На днях я получил письмо, где депутат Нижнетуринского городского округа Суворов Сергей Вадимович, задает вопросы, возникшие после того, как на заседании городской Думы был рассмотрен вопрос «О медицинском обслуживании в 2011 году». Должен сказать, что работу Сергея Вадимовича знаю давно и оцениваю очень высоко, а о партийности даже не спрашивал - не столь суть это важно (на заметку всем политическим силам, испытывающим проблемы с наличием приличных и квалифицированных представителей). Вряд ли проблемы у него какие-то исключительные. И потому, по взаимному согласию, публикую это письмо с нашими (Мегус-АМТ) комментариями (может кто еще обратиться). Итак:
Исполнительному директору ООО Медицинского страхования «Мегус - АМТ», Президенту Ассоциации региональных Медицинских страховщиков «Территория», М.А. Стародубцеву.
6 октября 2011 года на заседании Нижнетуринской городской Думы был рассмотрен вопрос «О медицинском обслуживании на территории Нижнетуринского городского округа в 2011 году». Докладчик - главный врач МУЗ ЦГБ г.Нижняя Тура Мартынова Е.А. По словам докладчика с 1 января 2012 года имущество, оборудование, транспорт муниципального учреждения здравоохранения МУЗ ЦГБ Нижнетуринского городского округа будут переданы в ведение Правительства Свердловской области, что определяет в ближайшем будущем требования к ним. Администрации НТГО лишь предписывается создавать условия для нормальной деятельности учреждений здравоохранения.
26 октября 2011 года в Министерстве здравоохранения Свердловской области состоится защита штатного расписания и бюджета «Государственного бюджетного учреждения Свердловской области Нижнетуринская центральная городская больница» - так будет именоваться по-новому Нижнетуринская городская больница.
В связи с передачей в государственную собственность, со слов Елены Анатольевны, однозначно планируется сокращение коечного фонда.
Комментарий М-АМТ - стоит заметить, что сокращение коечного фонда никак не связано со сменой подведомственности ЛПУ. Снижение объемов госзаказа по стационару проводится ежегодно. Это, т.с., «федеральная тенденция/установка», ориентированная на «усиление роли поликлинического звена». Другое дело, что вопрос о том, «как это соотносится с потребностями населения, насколько эти формальные действия обеспечены должным ресурсом, не приведет ли это к ухудшению качества медицинской помощи» и стоит задать Депутату. Причем именно эта работа, на наш взгляд, и должна быть интересна представительной Власти. Другое дело, что обычно об этом им некому подсказать.
В прошлом году на защите госзаказа в Министерстве были озвучены следующие объёмы (которые будут предложены на 2012 год), которые ожидается оставить: 30 - коек терапевтических, 18 - хирургических, 13 - детских, 17 - родильного отделения, 17 - инфекционного отделения, 5 - неврологического.
Комментарий М-АМТ - эту информацию комментировать сложно, т.к. не видно, как их планируют изменить (нет данных по действующим койкам). При этом декларативное сопротивление «урезанию» бесполезно. Все равно урежут (такая политика, см.выше). Хотя есть примеры о том, как некоторые квалифицированные (и влиятельные) глав.врачи каждый год защищают свои цифры, и им госзаказ не режут. Мы дали рекомендации к кому (в какую территорию) обратиться.
Также с 1 января планируется перенаправление тяжелых больных с острыми и критическими состояниями (инсульты, инфаркты, острая пневмония, тяжелые травмы, ожоги и т.п.) в специализированные областные медицинские учреждения, список и адреса которых ещё точно не указан.
Комментарий М-АМТ - эта ситуация, в том виде, в котором она изложена, конечно, вызывает максимум вопросов. Дело в том, что предпочтение транспортировки неотложных и тяжелых больных на многие десятки километров (естественно - в течении более чем часа от выявления заболевания) оказанию квалифицированной помощи на месте, мягко говоря - рискованная затея. И непонятно, «имеет ли НТЦГБ собственные ресурсы (транспорт, вертолет) для того, чтобы направлять больного с острым инсультом (например, терапевтическое окно для тромболизиса 3-6 часов) в областной центр? или они будут каждый раз вызывать медицину катастроф?» (этот, очень правильный вопрос, поставленный нашим юристом, непосредственно вытекает из нашей судебной практики, где мы сейчас рассматриваем вероятность предъявления претензии к виновным в затяжке оказания медицинской помощи.
При этом, как нам сообщают, МУЗ ЦГБ г.Нижняя Тура «прикреплена» к горбольнице №4 г.нижний Тагил.
М-АМТ: Тут нам необходимо ознакомиться с документами о прикреплении.
Ведь Нижняя Тура (вообще-то город, с населением в 23 тыс.человек, а в Нижне-туринском округе - 30 тыс. чел.) гораздо ближе (примыкает!) к Лесному (56 тыс.жителей, правда это ЗАТО), где есть медицинская помощь достаточно высокого уровня. И на этом фоне смерти людей, возникшие из-за того, что вместо 15 минут людей придется вести до необходимой помощи 2 часа будут выглядеть, м-м-м - «несколько необоснованно». Ближе, чем Н.Тагил (но все равно недопустимо далеко) к Н.Туре (из более крупных территориальных образований), находятся г. Кушва (население Кушвинского ГО - 48,00 тыс. жителей), Качканар (50 тыс.жителей), Красноуральск (30 тыс.жителей). Так что если дело обстоит так, то депутаты, бьющие во все колокола, абсолютно правы.
Мартынова Е.А. пояснила, что так как финансирование медучереждения будет осуществляться за счет обязательного медицинского страхования, то необходимо сократить количество фельдшерско - акушерских пунктов на территории округа из 6 штук в 4 в качестве мер экономии бюджетных средств в ввиду их убыточности. Это предложено достигнуть за счет объединения двух ФАПов в одно, а именно ФАП п.Платина и п.Новая Тура в один, и ФАП п.Выя и п.Именная в ещё один. Итого останется 4 ФАПа в поселках.
М-АМТ - самый главный вопрос, который должен возникнуть в такой ситуации, универсален: «как, в такой ситуации, будет обеспечиваться доступность медицинской помощи?». Второй: «А Минздрав и ТФОМС в курсе? полагаю, существуют нормативы количества ФАПов, опять же кто уполномочил глав.врача экономить бюджетные средства? Считаю, это компетенция двух указанных органов». Дело в том, что финансирование лечебного учреждения будет осуществляться из нескольких источников, в том числе ОМС, но сокращение ФАПов не есть следствие того, что деньги ОМС в больницу поступать продолжат. Возможно, депутат недопонял логику главврача, если она была... Но доклада в письменном виде ни у нас, ни у него - нет. Действительно, сокращение ФАПов, скорее компетенция МЗ, здесь нужно смотреть нормативы. Вроде - по ОВП на одного врача общей практики полагается 1700 человек; на одного участкового врача - 1800.
Ну и попутный, правда слегка риторический, вопрос, каждый раз возникающий, когда нам встречается определение «убыточный» в отношении медицинского учреждения: «а, что теперь больницы должны приносить прибыль муниципальному образованию»? Правда, в сущности, этот вопрос не так уж и наивен. И, при определенных условиях (например адекватности тарифов на оказание медицинской помощи издержкам, возникающим при компенсации убытков при неоказании качественной медицинской помощи и должной оценки Государством (судебной системой) стоимости жизни и здоровья своих граждан) - он обоснован. Только этих условий нет и в отдаленной перспективе. Т.к. пока, суммы выплачиваемые людям, потерявшим здоровье, а то и жизнь из за дефектов организации здравоохранения - ничтожны. И сейчас проще (после колоссальных усилий и преодоления ведомственной защиты, включающей и Бюро судебно медицинской экспертизы, подчиняющееся МинЗдраву) выплатить несчастным людям копейки, нежели тратиться на должное финансирование медицины. Пойдем дальше:
В настоящее время кредиторская задолженность МУЗ ЦГБ составляет 7,2 млн.рублей из нее 1,7 млн. рублей за медикаменты, 383 тыс.рублей - по связи.
М-АМТ - интересно, какие «остатки на р/счетах»? Как эту ситуацию поясняет главврач (откуда задолженность? а проверка КРУ проводилась?)? Но, возможно это ему в плюс - взял лекарства в долг, лишь бы пациентов не заставлять покупать за свой счет!
В настоящее время работают только 5 телефонов: детские отделения, детская поликлиника и отделения скорой помощи. В течении 2 недель скорая помощь и.Ис работала без связи. Для жителей на магазинах поселка были помещены объявления с номером сотового телефона скорой помощи.
М-АМТ - ну, это, что называется, «без комментариев», ибо мы видим, всего-навсего, иллюстрацию того, как организуется медицинская помощь в глубинке. Между прочим ставшей известной даже на всю страну. Правда по печальному поводу, см.
http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5771/fi3696 , «26 марта 2010 года, телепроект ОРТ «Участок», передача «Я буду жить, доктор?». В местных СМИ об этом «Уральские власти, возможно, «дооптимизировались» с расходами - к больным перестала выезжать «скорая помощь», Есть уже 2 жертвы (
http://www.nr2.ru/ekb/266306.html ) и т. д. (обобщенно -
http://www.ostrow.ru/pogibli-mygchini.html ). Но поясним: в тариф ОМС расходы на связь не входят, эту статью расходов муниципалитет покрывает. И тут либо он (муниципалитет) задолжал, либо больница превысила бюджет/смету по этой статье расходов, и надо разбираться по каким причинам это произошло. Медикаменты по ОМС-технологиям входят в тариф ОМС, можно посмотреть как расходуется тариф ОМС... Но пока, для более эффективного разбирательства ситуации нам (ООО МС «Мегус-АМТ») сложно решать задачу с пятью неизвестными: что за медикаменты (по ОМС или по бюджету, конкурсные или нет и т.п.)? Есть ли задолженность по ОМС? Есть ли задолженность по смете муниципалитета? Есть ли остатки на р/счетах? И как расходуется тариф ОМС, не 100% идет на зарплату?
Со слов Елены Анатольевны, согласно «Кадровой концепции до 2012 года.», разработанной Министерством здравоохранения Свердловской области, предстоит большое сокращение штатов сотрудников.
М-АМТ - это при том, что все больнички кричат о недостатке кадров?
В области планируется сократить не менее 2 000 врачей стационарных отделений. По нормативу, на 18 койко-мест в хирургическом отделении ЦГБ - предусмотрен только 1 хирург на весь район. При нормативе 29 врачей на 10 000 населения, в Нижнетуринской ЦГБ 16,5 врачей на 10 000 человек. По статистике, в среднем по РФ приходится 38 врачей на 10 000 человек. В НТГО, в настоящее время работает 45 врачей.
М-АМТ - возможно (формально) все не так печально: численность доведут до норматива. Если она меньше - не должны сократить! Хотя с цифрами явно какой-то бардак - в НТЦГБ врачей ниже среднего по стране и ниже норматива, поэтому надо сократить?? Но, не исключено, зная реалии дел в нашей стране, тревога Нижне-туринских депутатов обоснована: они не уверены, сократят или нет, но уже боятся этого заранее...
Кроме того, Максим Ардалионович, хочу обратить Ваше внимание на проблему медицинского обслуживания детей п.Ис и п.Сигнальный и п.Косья. В настоящее время, в п.Ис прием детей осуществляет один детский врач и одна медицинская сестра. В п.Сигнальный и п.Косья прием ведут фельдшеры ФАП. В поселке Ис на учете состоят 963 ребенка. По нормативам положен 1 детский врач на 600 человек. Детский врач в п.Ис, Полетаева Надежда Леонидовна, пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди жителей поселка, за качественную высококвалифицированную работу. К сожалению, недавно она пережила инфаркт миокарда. Нагрузка на врача огромна, при вспышке заболеваний в этот осенний период на один прием поступало более 60-то детей. Кроме того, врачу необходимо посещать больных детей на дому. В поселке также есть: медсестра на 2 школы, и по 2 медсестры в 2-х детских садах.
М-АМТ - здесь проблему надо решать комплексно - смотреть, какая обеспеченность педиатрами соседних поселков, сравнивать с нормативами, просить 2 ставки вместо 1,5 и т.п.. И, опять же, все упирается в вышеуказанную проблему: «пока суммы выплачиваемые людям, потерявшим здоровье, а то и жизнь из за дефектов организации здравоохранения - ничтожны. И сейчас проще (после колоссальных усилий и преодоления ведомственной защиты, включающей и Бюро судебно медицинской экспертизы, подчиняющееся МинЗдраву) выплатить несчастным людям копейки, нежели тратиться на должное финансирование медицины».
Прошу Вас, Максим Ардалионович, рассмотреть представленную информацию на предмет законности указанных фактов и мероприятий, в рамках возможности и доступности реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь, а также на выполнение нормативно - законодательных актов при условии перехода в 2012 году МУЗ ЦГБ Нижнетуринского городского округа в государственную собственность. 04.10.2011г.
С уважением, депутат Нижнетуринского городского округа Суворов С.В.
Комментарий М-АМТ - анализ на предмет законности проводит прокуратура, это раз, нас не приглашали на заседание думы, это два, проводить анализ законности только на основании того, что кто-то что-то сказал, нельзя. Не ясно, кто вообще там присутствовал из владеющих хоть какими-то знаниями в сфере гос.гарантий, были ли представители МЗСО, ТФОМС? Или главврач просто ездила по ушам депутатов, ничего не понимающих в медицине? Каким образом готовился доклад главврача, согласовывался ли с органами управления? И еще: в свете перевода всех районных ЛПУ под Минздрав (причем именно со сменой формы собственности!) в каждом городе сейчас в судорожном темпе проводятся подобные заседания - см.сайт МЗ, там все подробно изложено (что должен сделать муниципалитет, как подготовиться к передаче «с баланса на баланс», подчистить хвосты, описать имущество и пр.). Главврачи, понятно, сами в шоке и ничего внятно объяснить не могут депутатам, которые, к тому же, мало что понимают в здравоохранении. Поэтому надо отделить проблему перевода ЛПУ с муниципалитета в область от текущих вопросов, в частности, 1) сокращение объемов госзаказа по стационару, и как следствие, сокращение коечного фонда, 2) неукомплектованность кадрами, в частности, участковыми педиатрами, 3) все остальное. Короче, нам нужен весь доклад, официально (!), а то...