Leave a comment

mikhael_mark November 12 2023, 12:00:30 UTC
Пусть и с опозданием - поздравляю с праздником, пан Юлиан! С днём независимости Польши!

Что касается "сильных реакций" у русской аудитории - адекватный русский человек "бомбить" по этому поводу не будет. 105 лет тому назад Польша получила независимость не от России - независимость Польши выдвигал одной из целей России в Первой Мировой войне Николай Второй, а по факту Польша стала независимой от России в 1917-м. В 1918 году Польша вернула себе земли, захваченные нашим общим врагом - Германией. Но вообще - история распорядилась забавно: большинство поляков в Первой Мировой сражалось на стороне Центральных Держав, но независимость Польше принесла победа Антанты.

Reply

mikhael_mark November 13 2023, 08:29:09 UTC
Зато дальше от жизненно-важных центров России, шире полоса обороны. Российская армия на территории Польши почти два года успешно сопротивлялась прежде, чем отойти. А буфер... С немцами идея буферов не работает. Бельгия изо всех сил старалась сохранить нейтралитет - немцы её просто намотали на сапоги своих солдат за несколько дней, плевать они хотели и на нейтралитет, и на независимость. Это ведь их теория была, что, если вам нравится чужая провинция, берите и захватывайте её, потом всегда найдутся юристы, которые докажут, что вы имели на это право.

Reply

rositsa November 13 2023, 08:36:47 UTC
Кто сказал, что Польша провозгласит нейтралитет, а польская армия не будет сопротивляться?

Reply

mikhael_mark November 13 2023, 08:43:05 UTC
Польша могла и на сторону Германии склониться, учитывая наличие польских легионов в армиях Центральных держав (точнее, в армии Австро-Венгрии), через службу в которых прошли практически все будущие участники польского Антифашистского Сопротивления во Второй Мировой войне, от Грота-Ровецкого до Роли-Жимерского. В любом случае для Германии не было проблемы занять территорию Царства Польского, если бы на начало Первой Мировой войны оно получило от России независимость.

В этом и была основная проблема для Российской Империи: прежде, чем провозглашать независимую Польшу, надо было обезопасить себя со стороны Германии, которая готовилась к войне именно и конкретно с Россией, причём уже с конца XIX века.

Reply

rositsa November 13 2023, 08:44:19 UTC
Тогда зачем давать независимость народу, который заведомо настроен против Российской империи?

Reply

mikhael_mark November 13 2023, 08:50:34 UTC
Так Вы же сами об этом написали и написали правильно: для пропагандистского эффекта. Дальнейшее удержание Польши в составе Российской империи только умножало среди поляков антироссийские настроения. Николай Александрович в конце концов это понял и принял соответствующее решение. Кстати, на поляков оно подействовало - многие из них, по свидетельствам русских эмигрантов, в 20-е годы хранили у себя в домах под стеклом портреты императора Николая Александровича и текст его приказа как семейные реликвии. Жаль, что Николай II не вышел из Первой Мировой войны победителем - мы имели бы в этом случае совершенно другую историю русско-польских отношений в ХХ веке и совершенно другие отношения с Польшей в настоящем. Впрочем, история, увы, сослагательных наклонений не терпит. Всё вышло так, как вышло. Николай Александрович проиграл, поляки разочаровались в немцах, но Польша стала независимой не благодаря России.

Reply

rositsa November 13 2023, 09:00:52 UTC
Для пропагандистского эффекта есть смысл обещать. Чтобы исполнять обещания нужны более веские причины. Я их не вижу.

Reply

mikhael_mark November 13 2023, 09:02:01 UTC
Теорию чемодана без ручки знаете? :))

Reply

rositsa November 13 2023, 09:25:46 UTC
Нет.

Reply

mikhael_mark November 13 2023, 09:33:18 UTC
"Тащить тяжело, а бросить жалко". Вот Николай Александрович с подачи Василия Гурко и понял, что "бросить жалко" - контрпродуктивно, что удерживать в своём составе Польшу для России стало слишком накладно, слишком много требует сил, средств и солдатских жизней, так что лучше "развестись" по-хорошему, чем продолжать дальнейшие бесплодные попытки русификации. Тем более, что тут появляется шанс разжечь в тылу немцев партизанскую войну, направить повстанческую энергию поляков не против России, а против её врагов. Почитайте мемуары Василия Гурко, очень интересный источник.

Reply

rositsa November 13 2023, 09:51:07 UTC
Тут ключевой получается цель "направить повстанческую энергию поляков не против России, а против её врагов". Сделать Польшу своим сукиным сыном - реально осуществимо, но требует качественной пропаганды и ещё немного организации, отнюдь не сводится к "дать независимость".

Reply

stary_kresowiak November 13 2023, 22:19:41 UTC
Мне кажется, Вы с чем-то не соглашаетесь. С чем? :-)

Reply

rositsa November 14 2023, 04:00:41 UTC
С тезисом "независимость Польши была целью России в Первой мировой"

Reply

stary_kresowiak November 14 2023, 17:23:41 UTC
      Насколько я ориентируюсь, это действительно не было среди изначальных целей.
      С осени 1914 года польский деятель Роман Дмовский, сторонник восстановления Польши с опорой на Россию, начал в Петрограде активную деятельность, направленную на убеждение государственных властей в необходимости предоставления польским землям максимальной автономии с будущим, когда станет возможным, восстановлением польской государственности. Его контакты с министром иностранных дел Российской Империи Сазоновым дали план послевоенных границ, относительно близких нынешней польско-немецкой границе, и послевоенного самоуправления польских земель, но категорически в составе Российской Империи. В меру ориентируясь в истории Польши, я только сейчас узнал от Вашего собеседника Михаила, что за три месяца до падения империи император Николай Второй склонился к идее послевоенной польской свободы права выбора государственного устройства. В польских источниках я нигде с этим не столкнулся.

Reply

rositsa November 14 2023, 17:35:00 UTC
Как я поняла из дискуссии, независимость Польши - это способ решения проблемы с Польшей, в которой было полно антиимперски настроенных активистов, с бонусом в виде "пусть поляки воюют не против нас, а против нашего общего врага - немцев и австрийцев".

Reply

stary_kresowiak November 14 2023, 18:19:36 UTC
Да, согласен, что главной целью было избавиться от польской проблемы, доказавшей себя в течение свыше ста лет разделов: каждое новое поколение, вырастая, обязательно шло вооруженно восставать, каждый раз всё более остервенело. Что касается дополнительной выгоды в виде пусть поляки идут воевать против Германии и Австро-Венгрии, наверняка такие мысли у русской стороны были. Но сто двадцать лет разделов сделали, можно сказать, своё, и особенно в австро-венгерской части, наиболее в отношении польскости либеральной. Там к 1914 году привязанность к дуалистической монархии была уже очень сильной, настолько, что в 1918 году существовала заметная доля как среди интеллигенции, так и крестьянства, считавшая идеи воссоздания польской государственности ненужной утопией. В немецкой части это показали послевоенные плебисциты: практически всюду голосовали за сохранение земель в составе Германии. Тогда как против России настроения были сильными как в русском разделе, так и в двух других - так сложилось. Польско-советская война 1919-1920 годов это

Reply


Leave a comment

Up