Основной пост в
ч.1 и
ч.2.
Двухчастная запись о моём путешествии по местам, связанным с композитором Иоганном Себастьяном Бахом, дала, в том числе, такие комментарии:
drugoj-m: Музыку надо послушать ещё. А она - навсегда...
zena-z-uzhorodu: Интересно было бы узнать о Ваших любимых его произведениях. Я с удовольствием воспользуюсь Вашими рекомендациями, иначе одна в наследии Баха потеряюсь.
san-vladimch: Поддерживаю. Я тогда тоже попробовал бы немного приобщиться.
stary-kresowiak: :-) Постараюсь.
Из около тысячи ста дошедших до нас произведений Иоганна Себастьяна Баха я более-менее представляю себе, может быть, одну десятую. Естественно, его музыка не тривиально проста для восприятия, и чтобы за нею следовать и переживать её примерно так, как того хотел от слушателей композитор, нужно иметь некоторый опыт знакомства с нею. Предполагаю, что у Читающих этот опыт не столь велик, и я приведу несколько скорее небольших произведений, не сложных, но дающих некое минимальное представление о стиле Баха - за исключением кантат и ораторий звучанием от часа до двух с половиной каждая.
Ниже - слушания в сумме почти полтора часа, то есть стандартный концерт. Я вполне понимаю, что не для каждого это настолько привлекательно. От тех, кому интересно и кто выдержит, я с удовольствием узна́ю их мнение. Приводимые произведения относятся к наиболее мне близким и понятным.
Иоганн Себастьян Бах
1685-1750
Первым цитированным произведением в основной записи о Бахе была первая часть Allegro ре-минорного Клавирного концерта. Для меня она - совершенно чётко видимое быстрое движение в предрождественские дни дилижанса, и в нём тридцатидвухлетний Иоганн Себастьян с женою Марией Барбарой и четырьмя маленькими детьми, радостно едущие от пережитых трудностей в Веймаре к новой главе их жизни, какою станет Кётен, самый счастливый период их супружества. В том исполнении, совершенно на мой взгляд великолепном, звучит фортепиано. Во время, когда концерт был написан, инструмента фортепиано, каким мы его знаем сегодня, ещё не было. Были клавесины на пике своей популярности, появлялись клавикорды. Послушаем весь трёхчастный концерт так, как его слышал Бах и его современники. Исполняет камерный оркестр под управлением исключительно интересного современного композитора, исследователя старинной музыки, дирижёра Жорди Саваля, он каталонец. В частности, им возвращена к жизни музыка совершенно забытого французского композитора эпохи барокко Жана де Сен-Коломба с очень интересной биографией, он старше Баха на сорок пять лет, по его следам я тоже ходил - отдельный историко-краеведческий сюжет на иной раз. Сейчас нас ведёт Бах.
Иоганн Себастьян Бах
Концерт для клавесина с оркестром ре-минор BWV 1052
Исполняет камерный оркестр "Концерт народов", дирижёр Жорди Саваль
Партия на клавесине Пьер Онтай
три части, 22 минуты
Click to view
Моё первое, как начинающего журналиста, интервью с музыкантом было с победителем Одиннадцатого международного конкурса имени Шопена, московским пианистом Станиславом Станиславовичем Буниным. Мне было двадцать шесть, ему двадцать. Поскольку моя тётя в Москве знала его маму, с их стороны реакцией на то интервью было: "О чём могут разговаривать два младенца? Понятно, о философии". Какие-то философские темы тоже присутствовали, но в основном музыкальном тематическом русле Станислав Станиславович произнёс фразу, очень мне запомнившуюся: "Музыка барокко это сверкающий фейерверк". На мой взгляд одним из самых характерных ослепительно сверкающих произведений Баха является его Вторая оркестровая сюита си-минор, посвященная Марии Барбаре и написанная в очень счастливые их годы в Кётене. В основной записи цитировалась наиболее её известная, последняя часть "Бадинри́". Послушаем полностью сюиту.
Иоганн Себастьян Бах
Сюита №2 для флейты с оркестром си-минор BWV 1067
Исполняет Амстердамский оркестр музыки барокко под управлением Тона Коопмана (он у клавесина)
семь частей, 19 минут
Click to view
В объявленный ЮНЕСКО Международный год Баха и Генделя, 1985 год, я на концертах впервые увидел и услышал лютню. Ниже - два лютневых произведения: барочная лютня, в точности такая, какой она была во времена Баха, и лютни чуть более поздние, с не изогнутым, а удлиненным грифом. Оба звучания меня совершенно завораживают. Первое - американский лютнист ближневосточного происхождения, второе - польская пара.
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия для лютни до-минор BWV 999
Исполняет Яир Авидор
2 минуты
Click to view
Иоганн Себастьян Бах
Синфония для двух лютней ми-минор BWV 29/1006a
Исполняют Анна Ковальская и Антони Бируля
4,5 минуты
(в заглавии не опечатка: Синфония через н)
Click to view
В широком понимании и восприятии Бах, наверное, больше всего известен, как органист. Действительно, он и родившийся с ним в один год Георг Фридрих Гендель вывели орган из чисто церковного инструмента к будущей более широкой аудитории. Самое знаменитое произведение Баха из вообще всего его наследия это органная ре-минорная Токката. Но послушаем ещё одно его органное произведение, исключительно мне нравящееся:
Иоганн Себастьян Бах
Концерт для органа ре-минор BWV 596
Исполняет Лео ван Дуселаар
пять частей, 11 минут
Click to view
Ре-минорную Токкату в феноменальном, космическом исполнении английского органиста Питера Хёрфорда мы слушали в заключение моей основной записи о Бахе, она там полностью. На её тему написаны сотни, если не тысячи страниц исследований. Она - моментально узнаваемая своего рода визитная карточка Баха. Послушаем её в великолепном переложении для арфы. Совершенно гениальное звучание под пальцами петербургской арфистки Софии Алексеевны Кипрской, лауреата первых премий нескольких международных конкурсов, в том числе конкурса "Золотая арфа" в 2011 году.
Иоганн Себастьян Бах
Токката и Фуга ре-минор BWV 565 в переложении для арфы
Исполняет Софья Кипрская
8,5 минут
Click to view
Лейпциг, древний торговый саксонский город - с него я начал узнавать Германию и замечательный немецкий колорит в разных, часто слегка весёлых проявлениях. И Лейпциг - город, где дольше всего прожил Бах, двадцать семь лет, достигая высших вершин своего потрясающего творчества.
Лейпциг считает Баха своим. Летним поздним вечером на главной площади Старого города перед большой Старой ратушей, которая сегодня лейпцигский архитектурный символ, собирается массово народ. Забравшись на балкон под башенными часами Старой ратуши, любительский городской духовой оркестр, который в иные летние случаи вполне аккомпанирует уличному цирку или параду пожарных команд, играет вечернему городу, вечерним слушателям своего главного композитора. Для меня это один из очаровательных немецких штрихов.
Гербу и геральдическим цветам Лейпцига, синему и золотому, ныне свыше шестисот лет. Этот флаг вместе с национальным и ЕС развевается на башне.
Иоганн Себастьян Бах
Токката и Фуга ре-минор BWV 565 в переложении для духового оркестра
Исполняет Лейпцигский любительский духовой оркестр
6 минут
Click to view
В заключение - музыкальная театральная мини-постановка. Знакомство Баха с его второй женою, певицей сопрано Анной Магдаленой, произошло, как написал впоследствии один из их сыновей, благодаря слегка забавному эпизоду на репетиции. Приведенная мною сцена в основной записи повторена за рассказом преподавателя истории в лейпцигской Школе Святого Томаса доктора Карла Крихбаума, с которым я общался. Так же мы это видим в великолепном четырёхсерийном художественном фильме о композиторе "Бах", Германия 1985, режиссёр Лотар Беллаг, в главной роли Ульрих Тайн, фильм снят к трёхсотлетию со дня рождения Баха. Здесь же момент знакомства показан по-иному, ещё более забавно. Кто знает, может быть было как раз так.
Это одна из частей - одна из арий - Кантаты ко дню Святого Иоанна. В главной роли - чешская меццо-сопрано мировой известности Магдалена Кожена. В конце мы переносимся в наше время. МОЙ ВОПРОС К ЧИТАЮЩИМ, СЛУШАЮЩИМ И СМОТРЯЩИМ: как Вы понимаете финал с падающими нотами и увековеченной чернильной кляксой? Мне мини-спектакль исключительно нравится, но финал драматургически непонятен.
Театрализованная вариация на тему:
Иоганн Себастьян Бах
Кантата №30 Ко дню Святого Иоанна BWV 30, часть 5 Ария для альта
Арию исполняет Магдалена Кожена
5,5 минут
Click to view
Очаровательно, правда? Слова арии:
Kommt, ihr angefochtnen Sünder,
Eilt und lauft, ihr Adamskinder,
Euer Heiland ruft und schreit!
Kommet, ihr verirrten Schafe,
Stehet auf vom Sündenschlafe,
Denn itzt ist die Gnadenzeit!
Подстрочно -
Вперёд, искупаемые грешники,
Торопитесь и бегите, вы, Адамовы дети,
Ваш Cпаситель зовёт и вопиет.
Вперёд, заблудшие овцы,
Пробуждайтесь от грешного сна,
Ибо наступил час прославления!
На бис - ещё раз двухминутная до-минорная прелюдия для лютни, на этот раз в переложении для архлютни в исполнении самого известного и признанного современного архлютниста Дэйвида Тэйлера.
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия для лютни до-минор BWV 999
Исполняет Дэйвид Тэйлер
2 минуты
Click to view
Словами милейшего доктора Крихбаума, который тогда, тридцать лет назад, вёл также по Лейпцигскому радио музыкальные передачи, в заключение после прозвучавшего произведения он обычно говорил:
- Großartig, nicht wahr?
То есть: "Великолепно, не правда ли?"
Правда!