Начало в
ч.1.
Настоящая двухчастная запись - о моей первой поездке в Германию в мае 1989 года с главной историко-краеведческой темой посещения мест, связанных с Иоганном Себастьяном Бахом, одним из моих самых-самых-самых любимых композиторов. Было рассказано о тюрингских городах Эйзенахе и Эрфурте. Под Рождество 1717 года после начавшихся трудностей на службе в Веймаре и трений со старым герцогом Вильгельмом Эрнстом Заксен-Веймарским тридцатидвухлетний Бах, уже признанный композитор и музыкант, с женою Марией Барбарой и четырьмя детьми уезжает из Веймара в Кётен по приглашению князя Леопольда Анхальт-Кётенского на пост дирижёра его придворного оркестра. Зимняя дорога, дилижанс, сто миль пути, топот копыт, льётся сияющее бравурное Allegro Клавирного концерта ре-минор.
Перед нами город: издали видимые характерные два шпиля собора Святого Иакова; арочные городские ворота. Вслед за Иоганном Себастьяном и Марией Барбарой отправляюсь в Кётен я.
34.
35.
Стоим у ворот Кётена.
Путешествие по следам Иоганна Себастьяна Баха
Eine Reise auf den Spuren von Johann Sebastian Bach
Моим друзьям в Германии Андреасу и Варваре
III. Кётен. Дирижёр придворного оркестра
36.
На протяжении почти пятисот лет главным въездом в Кётен с юга были Медвежьи ворота, Bärtor, разобранные в середине девятнадцатого века. Я приезжаю тоже с южной стороны - из Лейпцига полтора часа на поезде.
37.
Нынешний Кётен - город с неполными тридцатью тысячами жителей, находится в ланде (области) Саксония-Анхальт. Главной архитектурной доминантой является собор Святого Иакова, построенный на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков и с тех пор почти не изменившийся:
38.
39.
Его парные шпили видны практически отовсюду в Старом городе:
40.
41.
А во времена Баха Анхальт представлял собою одно из многочисленных немецких княжеств, по территории в несколько раз меньше нынешнего ланда Саксония-Анхальт. Кётен был тогда столицей, в ней Анхальт-Кётенские князья жили и управляли княжеством из замка, который, многократно перестраиваемый, стоит по сей день:
41.
Пригласивший Баха князь Леопольд Анхальт-Кётенский был очень светлой фигурой, широко образованным человеком, увлекавшимся искусством, особенно музыкой.
42.
В возрасте шестнадцати-девятнадцати лет он совершил большое путешествие по Европе: Голландия, Франция, Англия, Италия и Австрия, в ходе которого немалые даже для княжеской казны средства тратил на оперы, концерты, музеи, посещение университетских библиотек, общение с музыкантами и занятия музыкой самому. По возвращении, впервые услышав Баха на свадьбе своей сестры, игравшего там свои произведения, он был восхищён его талантом и пригласил возглавить придворный оркестр. Князь был на девять лет моложе Баха: в год прибытия нового придворного дирижёра ему было двадцать три.
В год моего первого приезда, май 1989, предпоследний год существования Германской Демократической Республики, районный центр Кётен был по-немецки опрятен, но по внешнему виду не блестел. Особенно это относилось к замку:
43.
Лишь два зала были открыты для посещения: концертный зал, в котором раз в два года проходили баховские фестивали, и музейный зал; в нём, помню, на меня большое впечатление произвёл, как зазвучавшая из прошлого струна, грифельный рисунок вида Кётена из окрестных полей с датой 1717 - год приезда семьи Бах.
Ныне, спустя тридцать лет, замок полностью приведён в порядок, побелел:
44.
45.
В нём полностью отреставрированы исторические покои:
46.
47.
48.
Самый эффектный - Зеркальный зал, Spiegelsaal, это бальный зал. Во время фестивалей в нём ставятся сидения, и он становится концертным:
49.
Обращает внимание узор сводов:
50.
В том числе герб князей Анхальтских:
51.
По выходе из замка в десяти минутах пешком стоит дом на улице Wallstraße, в котором жил с семьёй Иоганн Себастьян Бах - серое здание справа:
52.
Дом перестраивался, сейчас это не музей, а дом престарелых. На памятнике надпись: "Иоганн Себастьян БАХ 1685-1750. Придворный капельмейстер в КЁТЕНЕ 1717-1723". Можно обратить внимание, что название города написано в старой орфографии CÖTHEN, измененной реформой после Первой мировой войны.
Здесь спустя год после переезда рождается последний ребёнок Иоганна Себастьяна и Марии Барбары. Князь Леопольд очень высоко ценит Баха, как композитора и музыканта, содействует его творчеству, относится к нему и фрау Бах с большим уважением и симпатией. В отличие от герцога Веймарского поощряет его концертные выезды в другие города, нередко едет вместе с ним, гордый тем, какого ранга музыкальный талант он с собою привозит. В ранней молодости князю Леопольду предлагали военную карьеру, но он отказался, предпочитая княжить в Кётене и увлекаться искусством. Теперь он создаёт княжескую гвардию, основное занятие которой - марши и парады, музыку к которым он сочиняет сам, а Бах его в этом консультирует: на плацу с шагающими гвардейцами ставятся два клавесина. Со своей стороны, весьма демократично для того времени, князь приглашает Баха на изысканные конные выезды, а на балах в замке придворный дирижёр не только руководит оркестром, но и выполняет роль гостя с также приглашенной Марией Барбарой.
В Кётене Бах создаёт произведения, наиболее близкие общему настроению музыки барокко, которое впоследствии назовут сверкающим фейерверком. Это его знаменитые Бранденбургские концерты, инструментальные сюиты. Некой мини-квинтэссенцией кётенского периода творчества композитора является последняя часть "Бадинри" (по-французски "шутка") Второй си-минорной оркестровой сюиты, она неофициально посвящена Марии Барбаре. Мотив последней части родился у Баха, когда он ехал в карете по летней лесной дороге, возвращаясь домой.
Звучания - неполные две минуты, мелодия достаточно узнаваема. В предлагаемом исполнении Амстердамского барочного оркестра инструментация именно такая, для которой писал Бах: ведущая флейта, две скрипки, альт, виолончель, контрабас и клавесин с традиционной для барокко партией basso continuo. Запись идеальна ещё тем, что звучание клавесина на теряется. Слушатели чуть более опытные могут затем вернуться в самое начало и послушать всю сюиту полностью, почти двадцать минут.
Иоганн Себастьян Бах
Сюита для оркестра №2 си-минор BWV 1067, часть седьмая Badinerie
Исполняет Амстердамский камерный оркестр музыки барокко под управлением Тона Коопмана
(он у клавесина)
Click to view
53.
Кётен это самое счастливое время Иоганна Себастьяна и Марии Барбары. Уже два с половиной года этой их новой жизни.
Но грянул гром - тяжёлый и непоправимый. В июле 1720 года в возрасте тридцати пяти лет неожиданно, не проснувшись утром, умирает Мария Барбара. Причины смерти не дошли до нас. Не сохранилась и её могила. Обелиск в её память и её отца, композитора Иоганна Михеля Баха (двоюродный брат отца Иоганна Себастьяна) стоит в её родном городе Герен в Тюрингии, установленный у дома, стоящего на месте дома, в котором Мария Барбара родилась и провела детство:
54.
А жизнь идёт дальше. Год спустя придворный хор репетирует новое вокальное произведение Баха, в какой-то момент солистка берёт ноту на несколько тонов выше, чем в партитуре, Бах сразу останавливает:
- Сударыня, вы фальшивите. Зачем Вы это сделали?
- Ах, сударь, здесь всё настроение зовёт ввысь, и дальше тоже, вот смотрите...
Она поёт несколько тактов не по партитуре, уходя в высокое сопрано, затем возвращается к написанному.
Бах смотрит на неё, проигрывает услышанное на клавесине и соглашается: да, так действительно лучше, исправляет ноты. Солистка новая, талантливая, недавно принятая, ей двадцать лет, моложе Баха на шестнадцать, её зовут Анна Магдалена Вильке. Спустя следующие полгода при всяческой поддержке князя они венчаются. У Баха четверо детей. В последующие годы Анна Магдалена родит ему ещё тринадцать, из которых не уйдут из жизни в младенчестве шестеро.
А пока что в том же году венчается сам князь Леопольд. Молодая княгиня Фридерика Генриетта смотрит на жизнь значительно практичнее, чем муж, решительно считает, что вместо увлечений концертами и марширующей разодетой гвардией надо заниматься хозяйственными делами княжеского двора, а желательно и всего княжества. Рождается княжеский первенец. Князю Леопольду становится не до музыки. А Бах, сам того не желая, бывает, что среди ночи будит себя и жену тем, что в слезах зовёт явившуюся во сне Марию Барбару. Дом создавался ею. Следующее обстоятельство - старшие дети идут в школу, и Бах не доволен даже лучшей в хотя столичном, но всё равно небольшом Кётене. Всё вместе склоняет Иоганна Себастьяна и Анну Магдалену уехать. Недавно написанная им религиозная евангельская кантата "Страсти по Иоанну" была восторженно принята в Лейпциге, Бах приглашён стать музыкальным руководителем - кантором - главного лейпцигского протестантского собора Святого Томаса.
Сборы. Экипажи предоставляет князь Леопольд. До свидания, Кётен.
55.
Auf Wiedersehen, Köthen.
IV. Лейпциг. Кантор (музыкальный руководитель) собора Святого Томаса.
А я дополнительно в винном погребе
Столица Саксонии, ланда, а в прошлом курфюршества, это Дрезден, тогда как самый её крупный и наиболее значимый торговый город - издавна Лейпциг. Главный лейпцигский протестантский собор Святого Томаса относится ныне к самым известным христианским храмам мира благодаря Иоганну Себастьяну Баху.
56.
57.
Первая небольшая церковь была здесь построена в начале тринадцатого века. В течение последующих четырёх столетий собор увеличивался, перестраивался и примерно за двадцать лет до прибытия Баха приобрел свой нынешний вид:
58.
Здесь его видим на раскрашенной гравюре Эрнста Иоахима Шефлера, известного художника-гравера того времени, гравюра относится ко второй четверти восемнадцатого века, то есть в точности периоду, когда в Лейпциге жил Бах:
59.
Присмотримся к площади, она доныне называется Двор собора Святого Томаса, Thomaskirchhof:
60.
В правой части площади можно увидеть лектику, такую мини-карету, у которой вместо лошадиной тяги два человека, несущих её на шестах - вполне ещё встречающееся во времена Баха средство транспорта по городу. Но важнее здание фасадом на нас, замыкающее площадь. Это Школа Святого Томаса. За несколько лет до приезда Баха её надстроили до шести этажей вместо первоначальных трёх. Изначально в ней учили мальчиков хоровому пению для нужд собора. В интересующее нас время она имела уже признанный ранг, как школа при соборе Святого Томаса, в которой мальчиков помимо основных предметов расширенно учили вокалу и основам музыки. Преподавание этих дисциплин тоже входило в сферу обязанностей кантора собора. В этом же здании были комнаты для него и семьи. Кроме того, помимо основной музыкальной деятельности у Святого Томаса, он должен был проводить концерты в трёх других основных соборах города. После не столь катастрофических, как в Дрездене, но тоже тяжёлых англо-американских бомбардировок Лейпцига в конце Второй мировой войны собор Святого Томаса к счастью уцелел, но из трёх других сохранился лишь собор Святого Николая - он на гравюре Шефлера того же периода и на современной фотографии:
61.
62.
63.
Двадцать семь лет в Лейпциге это наиболее плодотворный этап и вершина творчества Баха, как великого гения музыки. Он пишет во всех известных жанрах, значительно развивая их и создавая новые. Рождаются от огромных церковных ораторий до инструментальных миниатюр. Признание Баха композитора и мастера-виртуоза приходит в ведущие культурные столицы Европы. Курфюрст саксонский Фридрих Август Второй, избранный на королевский трон Речи Посполитой под именем Августа Третьего, жалует Баху титул королевского композитора - титул лишь почётный, отнюдь без финансовой составляющей: должность кантора собора Святого Томаса позволяет большой семье Бах жить без изысков.
Счастлив Иоганн Себастьян и в семейной жизни. Единственный известный сегодня портрет его второй жены Анны Магдалены - гравюра будущих супругов в период помолвки ещё в Кётене:
64.
По прямой мужской линии Иоганн Себастьян Бах был музыкантом в четвёртом поколении. Из десятерых его детей, не умерших в младенчестве и раннем детстве (четверо Марии Барбары и шестеро Анны Магдалены), все шестеро сыновей стали музыкантами, пятеро из них доныне помещаются в мировые музыкальные энциклопедии, как композиторы и исполнители. Детей с раннего возраста учил музыке Бах. Вряд ли найдётся другой отец, достигший ТАКИХ результатов своего воспитания.
В единственной иллюстрированной краткой биографии Баха, издание во второй половине девятнадцатого века в Лейпциге, на рисунке видим семью Бах с уже восемью детьми.
65.
Слева со скрипкой самый старший и наиболее одарённый, будущий признанный композитор Вильгельм Фридрих Бах. Анна Магдалена помогает одному из младших сыновей со словами или нотами вокала. Справа у стола служанка.
Чтобы накормить, одеть, обуть и дать образование этому обществу Бах помимо основной работы сколько может концертирует - в частности, в кофе-хаусе Готлиба Циммерманна, современника Баха, который сделал своё заведение местом регулярных музыкальных встреч - Musikalische Zusammenkünffte (интересно, что данное словосочетание сегодня в иных контекстах переводят, как "музыкальная тусовка"). Кофе-хаус Циммерманна был одной из главных достопримечательностей Лейпцига свыше двух столетий, его традиция оборвалась с разрушением исторического барочного здания под бомбами 1944 года. Вместо него мои лейпцигские друзья повели меня в другое, ещё более колоритное и давнее место: винный погреб Ауэрбаха, существующий в лейпцигском Старом городе с 1430-х годов. Наиболее он славен частыми посещениями самого выдающегося немецкого поэта, моложе Баха на шестьдесят четыре года, Иоганна Вольфганга Гёте и описанными им доктором Фаустом, Маргаритой и Мефистофелем. Это отдельный красочный рассказ, сейчас лишь четыре фотографии - Погреб Ауэрбаха, Auerbachs Keller:
66.
67.
68.
69.
За столом у Ауэрбаха меня знакомят с одним из преподавателей Школы Святого Томаса доктором Карлом Крихбаумом. В Германии к каждому, кто обладает первой учёной степенью, обращаются не Herr, a Doktor. Доктор Крихбаум - немецкий кресовянин, родился и застал мальчиком довоенный пограничный Флатов, отошедший после Второй мировой войны к Польше и ставший Злотовом. Со мною, душевно улыбаясь, он старался говорить по-польски и потом водил меня по собору.
69.
Основные нефы в сторону от алтаря к главному органу
70.
Орган в боковом нефе. На нём номограмма Баха.
Она состоит из двух наложенных зеркально инициалов JSB.
71.
Кантор собора на одном из витражей.
72.
Алтарная часть. И там, у самого алтаря -
73.
Один из величайших композиторов мира покоится в самом почётном месте храма.
Иоганн Себастьян Бах ушёл из жизни в возрасте шестидесяти пяти лет 28 июля 1750 года.
Евангелие от Иоанна первым своим предложением глаголет: "В начале было Слово". По-немецки - Im Anfang war das Wort. Среди немецкоговорящих ценителей великого композитора свыше столетия ходит также фраза Im Anfang war Bach: в начале был Бах. С него начинается мировая музыкальная культура в существующих доныне формах: им заложены её основы. И с него же начался мой, примерно с возраста двадцати пяти лет, более-менее интерес к серьёзной музыке.
Не все его произведения до нас дошли; считается, что сохранилось около двух третей. Но это и так свыше тысячи наименований.
Самый известный ему памятник стоит непосредственно рядом с его собором, воздвигнут в 1908 году, автор скульптор Карл Зефнер:
74.
Левый карман камзола у композитора вывернут:
75.
Это одна из интересностей, которые я помню из рассказа милейшего доктора Крихбаума. Несмотря на признание и славу Иоганн Себастьян Бах никогда не был богатым человеком. Нужно было поставить на ноги десятерых детей, обеспечить всем учёбу, а четырём дочерям разумное приданое. К концу жизни в семье не было достаточно денег, чтобы систематизировано издать его произведения, Бах стал сам гравировать ноты на медных листах для печати, на чём в последние свои месяцы потерял зрение. Сегодня, спустя почти триста лет, его партитуры печатаются по всему миру.
Самый известный, канонический портрет Баха принадлежит кисти его современника, саксонского художника Элиаса Готлоба Хаусманна. Картина создана в 1746 году, композитору шестьдесят один:
76.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
21 марта 1685, Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг
Из необъятного баховского наследия полностью послушаем самое узнаваемое его произведение и самое известное во всей мировой органной литературе: Токката и Фуга ре-минор.
Из свыше двадцати записей в интернете эта мне ближе всего, исполняет очень известный английский органист Питер Хёрфорд.
BWV - от немецкого Bach Werke Verzeichnis, Каталог работ Баха, это современная система нумерации, принятая для сочинений Баха после их полной систематизации.
Бах родился и прожил жизнь в строгой протестантской традиции. Величайший гений являет себя космосом непрерывного устремления к Богу, мудростью движения галактик. Жизнь есть молитва - в радости и в сосредоточении. Мощь и величие Токкаты потрясают. Послушаем, это девять минут звучания.
77.
Главный орган собора Святого Томаса. На нём на этой галерее играл Бах.
Иоганн Себастьян Бах
Токката и Фуга для органа ре-минор, BWV 565
Исполняет Питер Хёрфорд
Click to view
Чтобы такое создать, нужно быть в состоянии объять вселенную. Вершина человеческого гения пред незримом ликом вездесущего Бога Всевышнего.
Для меня одним из критериев исполнения ре-минорной Токкаты, позволяющим считать, что исполнение моё, это в фуговой части ощущение одновременно погружения и взлёта в бесконечность, которая есть океан и космос. Органист Питер Хёрфорд такое чувство даёт. В данной записи - фрагмент с 4:52 в течение следующих пятнадцати-двадцати секунд. При возможном повторном слушании обратите внимание.
И на том я надеюсь, что я хотя бы на один атом приблизил Иоганна Себастьяна Баха.
78.
79.
80.
В начале был Бах
Im Anfang war Bach
Появился также
постскриптум.