Aug 21, 2012 02:12
В современной культурологии существует огромная лакуна - восточнохристианский мир и православное богословие, как его мировоззренческая квинтэссенция. Я не претендую на осведомленность в широте кругозора современных иследователей, но что-то читаю периодически и ни у кого эта область не затрагивается даже слегка. Рассел, конечно, написал историю западной философии, но из текста понятно, что православие он не затрагивает не потому, что не хочет, а потому, что не имеет о нем никакого ровным счетом представления. Маклюэн также везде, где нужно сравнить печатную европейскую культуру с устной обращается к Китаю, из чего получаются, пожалуй, самые корявые места в книге, тогда как Византия представляет собой идеальный для этого объект - цивилизация, сохранившая греческие традиции философствования, но не тронутая Гутенбергом. Хейзинга аналогично, говоря о средневековых проявлениях культа как игры ограничивается вскользь карнавалами, жонглерами и шпильманами, тогда как юродство в этом плане феномен гораздо более интересный и перспективный.
В этом нет ничего странного конечно, что европейцы сконцентрированны на себе, то, что они сделали для католического мира для православного должны были бы сделать в России, но до революции культурология еще не доросла не такого уровня, а после тема была табуирована, остается надеятся, что в скором времени пробел начнет восполняться.
Я сам думаю в ближайшее время взяться за Болотова, наконец, освежить все это в памяти, из которой Поснов и Флоровский почти полностью выветрились и в меру способностей посмотреть с этих новых точек зрения.
маклюэн,
christian