Предыдущий выпуск -
вот тут.
Где наши герои заночевали после Харькова? А возле Мелитополя, откуда до Крыма два шага (это явствует из вычерченной карты путешествий этой семьи, которая прилагалась к альбому; терпение, она тоже предстанет в свой черед нашему взгляду). Тоже, по всей вероятности, в кемпинге или вообще дикарями. На календаре 12 августа 1961 года.
Мелитополь - фруктовая столица, быть там в августе и не заглянуть на базар - ну право, невозможно! Отсутствие монументальных авосек и ящиков в кадре объясняется лишь тем, что в Крыму-то тоже фруктов не так чтобы мало (спасибо недавно прорытому Северо-Крымскому каналу), и значит - по дороге "туда" можно особо не закупаться. Это вот обратно, едучи домой, закупиться как раз стоит!
Лето, жара, булыжная мостовая. Кто в отпуске (Марина - слева), кто работает (человек справа).
И вот - въезд в Крым через Перекопский перешеек (слева - вода, справа - рельсы и тоже вода). И - отличные крымские дороги. Натурально - высшего класса (если сравнить, например, с французскими национальными шоссе того же времени).
Вот эта очередь из машин, можно подумать, стоит к "Мак-авто". Но нет, конечно же. И даже не к столовой, и не к магазину. Посмотрим на контингент машин, проезжающих по трассе в Крыму. Наш "Москвич" - третий в очереди, вслед за двумя "Волгами" (постарше - со звездой на решетке радиатора, и поновее - с "акульей пастью"; обе с оленями). Внимание - на багажник первой "Волги": он, возможно, самодельной конструкции (к 1961 году фабричные только начинались производством), а поклажа заботливо укрыта брезентом. У второй московские номера 85-73 МОА. И, увы, отвалился правый передний колпак: дефицит! За "Москвичом" еще одна новенькая "Волга", за ней скромно пристроилась ее предшественница "Победа", еще "Волгу" мы видим на заднем плане.
А посмотрите, как гордо шествует человек мимо автомобилей! Узнать, вероятно, как дела впереди.
И есть ли надежда достать бензин: очередь эта - раскроем карты - на АЗС. Вывеска дает нам и точную локализацию: Тимирязево, сразу после Джанкоя.
До Симферополя - 80 километров. Колонки есть старые - высокие, с лампочками, ручные... И новые - со стрелочными указателями, полуавтоматические. Бензин, в частности - А-66. Именно его, похоже, заправляют в "Москвич" первого поколения с мощнейшим багажником на крыше. Оно понятно, зачем "слонику" такой багажник: иначе ничего не увезешь, салон очень тесный, а внутренний багажник символический почти.
Проезжаем мимо новенького здания не то техникума, не то школы, не то поликлиники...
И вот перед нами уже Симферополь. Вокзальная площадь. Напомню, что мы в пределах УССР, поэтому вот они - вывески на украинском!
Троллейбусная станция у вокзала - вот она, уже работает, а слева еще работает трамвай (его уберут через несколько лет, увы). Вот он, вагончик "Гота", производства ГДР. А троллейбусы стоят "под парами" - это те самые "Шкоды-9", которые ходили до недавнего времени.
В Симферополе, между тем, надолго наши герои не задерживаются (или кадров уже жалко?..) - направляются на юг, к Черному морю! И обретают его через сотню-другую километров!
Крымский кемпинг, а если быть точным - дикая автостоянка прямо на пляже. Кого мы тут видим? Сейчас разберемся))) Наш "Москвич" присоседился к более старому собрату с номерами старого, до 1959 года, стандарта серии ЩЮ. Ой. Что же это? Сверяемся с картотекой - а, уф, всё нормально, Днепропетровская область (кроме Днепропетровска). Дальше у нас - грузовик ГАЗ-51, на котором целая команда единомышленников приехала отдыхать. Бывала такая практика: просили у родной конторы транспорт, и если это не совхоз-колхоз, а на дворе не уборочная (а и в самом деле, кто в уборочную уезжает к морю?!), грузовик в порядке помощи в организации отдыха могли дать. На десятерых-пятнадцатерых. Двое в кабине, остальные на лавочках в кузове, ничего. Кстати, что грузовик делает? А он - буксует и пытается выехать назад из песка. Несколько человек его толкают, чтобы легче ехалось...
А дальше стоят хорошие машины - почти сплошь "Волги", а вон справа даже "ЗиМ" стоит шестиместный... И все укрыты чехлами, потому что солнце. Не хочется потом в раскаленный салон, да и обивка выцветет, а пластмасса (как мы теперь, увы, хорошо знаем) страдает.
У наших героев авточехла, впрочем, нет, поэтому они поступают вот так:
Тоже годится: краска не выгорит, салон не раскалится, а хром - пусть блестит всем на радость!
Чуть дальше - уже прямо нормальный кемпинг: стоят палатки, часто прямо вокруг машин, люди явно здесь не на один день обосновались. А кто-то и не на одну неделю!
Поди плохо: загнал машину под большую палатку, она же чехол - и все под рукой! И спать можно, если это "Волга")
Однако где же находится этот кемпинг? А он такой в Крыму до самого последнего времени был такой огромный и дикий один: Саки, перед самой Евпаторией. А вот и вид на город:
Городской пляж изрядно наполнен (хотя и не переполнен), дети купаются и не заплывают за буйки (ну, большинство:)). Доминирует над набережной Никольский собор.
А на пирсе - прогулочные кораблики "Херсонес" и "Евпатория" (постройки Батумского судостроительного завода, совсем свежие - 1960 года).
Кстати, "Херсонес", по одним упоминаниям, жив и называется теперь "Шторм", а по другим данным, затонул в 2019 году в Самаре... Что касается "Евпатории", про нее ничего не известно. Но сам тип корабликов оказался удачным - "Аркадию" модернизировали в проект "Радуга", и в Крыму было еще не менее десятка похожих судов.
...Наши герои, впрочем, не собираются ставить автомобиль на прикол на весь оставшийся до отъезда отпуск. Потому что как не покататься по чудесным нешироким дорожкам и улицам Крыма? Это же Юг! Правда, чуть из курортной зоны выедешь - кругом в степных городках заборы глухие, высокие. Частный сектор. И лихачи-таксисты и приравненные - на "Победах". И сады пахнут одуряюще!
Кто путешествовал хотя бы в позднесоветские годы - не забудет, что один из главных видов досуга по дороге или в чужом городе - шопинг в местных магазинах. А вдруг что найдется, чего дома днем с огнем? Например, стекло для керосиновой лампы или еще что такое. Или вот книги - "выбросили" в сельскохозяйственный райцентр дефицитную книжку ("Библиотеку поэта", к примеру, или "Литпамятники") - и она там лежит, тогда как в столицах только по спекулятивной цене или пропала давно. Так что - понятно, что надо зайти в сельпо и примериться, что да как! И кстати, на ужин чего-нибудь прикупить!
В руках у Марины - бутылка, например, боржома. А каков, оцените, изысканный стиль вывески, а каковы в сельпо маркизы! Это Крым, товарищи!
Продолжение следует!