кульпабилизация болезни

Mar 02, 2015 13:02

Для начала цитатка:
-Вы ведь сами сказали, что лечение медом проходит безболезненно ( Read more... )

историческая антропология, медицина, философия, антропология

Leave a comment

Comments 38

eldhenn March 2 2015, 09:15:49 UTC
Философско-антропологический вопрос "дисциплины" сам по себе интересен. Но что болезнь туда же относится в современной культуре - я как-то не задумывался, спасибо за освещение.

Reply


lev_usyskin March 2 2015, 10:14:53 UTC
ну, в основе, мне кажется, лежит свойственный еще животным механизм, по которому больной видится изгоем, вдобавок представляющим опасность для стада.

Reply

steblya_kam March 3 2015, 06:49:16 UTC
Нет, это несколько другое. Животные могут съесть больного, потому что он слабый, и только. Вопрос вины их не интересует.

Reply

lev_usyskin March 3 2015, 07:08:05 UTC
вы не поняли меня

больной член стада может заразить здоровых - раз, и затрудняет и демаскирует движение стада - два
соответственно, возникает механизм отторжения (природа -мать заботлива)
следы этого механизма довольно четко видны в человеческом подсознании , а там и в сознании
нам, например, легче смириться с убийством тяжелобольного, некрасивого (что то же самое), раненого, чем молодого, здорового, привлекательного

Reply

steblya_kam March 3 2015, 07:15:52 UTC
Я всё поняла. Но я говорю не о природном феномене естественного отбора, а о социальном феномене кульпабилизации болезни. Которого не существовало до конца 19-го века.
Что касается подсознания (содержимое которого никак не верифицируется научно, так что на него ссылаться удобно), то кому это "нам" легче смириться? У меня, например, убийство инвалидов в Третьем Рейхе вызывает большее моральное возмущение, чем убийство коммунистов.

Reply


varana March 2 2015, 10:28:33 UTC
Да, очень интересно.

Reply


ziegel March 2 2015, 11:16:55 UTC
могу предложить такое объяснение:
в какой-то момент, когда выявили основные механизмы распространения инфекционных болезней, стало ясно, что холера - не Божья кара, а попил воды некипяченой. это я немного упрощаю, хотя у Вересаева как раз про холеру было.
Появилась концепция социально опасных заболеваний и, соответственно, ответственности больных за дальнейшее распространение.
Тут еще сифилис можно вспомнить. вот уж где кульпабилизация достигла предельной точки. СПИД ее перекрыл только на время.

А болезни типа артрита или там диабета - по инерции, по аналогии, и под светлые идеи наивного рационализма, да.

Reply

steblya_kam March 3 2015, 06:50:09 UTC
Да, безусловно, распространение научных знаний о способах предотвращать болезни тоже сыграло свою роль. Я просто не вместила это в пост.

Reply


bbzhukov March 2 2015, 12:17:29 UTC
Помнится, прот. Михаил Ардов, описывая то, насколько во времена начала его служения даже прихожане (преимущественно пожилые селяне, в основном женщины) не понимали смысл христианских таинств и, в частности, исповеди, приводил в качестве примера именно это: его прихожанки на исповеди вместо грехов или наряду с ними начинали перечислять свои хвори. Как ни темны были ярославские крестьянки 60-х годов прошлого века, вряд ли они такое отношение к болезни взяли из риторики идеологов "социального государства" (где бы они видели то государство, не говоря уж о его риторике и идеологах?), да и вообще из какой-то идеологии ( ... )

Reply

eldhenn March 2 2015, 12:42:59 UTC
Всё-таки "порок" - крайне странное культурное явление, если посмотреть на него рационально.

Reply

bbzhukov March 2 2015, 13:04:54 UTC
Ну, в как-бы-научном дискурсе второй половины XIX века слово "грех" смотрелось бы странно.

Reply

eldhenn March 2 2015, 13:20:33 UTC
Грех - это в некотором роде специальное явление. А "порок" - общее. То есть вот например молодой человек, получает двойки, прогуливает, пьёт, курит, в карты играет. Это всё скопом определяется в категорию "порок", и как ко всякому пороку, предлагается единый способ воздействия - наказание.

Reply


Leave a comment

Up