Полуночные склянки отбили и спят,
Светом тусклым от рынды мерцание медное.
Все причалы пусты. Небо чистое, бледное,
Завороженной тишью весь остров объят.
В Петербурге ночь белая многими славлена -
Как достойна в Кронштадте она прославления!
В тишине лесом мачт Усть-Рогатка уставлена.
Отсвет розовый. Флот. Сердце хочет смирения.
Сергей Георгиевич Альбиновский -
тогда старший лейтенант Императорского флота, июнь 1914.
Когда было написано стихотворение, до начала войны оставалось несколько недель. Рында - корабельный колокол, на нём отбивают склянки. Усть-Рогатка - часть военной гавани Кронштадта. Город Кронштадт стоит на острове Котлин, занимая восточную его часть. Я гулял в белую ночь по западной.
Кронштадт я посещал и раньше, но только сам Кронштадт. В июне 2021 я был по работе в Петербурге, командировка закончилась в субботу 19 июня, стояли белые ночи. Я взял два отгула на понедельник и вторник 21 и 22 июня и снова отправился в город-легенду Балтийского флота. Уже много лет туда из Петербурга ходит по дамбе автобус.
Вторым после Паустовского русским писателем, которого мне довелось переводить на польский, был самый, пожалуй, известный маринист советского периода капитан первого ранга Леонид Сергеевич Соболев. Один из его рассказов называется "Ночь летнего солнцестояния". Расцвет творчества писателя пришёлся на сталинский период, но мне это в данном случае не мешало.
Взятое в эпиграф стихотворение о кронштадтской белой ночи дошло до нас на открытке, хранящейся ныне в Риге. С автором, Сергеем Георгиевичем Альбиновским, офицером сначала Императорского флота России, а затем Военно-морского флота возрожденной Польши, я не успел познакомиться лично. Он прожил сто два года, но я узнал о нём спустя несколько месяцев после его ухода из жизни. И всё равно он уже не первое десятилетие незримо сопутствует мне от Финского до Рижского залива в моих балтийских и прибалтийских похождениях.
Среди военных губернаторов Кронштадта, неожиданно встреченных мною в застывшем в белой ночи перелеске на западе Котлина, самым известным является, безусловно, адмирал Степан Осипович Макаров, один из самых выдающихся представителей морской славы России. Он занимал этот губернаторский пост в 1899-1904 годах.
~ ~ ~
В ночь летнего солнцестояния я отправился в своё первое гуляние-постижение острова Котлин.
Котлин лежит в пятнадцати морских милях, двадцати пяти километрах к западу-северо-западу от устья Большой Невы в Петербурге и сам вытянут в том же направлении на двенадцать километров. К северному берегу Финского залива дорожное движение, в том числе автобусное, действует по дамбе уже почти двадцать лет, к южному через тоннель - десять.
В Петербурге и его окрестностях заказывать ночлеги на белые ночи нужно сильно заранее. Я сумел приютиться в кемпинге "Форт Константин" в южной части острова у форта Константин, номер 1 на карте. В заходящем солнце 21 июня я пошёл по юго-западному берегу, и встреченные в тёмном перелеске адмиралы это номер 2. Западную часть острова образует Толбухинская коса, и на самом её конце стоит самый удалённый из стоящих на Котлине фортов, форт Риф, номер 3. А восход солнца я встречал у памятника у кронштадтского Кафедрального морского собора, номер 4. УР это гавань Усть-Рогатка.
В путь. Юго-западный берег:
5.
6.
7.
Мимо этих зарослей с цветущим шиповником дорожка уводит от берега в лес-перелесок, довольно густой. По нему метров триста-четыреста. В прогалине - достаточно неожиданно для острова Котлин, площадь которого шестнадцать квадратных километров, и до 1990-х годов он был доступен только по воде - появляется:
8.
Я потом узнал, откуда и почему. B последние годы девятнадцатого столетия от кронштадтского порта вo всю длину острова до западных батарей, включая форт Риф, цель моего похода, была проложена узкоколейная линия. Паровоз с вагончиками возил боеприпасы, снабжение и людей. В 1960-е батареи береговой обороны утратили значение и были ликвидированы, с ними и железная дорога. А несколько лет назад здесь стал создаваться Патриотический парк, первый его экспонат это бронепоезд из спасенных от разрушения вагонов. Найденные в железнодорожных закоулках Петербурга и области, они были привезены на Котлин. На небольшом отрезке разобранной узкоколейки положили стандартной ширины путь, на нём встал воссозданный бронепоезд:
9.
КБФ значит Краснознаменного Балтийского флота.
10.
Бронепоезд №9 КБФ состоит из двух пульмановских вагонов с бронелистами, маленького штабного вагона-бункера с бойницами для ручных пулемётов, полностью бронированного, и платформы с зенитным орудием. Ночью вокруг никого, и я, естественно, лезу всюду, куда возможно. На зенитную платформу:
11.
12.
В бронированный штабной вагон-бункер:
13.
В первый большой, который за штабным:
14.
И во второй большой, который за платформой:
15.
На том отправляюсь дальше. Ночь белая, но солнце уже зашло, и среди густых деревьев темнота обычно-ночная. Следующее предложение не хочу строить таким образом, что иду я по лесу среди ночи, а вдоль дороги - и так далее. Потому что это в высшей степени уважаемые люди, военные губернаторы и инженеры Кронштадта, их портреты - продолжение кронштадтского Патриотического парка. Стенды установлены у боковой дорожки, ведущей к укреплениям Мортирной батареи. Из лиц на портретах самый известный и прославленный это вице-адмирал Степан Осипович Макаров, флотоводец, военно-морской теоретик, исследователь Арктики. Он на следующей фотографии слева.
16.
17.
18.
Всего там четырнадцать адмиралов и офицеров периода от Крымской до конца Великой (Первой мировой) войны, связанных с развитием кронштадтской базы и её артиллерийских укреплений. Аллея ведёт к одной из двух бывших батарей, входящих ныне в Патриотический парк. Ночью среди деревьев я проход внутрь не нашёл. Через месяц, будучи в Петербурге в июле, я отправился днём в Кронштадт снова, специально чтобы осмотреть и поснимать парк и батареи. Это отдельные фотографии и истории.
~ ~ ~
Образующая западную оконечность острова Котлин Толбухинская коса имеет два километра в длину и двести-триста метров в ширину. Следующая фотография взята из интернета. В правом верхнем углу еле различимые краны - кронштадтский порт.
19.
В основании косы находится форт Шанц, на фотографии невидим. Через него я вышел на северный берег (левый) и дальше шёл в основном по нему. Именно вдоль этого берега утром 5 июня 1705 года во время идущей во всю Северной войны выстроились в кильватер на расстоянии около четырёхсот-пятисот метров от берега - эффективная дальнобойность пушек того времени - двадцать четыре военных корабля Швеции и после длительного обстрела высадили десант. Обороной командовал командир Морского солдатского полка полковник Фёдор Семёнович Толбухин. По одним данным по его приказу на мелководье вдоль берега был заранее выкопан под водою ров, по другим просто там было длинное подводное естественное заглубление, не известное нападающим. Подойдя к мелководью, шлюпки высадили пехотинцев, те пошли по воде незначительно выше колена. Неожиданно идущая фронтом цепь стала ухать в воду по грудь и выше, произошло замешательство, и в этот момент по ним ударил Морской солдатский полк. Шведская сторона потеряла убитыми и пленными около двух третей высадившихся, корабли ушли. В честь победы коса получила название Толбухинской. Так пишет у ворот информационная табличка.
Узнаваемая репродукция картины, часть диорамы "Толбухинская виктория 1705" в петербургском Морском музее, находилась достаточно далеко на стенде по ту сторону запертых на ночь ворот из прутьев, и максимум, что из неё удалось вытянуть фотошопом (еле-еле различимы корабли) -
20.
Северный берег Котлина из-за дамбы, блокирующей с этой стороны почти полностью водоток от Невы, сильно зарастает, пляжи местами стали топкими, в безветрии сильно пахнет гнилыми водорослями. Я шагал частично по берегу, иногда отходя в лес. Время шло к полуночи, и начиналось одно весьма существенное НО. Западная часть острова достаточно заболочена, в лесу немало густо заросших прудов. В июле днём я специально сфотографировал одно такое место в стиле лесных кикимор. Внизу бледное мерцание цвета кикиморы это заросшая вода:
21.
Весьма существенное НО состоит в том, что такого кошмарного количества комаров, как в белую ночь на Толбухинской косе, я не встречал никогда и нигде, хоть мне знакомо, в частности, летнее Полесье. Это полная и абсолютная жуть. При сборах в Кронштадт мне не пришло в голову брать дрызгалку-репеллент, а ещё лучше противомошковую сибирскую шляпу с сеткой и кожаные перчатки. Князь Гвидон в своё время тонку тросточку сломил, стрелкой острой навострил. Я сломил раскидисту веточку ивы и далее около четырёх часов непрерывно махал ею руками попеременно вокруг головы, что сколько-то спасало лицо, шею и уши. Тишь, на заливе полный штиль, проходящие иногда лёгкие дуновения никак комаров не отгоняют. Пятнадцать-двадцать секунд, чтобы остановиться, отложить веточку, достать фотоаппарат и сделать снимок, это всё лицо и руки сразу в комарах. Хотеться фотографировать перестаёт. Но красота вокруг, слава Богу, всё равно воспринимается. За те неполные четыре часа ветерок настолько, чтобы минуты на две, на три отогнать комаров, поднимался раза три четыре, и я сразу за аппарат.
На месте форта Риф береговые укрепления стали создаваться до конца Северной войны. Древесно-земляная батарея, развиваясь, существовала свыше полутора столетий. В 1890 году построено большое бетонное укрепление для четырёх тяжелых (десять дюймов) и шести средних (шесть дюймов, Канэ) береговых орудий. В начале 1950-х орудия заменены на более современные, в 1960-е сняты и они, в конце 1990-х форт оставлен армией, в 2014-м окончательно уходят ночные дамы в бушлатах и с берданками, в 2017-м пустеющий и начинающий сыпаться форт, из которого сколько можно металла сдали на металлолом, постепенно-постепенно, по наличию средств, по кусочкам начинает превращаться в музей.
22.
Вид с бастиона на север:
23.
До еле различимого противоположного северного берега около десяти морских миль или восемнадцати километров.
На юг, откуда светит луна:
24.
До противоположного южного берега семь миль, одиннадцать километров.
Вид на запад; на горизонте дальние маяки.
25.
И на восток; явно начинает светлеть, время около трёх часов по полуночи.
26.
Ещё три фотографии форта Риф:
27.
28.
29.
В начале четвёртого я выдвигаюсь обратно - пешком до начала Толбухинской косы, там к конечной остановке дневного автобуса вызываю такси. Благословляя наступившее отсутствие комаров, еду в центр Кронштадта.
~ ~ ~
Адмирал Степан Осипович Макаров, 1848-1904, родился в Николаеве в семье офицера, погиб во время Русско-японской войны на своём флагманском корабле, броненосце "Петропавловск", попавшем на мину. Он - oдин из самых прославленных русских адмиралов. Самый известный ему памятник стоит в Кронштадте на Якорной площади, главной площади города, рядом с Морским кафедральным собором. "Помни войну" - девиз памятника. Памятник воздвигнут в период, когда Русский Императорский флот восстанавливался, исходя из тяжких уроков войны с Японией.
Причина, почему после бессонной ночи с похождениями меня к восходу солнца понесло на Якорную площадь, - памятник обращён лицом строго на север, и практически на всех его фотографиях, если они сделаны в солнечном свете, лицо в тени. Учитывая обрамляющие площадь дома, деревья и возвышающийся рядом огромный собор, которые все дают тень, по моим элементарным умозаключениям оптимально ловить с адмиралом Макаровым солнце это в самые короткие белые ночи на восходе, когда солнце встаёт максимально близко к северу.
Екатерининская улица вдоль кронштадтского Обводного канала ведёт к Якорной площади:
30.
31.
И восходит солнце.
Первым его видит купол Морского собора:
32.
Солнце встречают храм и адмирал:
33.
34.
Кафедральный Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца.
35.
Вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
-
36.
История и символика памятника, не говоря о биографии адмирала, это отдельная не короткая история на иной раз. Сейчас взглянем лишь на один боковой барельеф.
37.
31 марта (13 апреля) 1904 года, внешний рейд Порт-Артура. Попав на мину, взрывается флагманский броненосец "Петропавловск". С мостика одного из сопровождающих кораблей с ужасом смотрят офицеры и сигнальщики. Немедленно начатые спасательные поиски позволили найти и поднять из воды лишь адмиральскую фуражку.
Помни войну!
38.
39.
Канонический портрет вице-адмирала Степана Осиповича Макарова с автографом по-французски.
40.
Крепостной флаг (гюйс) Военно-морского флота России.
Под ним, в том числе по проектам и под руководством адмирала Макарова, Кронштадт обретал свою оборонную мощь, как и другие русские морские крепости.
Последняя фотография это ивовая веточка, сколько-то спасавшая меня от устрашающих туч комаров на бастионах форта Риф на острове Котлин в ночь летнего солнцестояния 2021 года.
~ ~ ~