Поездка на Юг-1961, ч. 8

Jan 22, 2022 00:01


Предыдущий выпуск - вот тут.

Харьков наши герои - семейная пара средних лет из Горького на "Москвиче-407Б" с ручным управлением - проехали достаточно быстро, если судить по тому, что от города осталась только одна фотография. А может быть - уже наступал вечер, свет ушел, фотографировать было не с руки. Пора было устраиваться на второй после Москвы ночлег (напомню - первый был в кемпинге на выезде из Орла).

Похоже, что именно такой формат размещения нравился нашим героям больше всего. А может быть, именно в кемпингах было больше вероятности найти свободные места для постоя. Потому что ночевка с 10 на 11 августа 1961 года состоялась тоже в кемпинге - точнее, в доме отдыха "Кемпинг" в поселке Высокое на выезде из Харькова. Этот кемпинг уже лет 10 как закрыт, не действует - однако в память о нем остался одноименный пост ДПС около Харькова на трассе Е105.

И знаете - я понимаю наших путешественников. Потому что - ну что можно увидеть в городской гостинице (если даже забыть о дефиците мест)? Номер той или иной степени комфортности, ресторан (дорого!), коридоры... А в кемпинге - вокруг десятки коллег по увлечению автотуризмом. В том числе - вот на таких автомобилях!



(фото размыто из-за "шевеленки", потому что уже поздний вечер, сумерки - но кто не опознал, я подскажу: слева стоит великая модель Citroёn DS (или упрощенная версия ID, тут не видно), справа - Peugeot 403. Гости, судя по всему, из полудружественной Франции (оттепель, нужно привлекать в страну валюту - и вот СССР стимулирует въездной автотуризм даже из капстран). Кинематографический образ такого туризма можно увидеть в фильме "Леон Гаррос ищет друга" (1960). Но там герои ехали хоть на машинах, но налегке, а тут - с прицепами-караванами (тоже, разумеется, европейскими).




Надо сказать, что автодома за последние 60 лет изменились не так сильно, как автомобили. А еще - наличие на советских шоссе настоящих иностранцев на настоящих современных иномарках изрядно смущало, надо полагать, души советских автолюбителей. Вот перед нами - "Москвич-407" и Peugeot 403. Они, на самом деле, почти на равных - "Москвич" немного поменьше и на 2 лошадиных силы слабее (если, конечно, "пежо" к нам приехал не с форсированным 1,5 л мотором, а со стандартным 1,3, выдававшим 47 л.с. против 45 москвичевских). Другое дело, что модель была у французов уже не самая свежая - в 1960 году вышел "Пежо-404", который был прямым конкурентом уже следующего, 408-го "Москвича" - а тот выйдет только в 1964 году. Если бы приехала свежая 404-ка, машина наших героев выглядела бы устаревшей.

Ну, а по сравнению с ситроеновской "богиней" - любая малолитражка тогда выглядела бедной родственницей, конечно. И прицепов-дач в СССР не выпускалось серийно до самой Перестройки (периодически в журналах публиковались чертежи и успешные примеры самоделок такого рода, но - и всё). В общем, было вокруг чего ходить кругами, интересоваться и немного завидовать (и фотографировать, конечно).

А советские автотуристы, не имевшие прицепов-дач, пользовались обычными брезентовыми палатками (ныне, на сленге реконструкторов - "пионерками").




Кемпинг предоставлял богатую инфраструктуру: вкопанные столики, засыпанный хлоркой санитарии ради дощатый туалет, не всегда работаущую душевую. Впрочем, домик администрации выглядит вполне прилично.




Итак, наступило утро - пора в дорогу. Заплатили за постой - и вперед! Прежде чем занять место справа, штурман и верная супруга фотографирует пилота.




(к слову сказать - на этом фото хорошо видно, что лобовое стекло "Москвичей" того времени было сделано из так называемого сталинита - оно же закаленное стекло. Если в него попадает камень, оно разлетается на мелкие, но не острые осколки. Современные же автомобили имеют лобовые стекла, сделанные из триплекса - между двумя слоями закаленного стекла находится полимерная прозрачная пленка, которая в случае удара удерживает на себе стекло, и получаются просто сколы либо трещины).

А вот смотрите, сколько ночью было на стоянке туристов, пока они не разъехались: именно туристы примяли машинами и палатками траву на поле.




Вот такой укромный уголок за багажником "Москвича" стал походной (кемпинговой) столовой для наших героев. Пикник - не экзотика, а основной вид трапезы в путешествии!




Чуть подробнее рассмотрим столовый инвентарь - вполне типичный для того времени, да и двумя десятилетиями позже ничего не изменилось. Скатертью служит газета; первое, что выделяется - китайский термос с алюминиевым кожухом, стеклянной колбой и деревянной пробкой, который, надо заметить, выпускается и по сей день. Эмалированные кружки. Вареные яйца (именно его, крутое яйцо, и поглощает мужчина на фото). Твердый сыр и хлеб. Пикниковой корзиной служит полотняная (довольно стильная!) сумка на переднем плане. Возможно, но я не уверен, у них там еще и творог на завтрак. Вся "молочка", очевидно, куплена по пути - вспомним, что наши герои проезжали богатые базары.




Вот: поели, и вся "поляна" убрана в сумку, экипаж готов к отбытию!




По дороге - снова военный памятник (возможно, братская могила). Где именно снято - не могу, к сожалению, сказать, но точно между Харьковом и Новомосковском. Потому что Новомосковск - следующая остановка наших героев.

Вот мелькают все более мощные совхозные усадьбы...




И глядишь - вокруг уже полноценный город, вот ворота городского парка...



Люди, одетые как в большом городе, ходят по бульварам...




И - открывается перед глазами фантастический, чисто украинский по своей стилистике Троицкий собор (1778). А под ним - гостиный двор с оживленными лавками.




Бросается в глаза огромное количество велосипедистов. Мода людей - сугубо городская.




Около собора - как обычно, место притяжения наших героев: базар! И тут нет ничего зазорного: надо пополнить запасы провизии. Тем более, что здесь может быть что-то местное, вкусное и не очень дорогое (совершенно так же и мы ныне прочесываем базары и местные продмаги хоть в Вологде, хоть в Будапеште; лучшие сувениры - съедобные сувениры, а кулинарные впечатления - одни из самых важных!).



Еще раз бросим взгляд на базарчик, а еще - сравним два туристических "Москвича": курский (с гигантическим багажником на крыше, слева - для перевозки сельхозпродукции) и белгородский (без багажника, справа). Похоже, их обладатели тоже едут на юг. Или - или они приехали сюда на базар и сейчас кааааак закупятся чем-нибудь задешево? Право, не знаю!

А ведосипедисты интересные - аж в шляпах (хипстеры-то, а!). Даже интересно, как у мужчины эта шляпа не падает. Трасса идет прямо через Новомосковск, со всем ее грузовым и легковым трафиком. Перед велосипедистами тарахтит 400-1 или 401-й "Москвич", который вряд ли пойдет на обгон грузовиков (да и запрещено это, кажется, было в городах, да и мотор не способствует гонкам). Обратите внимание на паутину проводов: электроснабжение, телефон, телеграф - всё по воздуху!




А чуть отъедешь от города - и вот чумаки как в старину, пожалуйста! С волами! Хорошо, что вовремя ушли с трассы, а то тащись за ними.




Продолжение следует!

очерк, байдарскиеворота, история, старожитности

Previous post Next post
Up