часть текста книги, изданной в ЖЗЛ.

Reply

steblya_kam October 16 2015, 07:24:45 UTC
Спасибо за дополнительную инфу. В таком случае перепечатка в 2013 г. выглядит ещ страньше.

Reply


nikola_rus December 4 2015, 10:40:33 UTC
>>Между тем И.Н. Данилевский в одной из видеолекций на "Постнауке" ничтоже сумняшеся объявляет и самого Рюрика полностью мифическим лицом.

А на основании чего можно было бы сказать, что это не так?

Reply

steblya_kam December 4 2015, 12:38:07 UTC
В данном случае я просто привожу мнение Данилевского. Если интересно моё собственное мнение - Рюрик не может быть на 100% мифическим лицом ввиду того, что, кто бы ни придумал легенду о Рюрике, он не мог выдумать реальное скандинавское имя (имена "братьев" - другое дело). Некто по имени Рюрик определённо существовал. Всё остальное скорее всего миф.

Reply

nikola_rus December 4 2015, 13:51:39 UTC
Понятно. Согласен.

Reply


Leave a comment

Up