Когда создали литовский язык . Часть 3 (начало)

Feb 16, 2014 21:44

До 19 века литовский язык считался не достаточно престижным для письменного использования.Точнее, единого литовского не существовало. Языковые различия были значительны между регионами. Существовали ауштайтские и жемайтские диалекты (или отдельные языки) и их многочисленные говоры. Были ожидания, что литовский язык вот-вот вымрет на территории современной Литвы. Многие люди пользовались польским и белорусским языками в повседневной жизни. Использование литовского языка в значительной степени ограничивалось литовскими сельскими районами.

Единственная область, где литовский язык считался подходящим для литературы - находившаяся под немецким управлением Малая Литва в Восточной Пруссии. Однако прусские литовцы никогда не считали себя частью литовской нации. Подробнее об этом писал здесь - http://statin.livejournal.com/63747.html .

В середине 19 века начался процесс "литовского национального возрождения" или, как его называют иначе, "национального пробуждения". Процесс характеризовался ростом самоопределения среди литовцев, привел к формированию современной литовской нации и завершился в созданием независимого Литовского государства. "Литовскому национальному возрождению" предшествовал короткий период "жемайского национального возрождения". О жемайтском возрождении говорилось здесь - http://statin.livejournal.com/64312.html

Собственно литовское пробуждение началось с Теодора (Федора Ефимовича) Нарбутта. Нарбутт, как представляет его англоязычная Википедия, был русский писатель литовского происхождения - полонофил, романтический историк и военный инженер. Родился он в 1784 году недалеко от Гродно (современная Беларусь). Принадлежал к заметному шляхетскому посполитскому роду Трабы. Окончил католический колледж в Любешове (ныне районный центр Волынской области Украины) , после учился в Виленском университете, который окончил в 1803 году по технической специальности.. Затем Нарбутт переехал в Санкт- Петербург , где был принят в кадетский корпус. Нарбутт служил в российской армии. Имел звание капитана инженерного корпуса. Принимал участие в кампаниях 1807 и 1812 годов против Наполеона Бонапарта . В 1809 году Нарбутт построил крепость Бобруйск, за что был награжден орденом Святой Анны .

С 1813 года Нарбутт заинтересовался археологией и начал организовывать многочисленные раскопки на территории бывшего Великого княжества Литовского . С 1817 года он начал писать исторические статьи для различных газет Вильно. Также стал собирать копии документов, связанных с древней истории Литвы. Впервые были опубликованы в 1846 году в антологии Pomniki do dziejów litewskich (Памятники истории Литвы). Среди наиболее заметных первоисточников им опубликованных была Летопись Великого Княжества Литовского 16-го века (?), также известная как "хроника Быховца" . (Рукопись обнаружена в библиотеке помещика Александра Быховца (имение Могилёвцы] Волковысского уезда Гродненской губернии) учителем Виленской гимназии Ипполитом Климашевским. В 1834 г. Быховец передал рукопись известному историку Литвы Теодору Нарбуту. В 1846 г. Нарбут издал «Хронику», но нескольких листов в ней недоставало. Тот же Нарбут дал и само название «Хроника Быховца». После публикации рукопись исчезла. )


(Теодор Нарбутт)

Между 1835 и 1841 году Нарбутт опубликовал на польском языке монументальную, 10-томную историю Литвы, охватывающую период от доисторических времен до Люблинской унии (1569 г.) . В значительной степени основана она на народных сказках, сомнительных и часто фальсифицированных источниках. Между тем книга оказала огромное влияние как на историографии Литвы, и на все "литовское национальное возрождение" . Она стала первой историей Литвы написанной с литовской точки зрения.

Как ни парадоксально, в своей книге Нарбутт подчеркнул русинское прошлое Литвы. Работа получила в целом благосклонные оценки от российских историков, и даже от властей. Император Николай I Нарбутта золотым кольцом с рубином, орденами Святой Анны и Святого Владимира. (А "отцом литовского возрождения" был вместо Нарбутта записан Симонас Даукантас (Симон Довконт), о котором говорилось здесь - http://statin.livejournal.com/64312.html)

В 1856 году Нарбутт опубликовал еще одну коллекцию текстов, включавшую с себя как оригинальные первоисточники так и его собственные подделки. Среди последних популярностью пользовался " Дневник фон Кибурга", сфабрикованный документ относящийся к Литве, якобы,13 века.

Приходилось встречать утверждение, что это Теодор Нарбутт запустил утку, что литовский язык больше других языков смахивает на санскрит, а его друг "великий литовский поэт Адомас Мицкявичюс (тот самый Адам Мицкевич - http://statin.livejournal.com/63359.html , которого считают своим поэтом также поляки и белорусы) раструбил об этом на всю Европу. Однако не будем возводить лишнюю апраслину на "романтического историка", а лучше посмотрим, что писал Мицкевич :
"По мнению барона Экштайна, это старейший после санскрита язык, в наименьшей степени подвергнувшийся изменениям. Однако он не имеет большого числа письменных памятников, поэтому для прояснения литовских традиций приходится опираться на славянский язык. Среди литовцев мы встречаем первобытное мышление, дух различных традиций, а желая их понять, прибегаем к помощи славянского языка; (...)

Поскольку в санскрите можно встретить зачатки едва ли не всех европейских языков, ясно, что литовский язык должен был иметь сродные черты с различными европейскими языками. Долгое время считалось, что он состоит из смеси германских и славянских слов; наконец было всё же признано, что он - первородная стихия, ничего общего не имеющий ни с финскими, ни со славянскими, ни с германскими языками. Но скорее всего литовский язык имеет немало сходного с древним готским языком, который воинственная готская каста принесла с Востока. Имеет он также определённые сходства со славянским языком, и - как более древний - может быть использован для решения филологических проблем славянского языка. Литовский народ, как я уже сказал, имеет ключи к решению всех славянских проблем. Он не имеет чувства национальной исключительности, не имеет своей государственности, такие чувства там даже не культивируются, в его языке не существует понятий народа и отечества. Литовцы почти ничего не знают о бытии других народов. [ЛЕКЦИЯ О ЛИТОВСКОМ НАРОДЕ]
http://viduramziu.istorija.net/etno/mickiewicz-ru.htm

Как видим, Мицкевич ссылается вовсе не на Нарбутта, а на другого представителя "романтической эпохи", которого ныне даже ученым или историком считать стесняются:

"Фердинанд Экстайн (1790-1861), барон д'Экстайн - философ и драматург.

Он родился в Копенгагене в семье немецкого еврея, обратившегося в протестантизм. Экстайн в Риме перешел в католицизм под влиянием Фридриха Шлегеля , и,после поражения Наполеона, поселился во Франции . Работал с 1815 по 1830 полицейским инспектором. Был сторонником религиозной и гражданской свободы.

Экстайн считался востоковедом , верившим, что изучение восточных текстов и языков является самым важным интеллектуальным поиском своего времени. Имел прозвище «Барон санскрит". Поскольку думал, что Божье откровение в чистом виде можно найти лишь в текстах древней Индии.

Экстайн работал с Нодье, Гюго, Абелем де Ремюза, Шатобрианом, Александром Гиро и Делфином Гаем в различных литературных предприятий. Основал собственную католическую газету (1826-9), где он выступал с позиций метафизики в истории, в поддержку лингвистики, филологии и мифографии." http://en.wikipedia.org/wiki/Ferdinand_Eckstein

Высказывание Мицкевича серьезно комментировать не стоит. Это просто песня. Предлагаю ею просто еще раз наладиться:
"Поскольку в санскрите можно встретить зачатки едва ли не всех европейских языков, ясно, что литовский язык должен был иметь сродные черты с различными европейскими языками. Долгое время считалось, что он состоит из смеси германских и славянских слов; наконец было всё же признано, что он - первородная стихия, ничего общего не имеющий ни с финскими, ни со славянскими, ни с германскими языками. (...) Однако он не имеет большого числа письменных памятников, поэтому для прояснения литовских традиций приходится опираться на славянский язык. Среди литовцев мы встречаем первобытное мышление, дух различных традиций, а желая их понять, прибегаем к помощи славянского языка;"

Естественно, никогда не встречал каких-либо математических расчетов, подтверждающих, что литовский язык наиболее близкий к санскриту. Где было бы математически подсчитано, допустим пусть литовский родственен санскриту на 65 процентов, немецкий - на 63, а русский - всего лишь на 61 с половиной. Очень сильно подозреваю, подобных расчетов в природе не существует.

Кстати, почему считалось: языку быть родственным какому-то заштатному санскриту - весьма круто? Дело в том, по представлениям западных лингвистов первой половины 19 века, разные языки создал Бог, в наказание за попытку построить Вавилонскую башню. Согласно доктрине Святого Августина, каждый из потомков Ноя основал нацию и что каждая нация получила свой ​​собственный язык: ассирийский от Ассура , иврит от Евер . и так далее. Путаница произошла в момент Фалека , сына Евер, сына Сима , сына Ноя. (Отсюда языки семитские, хамитские, иафетские и т.д). При этом должен был существовать первоязык, на котором Адам и Ева разговаривали в раю. Те, кто писал на латыни называли его lingua prima , lingua primaeva или the lingua primigenia, на английском - Adamic language; на английском - Ursprache... Этот загадочный язык должен иметь ауру чистоты и нетления.

После открытия санскрита, было высказано предположение, что этот язык наиболее близок искомому "языку рая", который в чистом виде не сохранился. Была разработана теория (Томасом Юнгом и Иоганном Кристофом Аделунгом) "спуска групп языков из рая, распологавшегося в горной части Кашмира". Согласно ей на восток от рая ушли языки примитивные, на которых говорят в Азии, а на запад - языки, получившие впоследствии название у нас индо-европейские, в Европе - индо-германские, иафетские, санскритские.....

Потом появились младо-грамматики. Один из них, Август Шлейхер, предположил, что языки эволюционировали сами по себе, без чьего-либо вмешательства. Правда почти по той же схеме, по которой могли спускаться из рая...
(продолжение следует)
Previous post Next post
Up