невесёлые выводы о религии

Jan 11, 2015 13:16

За горячими обсуждениями в Рунете вопроса, можно ли рисовать карикатуры на религиозную тематику, как-то не заметили главного социологического феномена XXI в. - крушения модернистской теории о природе религии, которое происходит на наших глазах.
Чувствительным просьба не читать )

размышления по поводу, религия, публицистика

Leave a comment

Comments 32

slovosfera January 11 2015, 11:28:52 UTC
я бы не стал говорить о религии вообще и о фундаментализме вообще - каждый случай требует особого подхода. Возможно, особенность нынешнего времени только в том, что адепты разных религий изверились в силе Слова, и препочитают нести свои истины даже не добрым словом и пистолетом, а только пистолетом, а лучше еще и с помощью более солидной огневой поддержки...

Reply


kouzdra January 11 2015, 13:09:42 UTC
По-моему религия в первую очередь род политической идеологии - и ничего уникального в исламском мире сейчас не происходит - под зеленым знаменем происходит примерно тоже что в 16-17 веке происходило под знаменем протестантов.

Вполне прогрессивное модернизационное движение

Reply

y_kulyk January 11 2015, 13:54:10 UTC
По моему здесь более уместным будет определение "от обратного":
"Идеология это секуляризированная религия" (© не знаю чьё, но не мое).

Reply

kouzdra January 11 2015, 15:37:10 UTC
Я склонен думать что наоборот - идеология - случай того что в марксизме называется "ложное классовое сознание": ну люди осознают и рационализируют свои шкурные интересы, обусловленные их положением в обществе (ну для них "хорошо" это грубо говоря - то от чего им лично будет в среднем лучше) - но в отрыве от динамики это во-первых отстатет от жизни и консервируется - во вторых начинает мифологизироваться и обратстать всякими дичайшими "обоснованиями".

Ну вот идеология - собственно первая фаза - а религия - совсем заскорузлая. Что однако не мешает ее приспосабливать регулярно для модернизаторских целей - равно как и "возврат к старинным законам" - довольно обычный лозунг многих модернизаторских движух во все времена - потому как под лозунгом "возврата к традиции" ее как раз править куда проще

Reply

y_kulyk January 11 2015, 16:33:17 UTC
Ну, не такая уж она и "совсем заскорузлая". Когда появляется запрос в обществе на изменения (осознание группой людей своих шкурных интересов), то и религия меняется. Это может происходить в разных формах. Как пример - возникновение протестантства.
Различия между религией и идеологией, ИМХО, всего лишь в форме. Да, на сегодняшний день религиозная форма является устаревшей, в первую очередь из-за своей монументальности и неспособности быстро реагировать на динамичность жизни, поэтому проигрывает, не успевает приспособиться. Но сути это не меняет.
Образно говоря, в современном динамично изменяющемся обществе востребованными являются не солидные научные труды, трудные для восприятия, требующие времени на их создание и освоение, а описывающие то же самое, но более доходчивые комиксы.

Reply


lucius_aeternus January 11 2015, 13:58:44 UTC
Аскеты и самобичевание, скажем, в исламе, существуют, просто из-за языкового, культурного и информационного барьера не все люди европейской цивилизации о них знают. Если вам интересны примеры - сделайте поиск по таким ключевым словам, скажем, как день Ашура или шахсей-вахсей. И это только вершина айсберга.

Reply

steblya_kam January 12 2015, 06:21:32 UTC
Я знаю. Не упомянула в силу ограниченности места. Тем не менее я полагаю, что это множество слабо пересекается с множеством людей, устраивающих экскреции на тему "кощунства" и "всех порву".

Reply


kostyantyn1979 January 11 2015, 14:13:28 UTC
Понимаешь, марксисты были правы в том, что у пролетариата нет национальности, по-современному говоря, идентичности. Пока люди бедные, а их существование сведено к удовлетворению элементарных потребностей, им всё равно, что есть - было бы что, где спать - было бы где, на каком языке говорить - лишь бы начальство не дискриминировало да сотоварищи не били.

Когда человек делается зажиточнее и становится субьектом своей жизни, он уже осознаёт себя как украинца, осетина, итальянца, араба. Для начала он начинает задумываться над своей идентичностью, потом начинает хотеть, чтобы в его жизни было что-то родное - блюда, вещи, праздники, потом начинает хотеть, чтобы его родное было высоким, престижным, козырным. В том числе и религия.

Reply

kouzdra January 11 2015, 15:32:46 UTC
Зачем мне например осознавать себя как "русского"? Русскость не булькает. Вообще imho идентичности - выдумка буржуазного общества в попытке навязать мне "групповую лояльность" к ненужной как правило мне группе.

Ну простейшее - все эти довольно таки тошнотные "возьмемся за руки друзья" и прочая "интеллигентская идентичность" которой меня в соответствующем заведении явно перекормили. Навязывая мне ощущение принадлежности к клубу, который мне был нужен ну в основном чтобы более или менее комфортно перекантоваться пару лет до вуза.

Reply

steblya_kam January 12 2015, 06:23:00 UTC
В кои-то веки я согласна с Куздрой. И в кои-то веки Куздра говорит то, что действительно думает.

Reply

kouzdra February 4 2015, 12:31:48 UTC
Ну вот кстати - одно из самых неприятных последствий "обретения свободы 1991" - именно расцвет культивирования "идентичностей" как "основы общества"

Reply


pasha_su January 11 2015, 17:10:58 UTC
Разве это не возвращение к позитивизму? С той лишь разницей, что в 18-19 веках преувеличивали возможности науки в борьбе с религией.

Reply

steblya_kam January 12 2015, 06:24:33 UTC
Нет, не возвращение. Потому что позитивизм отказывал социальным наукам в собственной объяснительной силе, считая, что всё должно быть редуцировано к естественнонаучному знанию или его отсутствию. Я же пытаюсь дать социологическое объяснени.

Reply


Leave a comment

Up